В Раде зарегистрирован законопроект об уголовной ответственности за «публичное унижение украинского языка», а также за использование русского языка вместо государственного.
«Публичное унижение или игнорирование украинского языка является противоправным деянием, тождественным надругательству над государственными символами Украины, и карается согласно закону», - говорится в документе. Чиновники также получат право измерять уровень владения языком у госслужащих, у тех, кто планирует получить украинское гражданство.
Ответ на вопрос "
Свободной прессы", для чего это делается, по мнению киевского публициста Дмитрия Скворцова, содержится в самой преамбуле законопроекта: целью его является «создание надлежащих условий для обеспечения и защиты языковых прав и потребностей украинцев».
- Заметьте, не граждан Украины, а именно этнических украинцев. И это не оговорка восьми десятков депутатов. Ибо прецедент ломания копий об определения «украинцы"/"граждане Украины» уже создан во время дебатов по закону о «голодоморе-геноциде». Да и чуть ли не каждая вторая статья нынешнего законопроекта свидетельствует, что суть его - наделение особыми привилегиями «титульной нации» за счёт поражения в правах «нетитульных».
Использование же русского языка запрещается (или крайне затрудняется) во всех сферах общественной жизни. И всё это, повторимся, ради «защиты языковых прав и потребностей украинцев». Логика закона сродни ку-клукс-клановской: «если дать неграм равноправие, от этого пострадают белые».
«СП»: - Откуда такое единство авторов-представителей казалось бы разных фракций? Вопрос о языке самая больная тема украинской повести дня?
- Разумеется, для большинства населения Украины всё более злободневным становится вопрос выживания. Но для верховной власти (вне зависимости от того, кто её представляет - «кучмисты» ли, «регионалы» ли, фашисты ли) вопрос о языке действительно самая больная тема украинской повестки дня. Чтобы обосновать смысл своего существования украинской власти требуется оправдывать смысл существования самого государства Украина. А это возможно, если удастся убедить население, что «Украина - не Россия» путём изничтожения в её пределах всего исконного. То есть - русского. Отсюда и такое единство в высшем органе украинской законодательной власти.
«СП»: - В Прибалтике есть Центр государственного языка, который штрафует за использование русского языка. Насколько эта практика приживется на Украине?
- Не приживётся по одной причине: Украина исчезнет скорее, чем требуется для повсеместного введения данной практики. Исчезнет, в том числе и потому, что с Украиной как с аппаратом принуждения будут ассоциировать попрание своих языковых прав огромная часть её населения. Причём, коренного населения, в отличие от Прибалтийских лимитрофов. И эта часть ещё помнит, что т.н. Украина всё же - Россия.
«СП»: - Подобный закон хотели принять сразу после победы «Майдана», но не решились. Почему решились сейчас? Что-то изменилось? Общество «дозрело»?
- Тогда не решились, потому что требовалось продемонстрировать Тавриде и Донбассу, что «мы разные, но мы едины». Теперь же, когда надобность в масках отпала вместе с надеждами на возвращение «оккупированных территорий», можно показать и истинную личину победившего на «Майдане» украинства.
«СП»: - Как к такому закону отнесутся в Европе, в той же Венгрии, Польше, Румынии? Ведь отмена языкового закона Януковича ударит не только по русскоязычным…
- Это будет зависеть от того, насколько независимы от Брюсселя в этом вопросе Будапешт, Варшава, Бухарест, Братислава и София. Так что тут важнее, как отнесётся к такому закону европейская бюрократия. А для неё Порошенко с камарильей пока что «свои сукины сыны».