Протопресвитер Феодор Зисис: Митрополия,"восстановленная" Варфоломеем - дело рук униатов и католиков

Jan 16, 2019 00:07

Продолжение труда виднейшего греческого богослова, обличающего ложь Экуменического «патриархата» о якобы необоснованности "претензий" Московского патриархата на Киевскую митрополию.

Данная часть называется «Разделение единой Митрополии Киевской и всея Руси - дело рук униатов и католиков»



Итак, в течение пяти веков с обращения русских в христианство (988 г.) до XV в. русский народ в целом (включая и сегодняшнюю Украину) имел единое церковное начало - митрополию Киевскую и всея Руси. Несмотря на перенос столицы из Киева во Владимир а затем в Москву по причине татаро-монгольского нашествия это единство сохранилось. Попытки создания второй и третьей митрополии с целью получения независимости юго-западными областями и интеграции их с католиками (посредством, главным образом, Польши, которая захватила некоторые области и стремилась их окатоличить) после краткосрочного успеха в конечном итоге не удавались благодаря вмешательству Константинополя, который был твердо привержен вековому принципу существования одной митрополии для многочисленного русского народа.

Как следует из документов, Константинополь хорошо понимал опасность окатоличивания, т.е. полного подчинения православных католическим епископам, поэтому иногда, чтобы избежать этой опасности рукополагал второго митрополита в областях находящихся под властью католиков. В своем питтакионе Вселенскому патриарху Филофею Коккину (1370 г.) король Польши Казимир излагает просьбу рукоположить в митрополита Галицкого Антония, чтобы был закон и порядок между русскими, многие области проживания которых захватил Казимир, и как он сам признается: «Земля осиротела. И после того я, Крал Ляхии (=Польши) приобрел землю Руси». В конце он высказывает угрозу, что если не будет рукоположен второй митрополит все русские будут обращены в католическую веру: «А не будет милости Божьей и благословения вашему сему человеку, не сетуйте на нас после, если придет жалостная нужда крестить руссов в веру латинов, так как нет митрополита в (Малой) России, а земля не может быть без закона» (В нашей книге «Константинополь и Москва», стр. 137-138).
Эту угрозу патриарх Филофей приводит митрополиту Киевскому и всея Руси Алексию в качестве оправдания того, что его принудили угрозами рукоположить Антония в митрополита Галицкого; однако, одновременно, отчитывает его за то, что тот оставил без пастыря в распоряжении польских захватчиков оккупированные области Малой Руси: «Слышал, что оставил повсюду христиан находящихся там в каждой области Руси, сидишь в одном месте, оставив без пастыря и без наставления и духовных визитов... И намеревался незамедлительно создать католическую митрополию, а также сказал, что обратит русских в веру латинян, и что было бы хорошо по-твоему, если бы содеялось? Я очень благодарен Богу, что он не сделал этого, а написал и потребовал от меня митрополию; тем самым вынудив меня рукоположить его, я послал его туда, поскольку нельзя было действовать иначе» (Там же, стр. 140-141).

Тем не менее, отделение Русской Церкви от Киева было все же временным и непродолжительным. Ситуация изменилась где-то в середине XV в. в историческом контексте униатского Ферраро-Флорентийского псевдособора (1438-1439 гг.), за которым последовало, по Божьему Провидению, взятие Константинополя турками. Чтобы избежать исламизации они согласились на окатоличивание, подписав унию псевдособора. На уровне управления и официального признания мы стали униатами, но святой Марк Эфесский и его преемник в православном сопротивлении (впоследствии патриарх) святой Геннадий Схоларий спасли православное самосознание. В течение 14 лет после псевдособора (1439-1453 гг.), пока по Божьему устроению Церковь не возглавил Геннадий Схоларий, Константинополь находился в подчинении латинян. Греческий митрополит Руси Исидор оказался главным героем псевдосоюза, который он, как только вернулся, безуспешно хотел навязать России. Давайте проследим как описывает эти события профессор В. Фидас:

«Участие Исидора в обсуждениях не было большим, хотя его роль в этот деле была значительной. В целом он следовал взглядам Виссариона Никейского. По словам епископа Мефонского Иосифа, Исидор был первым из тех, кто признал необходимость принятия предложенных папой условий для успешного союза и решительно действовал в этой связи в поддержку императора. Папа в своем письме митрополиту Исидору пишет очень тепло, в то время как сопровождавший Исидора суздальский иеромонах Симеон говорит, что „папа никого из митрополитов не любил, как Исидора“.

После долгих обсуждений и под угрозой турецкой опасности орос союза был подписан 5 июля 1439 г., а Исидор был одним из первых, кто принял унию. В синодальном деянии все следовали форме: „Орос подписал“ или „в свою очередь подписал“, тогда как Исидор из России поставил свою подпись после фразы: „согласен и не возражаю“. После принятия унии Исидор получил от папы титул кардинала и был назначен легатом de latere для провинций Литвы, Ливонии, всея Руси и Польши (Галиции), т.е. апостольским администратором церкви Севера за деяния в пользу унии...

После утверждения унии Исидор к концу 1439 г. покинул Венецию и проехал через Хорватию, Загреб, Будапешт, Краков, Перемышль, Львов, Галич, Холм, Вильну и Киев, словом и делом проповедуя объединение. В Москву он прибыл 19 марта 1441 г., но увидел что ситуация изменилась. Уже задолго до него туда прибыли бояре Фома, Симеон, Авраам Суздальский с остальной свитой Исидора и сообщили князю Василию и народу об унии.

Как только Исидор добрался до Москвы, он вошел по обычаю папских представителей следуя за латинским крестом. На богослужении он помянул первым имя папы Евгения IV, после чего дьякон прочел акт унии от 5 июля 1439 г. После этого митрополит России передал князю Василию послание папы, содержавшее просьбу помогать митрополиту в единении Церквей.

Князь, разозлившись, созвал епископский синод, который осудил митрополита Исидора и заточил его в Чудовом монастыре. 15 сентября Исидор сбежал и через Тверь добрался до Новгорода. Оттуда он направился к Литовскому правителю Казимиру а затем вскоре в Рим.

Во время осады Константинополя он был отправлен папой Григорием V для достижения успеха в объединении. Он добрался до Константинополя во главе отряда в 200 солдат. После переговоров с императором Исидор добился проведения 12 декабря в соборе Святой Софии богослужения священников римско-католической и Православной церквей, где были помянуты имена папы Николая и бывшего патриарха Григория. Во время обороны города ему был поручен район Влахерна, после захвата города турками он был пленен и продан как раб в Галате. Исидор смог сбежать и через Малую Азию, Хиос, Пелопоннес и Крит добрался до Рима, где получил от папы титул патриарха Константинопольского.

Из Рима он направил послание с горячим призывом ко всем правителям принять участие в крестовом походе против „предтечи антихриста и сына сатаны“ Мехмета ІІ Завоевателя...
С тех пор дорога к Русской митрополии для греческих иерархов была закрыта, а Русская Церковь встала на курс приобретения полной автономии. Как видим, в целом действия Исидора осложнили отношения Русской Церкви не только с Римом, но и с Константинопольским Патриархатом.

Иона был направлен в Константинополь, но после того как князь узнал о том что патриарх Константинопольский принял унию, он приказал делегации вернуться. В России же шла междоусобная борьба, во время которой великий князь Василий был ослеплен Димитрием Шемякой, а сами князья Шемяки были убиты. Иона был избран митрополитом в 1448 г. на Соборе, а патриарху было направлено письмо для получения от него благословения. Тем не менее междоусобицы ударили по русской митрополии, и в 1458 г. взошедший на престол Константинопольский патриарх Григорий рукоположил в митрополита Литвы ученика Исидора - Григория. Но Москва отвергла это рукоположение. Князь и митрополит написали письмо Литовскому князю и народу, чтобы они не вели действий по разделению Русской митрополии.

В 1459 г. в Москве был созван собор с целью предотвращения разделения Русской митрополии, на котором был закреплен порядок избрания Московских митрополитов русскими епископами независимо от Константинопольского патриархата. На этом соборе впервые был применен титул Митрополит Московский вместо установившегося титула Митрополит Киевский. В 1461 г. скончался митрополит Иона, а в 1462 г. - великий князь. В это время Россия почти полностью освободилась от татарского ига» (Власиос Фидас «Церковная история России» (988-1988 гг.). Афины, 1988. С. 156-160. О том, как русские противостояли Константинополю после Ферраро-Флорентийского собора и высылке греческого митрополита России Исидора. См. также Дмитрий Оболенский «Византийское содружество наций. Восточная Европа в 500-1453гг.», том 2, Салоники, 1991. 436 έ.).

Избрание и рукоположение Ионы русскими епископами в 1448 г. без какого-либо участия Константинополя означало освобождение и независимость Русской Церкви, которая в качестве канонического богословского обоснования приводила тот факт, что в Константинополе сидел не православный, а униатский патриарх. Правда она не смогла избежать разделения единой митрополии, несмотря на то, что епископский собор 1459 г. выступил против разделения. Годом ранее в 1458 г. патриарх Константинопольский Григорий Мама (печально известный своими униатскими убеждениями и приверженностью Ферраро-Флорентийским положениям) рукоположил в митрополита Киевского ученика Исидора выходца из Болгарии Григория. И снова попустительство одного тяготеющего к католичеству патриарха-униата (такого же, как и Иоанн Калека) имело плачевные последствия. Несмотря на то, что православие было восстановлено в Константинополе после восхождения на патриарший престол такой великой личности как Геннадий Схоларий, сразу же после падения Византийской империи произошло разделение единой Русской Церкви на две митрополии: Московскую и Киевскую, сохранявшееся более двух столетий (1458-1686 гг.).

Киевская митрополия, имевшая юрисдикцию в областях захваченных поляками и находившихся под их влиянием, испытывала сильное давление с целью окончательного ее отрыва от Русской Церкви. Киев стал центром деятельности иезуитов и униатов. Параллельно с окатоличиванием православных и церковного отделения их от России систематически велась работа по их национальному разделению с культивированием украинского самосознания, украинства и систематическим развитием русофобии. Нигде в греческих исторических источниках не встречается слово «Украина», а русский народ представляется единым в географической и демографической классификации - как Великая Русь, Малая Русь и Белая Русь. Нынешний украинец - это малорос, москвич - великорос, а белорус - белорос. Все что происходит сегодня на Украине с культивируемой русофобией и стремлением к озападниванию уходит корнями далеко в историю - к попыткам ополячивания и окатоличивания жителей. Это черные страницы истории соответствующие годам давления и гонений, особенно после разделения единой Русской Церкви на две митрополии: Московскую и Киевскую в 1458 г.

Выводы.

- Киев - естественная и неотъемлемая часть Русской Церкви от начала христианизации русских (988). Константинополь оберегал это единство русских и их Церкви. Только зломудрствующие и неправосмыслящие патриархи в периоды иностранного господства разделили русских в церковном отношении, под латинским или униатским давлением или влиянием. Нынешнее зломыслие патриарха Варфоломея повторяет ту же ошибку: перед лицом геополитического и культурного давления Запада, который целенаправленно культивирует и насаждает русофобию по принципу «разделяй и властвуй».
- Соборное решение 1686 г. восстановило единство между Киевом и Москвой на основе сознательной церковной политики Константинополя по сохранению единства великого и многочисленного русского народа. Теперь эта церковная политика отброшена, а Константинополь, взяв в союзники латинян и франков с Запада, причиняет ущерб не только России, но и всему Православию.

Фанар, РПЦ, СЦУ, униаты, католичество

Previous post Next post
Up