Никита Михалков: "Я не против смены российского гимна"

Jun 01, 2017 10:02

Ещё на прошлой неделе, когда лучший, пожалуй, на сегодня саксофонист Старого мира Игорь Бутман попал в базу данных «Миротворца», промелькнула мысль - а не открыть ли галерею портретов тех достойных людей, с которыми довелось общаться, и с которыми теперь вместе представляем угрозу безопасности второго по военной мощи государства Европы. Утвердился в мысли сей после известия о запрете Никите Михалкову на въезд вна…

Итак, Михалков о своём грехе агитации за Ельцина, а также об Охлобыстине, Басилашвили, либералах, Лунгине, Иване Грозном, гимне «Боже Царя храни!» и предложении Палыча нашего дорогого покушать.

В воскресенье, 18 сентября 2011 года, в киевском представительстве Россотрудничества Никита Михалков представлял свою документальную картину «Иван Ильин».


Приобщение к классику (со студентами из Карпенко-Карого)
- Этот фильм положит начало видеотеке, посвященной выдающимся русским консерваторам: Столыпину, Шмелеву, Бунину, Зайцеву и др., - поясняет Никита Сергеевич. - В общем, всем, кто вывез Россию с собой, будучи изгнанными, и сохранил ее. Если и осталось что-то от великой России, то в их наследии.

Поругание либералами - великая честь

- Почему в рамках Столыпинских дней вы представляете фильм именно об Ильине?
- В философской мысли Ильина - прямая преемственность деятельности Столыпина. С той лишь разницей, что Столыпин «работал руками», а Ильин осмысливал и предрекал. Он ведь был еще и поэтом от философии. И как сказал Мережковский, по существу разница между героем и поэтом лишь во внешних проявлениях: герой - поэт действия, поэт - герой созерцания.
Но Ильин еще и пророк. В 1947 году он в подробностях описал, чем закончится большевизм (включая все перестроечные и постперестроечные беды). И это после Победы, после ТАКОЙ Победы! Для этого нужно было иметь фантастическую интуицию и колоссальное ощущение России. Конечно же, высказанные в фильме мысли Ильина о развале СССР вызовут бурю в лагере либерал-демократов, конечно же, я буду предан ими анафеме. Но оказаться поруганным вместе с Ильиным - большая честь для любого русского человека.
- Мне кажется, вы действительное выдаете за желаемое. «Демократы» вас давно уже анафеме предали. Но вот что интересно. Один из видных либеральных деятелей, выступавший на посольском вечере, посвященном Столыпину Михаил Швыдкой, припомнил Петру Аркадьевичу якобы разрушение крестьянской общины Но даже если бы это и соответствовало действительности, вспомним Ильина, который видел в понятии «частная собственность» высокий нравственный смысл. И как пример не уставал приводить цели аграрной реформы Столыпина. То есть получается, ради «черного словца» наши рыночники ругают Столыпина фактически за «рыночность». Или с чего это они вдруг запричитали об общине?
- Ну потому что держаться-то им не за что. Ведь ничего за историю России они не смогли дать созидательного. Все попытки либерального переустройства страны заканчивались либо ничем, либо кровью. Так же и у нынешних: смотрите, они еще не успели поздороваться - уже разос...лись! Хотя среди либеральной интеллигенции есть очень приличные люди...
- Назовите хоть пару.
- Ну... Басилашвили, например.

- И насколько приличной была его позиция по отношению к осетинским событиям 2008 года?
- Ответ на этот вопрос дал еще Грибоедов: «колебание умов ни в чем не твердых». Именно поэтому они посылали микадо поздравления с победой в русско-японской войне...
- А в Киеве сегодня ставят памятник Богрову (убийце Столыпина. - «2000»).
- Да ладно вам!
- Бутафорский, но новость-то обошла интернет. Цель достигнута.
- Слава Столыпина от этого, конечно же, не померкнет. Увы, почти нет сейчас личностей, которые так актуальны. Были на Руси святые, были герои, были воины. А вот такое соединение энергетики, понимания России, знания людей русских, осознания того, что с русским человеком нужно разговаривать... Отсюда понимание того, что сила власти заключается именно в возможности как можно реже ею пользоваться. Но когда нужно - обязательно пользоваться!
Мне бы очень хотелось, чтобы люди, берущие ответственность за страну, попытались услышать тех, кто в этой стране живет. Вот и все, что я хотел сказать этим фильмом.
Охлобыстин как проект
- В фильме об Ильине вы клеймите икону сегодняшних либералов - Ельцина как одного из разрушителей великой страны. Но кто как не вы в 1996 году агитировали за Бориса Николаевича, оппонируя в студии Говорухину, который выступал за Зюганова.
- Да! Потому что Зюганов предлагал путь к справедливости без православия как корневой системы нашей нравственности. Поэтому он не осознавал: то, что было сделано его предшественниками, причинило чудовищный вред стране и народу. Да, была индустриализация. Да, была победа в войне. Но какой ценой!
Тем не менее я с большим уважением отношусь и к Зюганову - как к человеку, выступающему за справедливость. Но не те методы он предлагает.
Что же касается Ельцина и его команды - на них возлагались очень большие надежды... Значение того, что они сотворили, будет еще очень серьезно переоценено. Не желаю никому зла, но они по сути совершили то же самое, что и большевики, только с обратным знаком - революцию, а не эволюцию.
- Тогда очень многие надеялись и на то, что вы пойдете в президенты.
- Нет, нет - не мое это дело!
- А дело ли Охлобыстина? (Актер, режиссер, православный священнослужитель, заявивший о намерении баллотироваться в президенты РФ. - «2000».)
- Абсолютно медийный проект. Я не могу к этому серьезно относиться. Он, безусловно, очень правильные вещи говорит. Но важно не только то, что вещается, но кто это произносит.
- А что вас смущает в его фигуре?
- Услышав то, что он услышал, к чему приобщился как священник, и после этого по телевизору рекламировать оператора мобильной связи!
- ...ассоциирующегося с «Билайн» - спонсором гастролей похотливой барышни, избравшей себе псевдоним Мадонна (Богоматерь, то бишь). Гастролей, где певичка с терновым венком на голове распинается на кресте.
- Или наблюдать его - священника - в фильме «Царь». Знаете, все это мне напоминает начало XX века. Декаданс, распад. Когда все можно, все на продажу, все существует как PR. Эпатаж, стеб над тем, над чем нельзя смеяться.
- А может, это новые формы? Вспомните свой первый профессиональный фильм, снятый в чужеродном для нас жанре вестерна. И о самом святом, как тогда считалось.
- Это не было глумлением. Тут же мы наблюдаем примерно то, как «птенцы гнезда Петрова» смеялись над бородами своих родителей. В это вкладывалось презрение ко всему, что было органичным для страны все допетровское время. Время, когда страна стремительно развивалась. В итоге произошло расслоение страны: на вернувшихся из Европ - и народ.
- Судя по неприятию «Царя» Лунгина, вы считаете, что страна и при Иоанне Васильевиче развивалась.
- Это великий был государь. Образованнейший человек!

Общеевропейский дом престарелых
- Еще в 1950 году Ильин предостерегал, что с падением КПСС «мировая пропаганда бросит во всероссийский хаос лозунг «Народы бывшей России, расчленяйтесь!» ...и в стране начнется ...хаос передвижений, возвращений, отмщений, погромов, развала транспорта, безработицы, голода, холода и безвластия». «Мы знаем, - писал Иван Александрович, - что западные народы не разумеют и не терпят русского своеобразия. Они испытывают единое русское государство как плотину для их торгового, языкового и завоевательного распространения. Они собираются разделить всеединый российский «веник» на прутики, переломать эти прутики поодиночке и разжечь ими меркнущий огонь своей цивилизации... Россия... есть прежде всего великий народ, не промотавший своих сил и не отчаявшийся в своем призвании... Не хороните же его преждевременно! Придет исторический час, он восстанет из мнимого гроба и потребует назад свои права!» Имел ли великий философ в виду и права на утраченные территории?
- Я думаю, он имел в виду более широкие понятия. Россия вернет свое место. Вернет сакральность славянской цивилизации, вернет генетический код. Это, я думаю, он имел в виду. Ильин говорит не как жить, а зачем жить: «жить надо ради того, за что можно умереть».
Вспомните, когда русскому купцу приходилось очень туго, он шел даже к конкуренту за помощью, и достаточно было написать карандашом на первом попавшемся клочке бумаги дату отдачи долга - без чемодана нотариальных бумаг. В расчете на сострадание, и расчет этот срабатывал.
- Вам ли говорить о купеческой чести и сострадании - взяли и обманули бедную Ларису Дмитриевну!
- Чего не сделаешь по воле Александра Николаевича Островского!
Но если серьезно, вся мерзость человеческая - она присуща и нашему народу. Но сострадание, собственно, и отличает нас от другого мира - живущего по принципу «How are you? - I'm fine!» Я сам сколько раз с таким сталкивался! «Ah, wow! Unbelievable! How are you?» Но как только по наивности начинаешь рассказывать, как дела, на тебя смотрят как на идиота. Потому что не для того спрашивали, как дела, чтобы ты о них рассказывал. У тебя «fine!», и у меня «fine!» Все, до свидания! Это пинг-понг, который, кстати, определяет нормы «мировой цивилизации».
А у нас: «Как дела?» - «Да ты понимаешь...» - «У-у!» И сели: «Ну, давай наливай!» Это русский характер. И здесь - в Киеве - то же самое. Ни в одной стране не беседуют за столом о проблемах бытия, об истории, о духовной жизни. Я, конечно, говорю о тех, кто есть соль славянской православной земли, но они и формируют нашу цивилизацию. У нас своя цивилизация! И это цивилизация, без которой мир будет неполным. Кроме России, нет страны, которая могла бы соединять в себе западную культуру и восточные ветры.
- И где границы этой цивилизации?
- Думаю, Балканы и Дальний Восток. Мы триста лет на себе держали татар, и если бы не было России, Саркози «чесал» бы по-татарски сейчас.
Медный всадник зовет нас в Европу, а Ильин в строках о русском народе, «не промотавшем еще окончательно своих сил», о «прутиках, которыми Европа пытается разжечь меркнущий огонь своей цивилизации», призывает не догонять то, что умирает... Европа объединяется, думая, что из пятнадцати стариков получится один молодой. На самом деле это очень хороший такой, благополучный дом престарелых: теплая постель, горячая вода... Мы хотим на это быть похожими?

Водка без любви - деньги на ветер
- Не думайте, что я заклятый антизападник. Я просто хочу сказать: вот это - мое, со всеми неприглядными потрохами. Я сам разберусь с этими потрохами без вашей помощи, если только это не техническая помощь.
Вы посмотрите, во что мы превратились уже за первое двадцатилетие большевистской власти: вывозили из побежденной Германии вещи, тогда как мир вывозил технологии и ученых. Мы везли результат чужого труда. Мы и сейчас продаем свои недра, а покупаем результат чужого труда.
Вот вы мне ответьте на один вопрос - ну как можно выиграть войну и жить в таком г..?! Вы видели фильм Оливера Хиршбигеля «Бункер» о последних днях Третьего рейха? Прекрасная картина! Просто очуметь! Так вот, побитый бомбами Берлин снят в двадцати минутах ходьбы от Невского проспекта! В современном Петербурге! То есть мы продаем немцам свою разруху под видом того, как мы разбомбили Берлин!
- Ну ответ на ваш вопрос, наверное, лежит в документальных кадрах чемоданов с коррупционными долларами - из вашего же фильма.
- Это ответ на вопрос «как?» А у меня ответ «почему?»
Столыпин, проводя реформы, прекрасно представлял себе фольклорное мышление русского человека - его мечты о скатерти-самобранке, о печке, на которой можно годами лежать, а она еще и ездит... Это не значит, что русский человек не хочет зарабатывать деньги. Хочет. Но за одни лишь деньги он ничего делать не будет. Ему нужны любовь и уважение - то, на чем основана русская культура.
А иначе у нас всегда будет бизнес по-русски: украсть ящик водки, водку слить, бутылки сдать, а деньги пропить. Шестиполосный интернет тянем в деревню, а затем уже соображаем, что там нет электричества.
Вот и теперь только с пятого раза смогли кино запустить - да у нас иначе и быть не может - мы же «гей, славяне!» К тому же бесы работают - такую картину они не могут пропустить просто так.
- Выступая на Всемирном русском народном соборе, вы сетовали, что русский народ не поет своего гимна. Вы говорите, что гимн, в котором (в последней его редакции авторства Сергея Михалкова) упоминается Бог, - хранитель России, это гражданская молитва. А желали бы, чтобы когда-нибудь гимн поменялся на «Боже, царя храни?»
- Конечно! Но для этого должен поменяться государственный строй в России.

P.S. Глава Россотрудничества на Украине К.П. Воробьёв (собственно пригласивший по старой и очень крепкой дружбе мэтра в Киев), вынужден был прервать наше общение. Тактично заметив, что Никита Сергеевич маковой росинки с утра не держал, он предложил перекусить в каком-то из ближайших ресторанчиков. На это Михалков стразу же ответил посьбой: «Только не надо дорогих заведений, если можно». «Ну тогда McDonald’s тут рядом…», - поддел известного антиглобалиста Палыч. «Ну, разве что, с русским меню», - парировал Михалков.
Такого фаствуда в Матери городов русских не оказалось, как вы догадываетесь.

#Михалков

Previous post Next post
Up