Константинопольская патриархия приступила к рассмотрению вопроса признания т.н. «Македонской церкви», самовольно выделившейся из Сербской православной церкви, -
сообщает греческое агентство Romfea.
Очевидно, действия Фанара стали ответом на недавнее
заявление патриарха Сербского Иринея:
«Всякий, кто помогает украинским раскольникам, - враг всех православных славянских народов и всего православного мира». Владыка Ириней заверил, что «Сербская Церковь полностью поддерживает единство и целостность Русской Православной Церкви и решительно осуждает действия униатов и раскольников, которые раздирают хитон Христов у купели Киевского Крещения, продавая свой народ врагам веры». «Сейчас мученическая Украинская Церковь - там, где святой князь Владимир крестил народ Святой Руси, - оскверняется кощунством раскольников, насилием и кровопролитием», - считает предстоятель Сербской православной церкви. - Конец их будет по делам их (2 Кор. 11:15)», - напомнил предстоятель сербов слова апостола.
Как известно, и на Балканах существует т.н. «Македонский раскол». В 1967 году было объявлено о самочинной «автокефалии» Македонской церкви - автономной тогда в составе Сербской православной церкви. Однако в Македонии продолжает действовать каноническая Охридская архиепископия Сербской православной церкви, тогда как «автокефалия» т.н. «Македонской православной церкви» 50 лет остаётся непризнанной.
И вот 30 мая в ответ на обращение премьер-министра Македонии Зорана Заева синод т.н. Константинопольской церкви объявил, что берётся за рассмотрение статуса «Церкви Македонии». Аргументирует «Константинополь» своё вмешательство в дела поместной Сербской церкви тем, что он,
дескать, «Мать-Церковь всех балканских народов, о чём говорит истинная история».
При этом в каноническом праве нет понятия «Мать-Церковь». Истинная же история говорит, что в переносном же смысле «Матерю всех церквей» именовали исключительно Иерусалимский патриархат.
Тем не менее, синод т.н. Вселенского патриархата решил принять в отношении Македонской церкви «надлежащие меры при непременных условиях соблюдения историко-канонических полномочий и привилегий Вселенского Патриархата». «Полномочий», заметим, которыми истинно Вселенская церковь в лице остальных 14 автокефальных патриархатов и митрополий Константинополь не наделяла. И «привилегий», о которых после впадения Константинополя в ересь Флорентийской унии не может быть и речи.
Таким образом, в случае антиканонических действий патриарха Варфоломея в православном мире наметятся уже два раскола, суммарный эффект которых может быть сопоставим с Великим расколом 1054 года.
Фонд стратегической культуры