30 марта (17-го по русскому стилю) - прп. Алексия, человека Божия (411 г.)
Алексий был сыном римского сенатора Евфимиана. Тот, как истинный христианин, ежедневно накрывал в своем доме столы для сирот и вдов, путников и нищих. Сын же его в нищих находил образ Христа - не имевшего ни имущества, ни собственного дома.
Когда Алексий достиг совершеннолетия, родители выбрали ему в жены девушку из императорской семьи. Но, с особой остротой увидев на собственной свадьбе суетность мира, Алексий покинул той же ночью отчий дом. «Да будет между нами Господь, пока не обновит нас в жизни вечной Он», - были его прощальные слова, обращенные к жене.
На корабле, отплывшем на Восток, Алексий сошёл в Лаодикии. Здесь он пристал к погонщикам ослов и добрался до Эдессы. Раздав остатки поклажы, Алексий надел лохмотья и сел среди нищих в притворе храма. Питался хлебом и водой, а свою милостыню раздавал милостыню калекам и старикам.
Так прошло 17 лет. А на восемнадцатый Богородица открыла во сне церковному сторожу, что нищий Алексий - «человек Божий». Но как только христиане Эдессы потянулись к нему, преподобный бежал из города.
Судно, на котором он намеревался попасть в Малую Азию, в бурю сбилось с курса и прибилось лишь к берегу родной для Алексия Италии. Преподобный увидел в том Божий промысел и пошел к отчему дому, будучи уверенным в том, что его не узнают.
У отца Алексий попросил приюта. Тот, зная о странствиях сына, был только рад принять путника, отведя ему место в прихожей. Так к добровольным лишениям Алексия добавилось еще одно: некогда собственные слуги стали исподтишка издеваться над ним. Но
.преподобный с готовностью и смирением принял дополнительное испытание (он по-прежнему питался только хлебом и водой, а ночью больше молился, чем спал).
Прошло еще 17 лет. Когда же пришел час кончины, преподобный решил описать свою жизнь и еще раз попросить прощения у родителей и невесты. А через несколько дней в соборе святого Петра прозвучал Голос свыше: «Ищите в доме Евфимиана человека Божия, чтобы он помолился о Риме и народе его». Император Гонорий и Папа Римский Иннокентий I поспешили к Евфимиану и обнаружили в коморке под лестницей усопшего Алексия. Лицо святого излучало сверхественное сияние, а в руке он держал свиток.
Когда текст был прочитан, отец, мать и жена Алексия с плачем припали к святому. Ложе с телом преподобного император Гонорий и Папа лично перенесли на центральную площадь. К нему стал стекаться народ. Многие при этом исцелялись даже от врожденных недугов.
Сегодня нам не так легко понять, в чем святость Алексия, который вынужден был принести страдания своим ближним. Но ни для них, ни для наших далеких предков такой вопрос даже не стоял. Алексий - человек Божий был, пожалуй, самым первым святым, особо почитаемым на Руси, потому что идея т.н. нищелюбия во многом формировала русскую нравственность XI-XIII вв. Ключевский писал: «Любить ближнего - это, прежде всего, накормить голодного, напоить жаждущего, посетить заключенного в темнице. Человеколюбие на деле значило нищелюбие. Благотворительность была не столько вспомогательным средством общественного благоустройства, сколько необходимым условием личного нравственного здоровья, она больше нужна была самому нищелюбцу, чем нищему… Если… вдруг исчезли бы в древней Руси все нищие и убогие, кто знает, может быть, древнерусский милостивец почувствовал бы некоторую нравственную неловкость…».
А в Риме и сегодня Алексий остается самым почитаемым святым у… молодоженов. Расписавшись, они спешат поклониться его мощам.