По социальным сетям разбежались громкие заголовки: «Путин сравнил тело Ленина в Мавзолее с мощами святых», «Путин сравнил коммунистическую идеологию с христианством» и тому подобные. Заголовки вызвали ожидаемое волнение: многие поспешили истолковать это в том смысле, что, мол, президент путает коммунизм с Православием, а тело Ленина - с мощами святых.
Вся эта шумиха поднялась вокруг интервью Путина для документального фильма «Валаам», снятого телеканалом «Россия» о знаменитом православном монастыре.
Если бы Владимир Путин имел в виду нечто подобное, то это действительно было бы довольно неоднозначным посланием Однако на самом деле мы столкнулись с очередным примером медийного искажения.
… Для либеральной части интернета, которая пишет в «Фейсбук» по подпольному интернету из бараков ГУЛАГа, нужно, чтобы Путин саморазоблачился как кровавый коммунистический диктатор, эдакий Сталин сегодня. Для тех, кто, напротив, продолжает ностальгировать по коммунизму - чтобы он подтвердил любезный им курс на идеологический синкретизм, смешение Православия с диалектическим материализмом.
Ни того, ни другого в словах президента, как легко убедиться, нет.
Речь идет о другом - о том, что коммунизм позаимствовал многое из христианства. Прочитать в тексте именно идеологические симпатии к коммунизму или приравнивание В.И. Ленина к святым довольно трудно. Президент признает «богоборчество» советской власти и отзывается о нем с несомненным неодобрением.
Вот, например:
«Патриарх рассказывал: когда советские войска готовы уже были войти на архипелаг, они почему-то остались на берегу, пригласили священнослужителей из монастыря. Один из них поехал, и вдруг советский офицер ему говорит: «Сколько вам нужно времени, чтобы все собрать и уехать?» Они попросили несколько дней, собрали все самое дорогое, все святыни. Сами уехали и все вывезли.
И в этой связи я подумал: конечно, в тяжелейшие дни гражданской войны и богоборчества потом, когда были заложены семена раскола в российском обществе, семена единения всегда оставались с нами. В первую очередь, как раз благодаря Русской православной церкви. И то, что офицеры тогда позволили монахам уехать и вывезти святыни, - это лучшее свидетельство того, что семена единения никогда нас не покидали».
Слова, пересказанные в заголовках, находятся во вполне однозначном контексте:
«Православная вера всегда нас сопровождала, она укреплялась, когда нашей стране, нашему народу было особенно тяжело. Были совсем жесткие богоборческие годы, когда уничтожали священников, разрушали храмы, но одновременно ведь создавали и новую религию. Коммунистическая идеология очень сродни христианству, на самом деле.
Свобода, братство, равенство, справедливость - это же все заложено в Священном писании, это все там есть (На самом деле, совсем не та свобода и равенство, которые подразумевали революционеры, но до этого понимания не каждый христианин доходит. Будем надеяться, Путин дойдёт, - Д.С.). А кодекс строителей коммунизма? Это сублимация, это примитивная выдержка из Библии, ничего там нового не придумали (на самом деле, богопротивной ненависти там предостаточно, - Д.С.). Ленина положили в мавзолей - чем это отличается от мощей святых для православных, да просто для христиан? (Хотя бы тем, что это искусственный экспонат для поклонения, а не естественный сомолитвенник, - Д.С.). Мне говорят: «Нет, в христианском мире нет такой традиции». (Да, традиции мумифицировать трупы - нет, - Д.С.).Как же нет? На Афон поезжайте, посмотрите, там мощи святые есть, да и здесь тоже святые мощи Сергия и Германа.
То есть, по сути, ничего нового тогдашняя власть не придумала, она просто приспособила под свою идеологию то, что человечество уже давно изобрело».
Сергей Худиев / Взгляд