Сегодня, 29 сентября, на Афоне, Волыни и Буковине, в Киеве, Пермском крае и, конечно, в Одессе отмечают память «своего святого» - преподобного Кукши Одесского. Праведность его (удостоверенная
многочисленными чудесами, как при земной его жизни, так и после), настолько велика, что дата успения преподобного наряду с днём успения прп. Амфилохия Почаевского (современников ещё многих из нас) внесена отдельным пунктом в так называемую «
Хронологию истории Украинской Православной Церкви».
Почему «так называемую»? Да хотя бы потому, что ни прп. Кукша Одесский, ни прп. Амфилохий Почаевский не состояли в «Украинской Православной Церкви».
Данная структура Московского патриархата была создана только в 1990 г. И то - вследствие шантажа Филарета, пугающего патриархию расколом на Украине. Раскол (вернее, откол) он всё равно устроил, но детище анафемы продолжает функционировать, и к нему теперь приписывают задним числом всех святых, Руси Малой просиявших. Вполне, в логике составившего Тавтологию… простите, «Хронологию истории…» Информационного отдела УПЦ, который в последнее время особо тужится уверить свидомитов, что каноническая церковь на Украине ну ни какого отношения не имеет к Московскому патриархату.
Благо дело есть ещё в УПЦ архиереи, не заискивающие пред врагами Церкви. «Наш Новороссийский край, город Одесса… Здесь всегда умели хранить истину неповрежденной, -
утверждает Митрополит Одесский Агафангел. - Мы уверены, что за эту истину народ Божий будет стоять. И церковь наша будет совершать надвременную миссию, не взирая на те соблазны искушения, которые по наущению даиавола проникают в лоно Церкви… Господь с теми, кто не изменяет истине, кто остается верен Ему… Мы все должны знать и помнить слова преподобных Лаврентия Черниговского, Кукши Одесского о единстве Святой Руси, о единстве с Матерью-Церковью».
Не потому ли служба сегодняшнего дня чествует прп. Кукшу, как святого молитвенника исключительно Русской земли: «... днесь веселится Русь Святая, днесь ликует земля Одесская»; «ныне торжествует земля Русская... не оскуде бо преподобный в Руси Православней» и «Небесе и земли Царицу... моли, отче преблаженне, да спасет удел Свой земной - Русь Православную...». Так же и прп. Амфилохия Почаевского (лично удостоверившего действие благодати Божией на прп. Кукше) прославляет на службе «Рyсь святaя» как «угодника своего новоявлeннаго».
Русь святая, это и Новороссия, где - в с. Гарбузинка Херсонской губернии (ныне Николаевская обл.) - родился 1874 г. у Кирилла и Харитины Величко мальчик Косьма (второй из четырёх их детей). «Мать преподобного в юности желала быть монахиней, но родители благословили ее на замужество, - читаем в
житии святого. - Она же молилась Богу, чтобы кто-либо из ее детей сподобился подвизаться в иноческом чине». Благочестие Харитины передалось Косьме, с детства отличавшемся состраданием к людям. Поэтому именно Косьме было поручено отвести его двоюродного брата, одержимого нечистым духом, к одному старцу, изгонявшему бесов. Тот исцелил юношу, а Косьме сказал: «За то только, что ты привез его ко мне, враг будет мстить тебе - будешь гоним всю жизнь».
В 20 лет Косьма вместе со односельчанами отправился паломником в Иерусалим (это к разговорам о «невыносимом материальном и социальном положении крестьян при царизме»), а на обратном пути посетил Афон. Здесь он и разгорелся желанием служить Богу в монашестве.
Возвратившись домой за родительским благословением, молодой человек решил также навестить
киевского чудотворца Иону. Ещё даже не услышав слов Косьмы, старец коснулся его головы крестом и произнёс: «Благословляю тебя в монастырь! Будешь жить на Афоне!».
Здесь имеет смысл остановимся на фигуре преподобного Ионы. Будущий основатель киевского Троицкого монастыря Иван Мирошниченко родился под Кременчугом - первой столицей Новороссии. С юности он часто паломничал по монастырям и, в конце концов, осел на целых 8 лет послушником у самого Серафима Саровского. В 1843 г. Иоанн Мирошниченко принял монашество с именем Ионы, и в 1845 году был рукоположен в сан иеродиакона.
Промысел Божий привёл о. Иону в Киев. Здесь он обрёл многочисленных духовных чад, в том числе княгиню Васильчикову - дочь Московского генерал-губернатора кн. А.Г. Щербатова и супругу Киевского генерал-губернатора члена Государственного совета Российской империи кн. И.И. Васильчикова. Княгиня всячески содействовала прп. Ионе в постройке обители. «В 1867 году построена была деревянная церковь во имя Святой Троицы, которая в 1871 году заменена обширным и великолепным каменным храмом, - читаем на интернет-странице Троицкого Ионинского монастыря. - Княгиня Васильчикова пожертвовала от себя монастырю дачу в 55 десятин земли близ Киева».
Таковы «имперские» основания одного из наиболее почитаемых монастырей Киева. Тем более удручает, что информационная политика УПЦ (МП) проводится ныне выходцами из Ионинской обители.
Но вернёмся к преподобному Кукше. Отец не сразу согласился отпустить сына в монастырь. А мать, в конце концов уговорив мужа, с великой радостью благословила Косьму Казанской иконой Божией Матери, с которой святой не расставался всю свою жизнь, и которая была положена ему в гроб.
В 1896 году Косьма поступил послушником в Русский Пантелеимонов монастырь на Афоне. Здесь он через несколько лет заслужил благословение нести послушание у Гроба Господня в Иерусалиме.
Геополитические бури начала XX в. вернули монаха в Россию - в Киево-Печерскую лавру. «Это были годы жестоких гонений на Православную Церковь, - напоминает житие. - Когда Лавры коснулась волна самосвятских расколов, отец Кукша был примером для других в сыновней верности канонам Матери-Церкви». Сейчас, признаем, гонения ещё не столь жестокие, как тогда. А пример верности Церкви уже многим - особенно из священноначалия - ох как востребован.
Напомним, ещё в начале 1919 г. петлюровская Директория разработала законопроект, предусматривающий создание «Украинской Автокефальной Православной Церкви». Как только большевики вышвырнули из Киева Петлюру, тдел религиозных культов ВУЦИК… продолжил дело последнего, предписав автокефалистам «немедленно занять» Софийский собор. Предварительно НКВД «зачистило» храм от православных верующих. Здесь и был проведён учредительный «собор УАПЦ». Однако - как ни старались чекисты (при всех своих методах "убеждения") - ни один епископ на него не явился. Поэтому первый украинский «епископ» был рукоположен не священноначалием, а "высвячен" национально-свидомыми гражданами (за что автокефалы и были прозваны в народе «самосвятами»).
Поскольку, несмотря на всемерную поддержку большевиков, в «УАПЦ» верующие отказывались вступать, в 1930 г. «самосвятской церкви» пришлось объявить о самороспуске. Более того, почти все вожаки автокефального движения на страницах советской прессы заявили об отказе от Бога.
Но до 30-го Церкви русской надо было ещё дожить. И понести земные потери, приобретя молитвенников на небесах. Один из них, священномученик Владимир Богоявленский, оказался единственным в истории митрополитом, поочередно занимавшим кафедры всех исторических столиц России. Киевский период стал для него последним. На него оказывалось страшное давление Центральной рады, требовавшей автокефалии. Священники, выступавшие за единство церкви, вообще подвергались репрессиям. Митрополит, чтобы поддержать паству, выступил с посланием: «Для нас страшно даже слышать, когда говорят об отделении южно-русской Церкви от единой Православной Российской Церкви. Не из Киева ли шли проповедники Православия по всей России? Среди угодников Киево-Печерской Лавры разве мы не видим пришедших сюда из различных мест Святой Руси? Не совместно ли те и другие созидали Единую Великую Православную Российскую Церковь? К чему же стремление к отделению?».
25 января 1918 года священномученик был зверски убит. По свидетельству случайных очевидцев преступления, последними словами митрополита Владимира была просьба к Господу о прощении убийц.
Пример таких как свмч. Владимир Богоявленский и придавал силы таким как Кукша…
Однажды - это было в середине 30-х Киево-Печерскую лавру посетил ее бывший насельник, духовный писатель Митрополит Полтавский Серафим. Когда о. Кукша подошел к нему за благословением, владыка воскликнул: «О, старец, тебе давно в этих пещерах место уготовано!».
Но преподобному предстояло сначала пронести и свой крест. В 1938 г. его приговорили к пяти годам лагерей. Четырнадцать часов в сутки 63-летний старец валил лес в Пермском крае.
«В то время в Киеве проживал епископ Антоний, который хорошо знал отца Кукшу и ценил за его добродетели, - продолжаем чтение жития Кукши Одесского. - Однажды Владыка под видом сухарей смог передать в лагерь преподобному 100 частиц сухих Даров, чтобы батюшка Ими причащался. Но разве мог он один потреблять Святые Дары, когда многие священники, монахи и монахини, долгие годы находившиеся в заключении, были лишены этого утешения? Под большим секретом все они были оповещены, и в назначенный день заключенные-священники в епитрахилях, сделанных из полотенец, по дороге на работу незаметно от конвоя быстро разрешали от грехов монахов и монахинь и указывали, где спрятаны частички Святых Даров. Так в одно утро в лагере причастились 100 человек. Для многих это было последнее Причастие в их многострадальной жизни…»
В 1948 году, после лагеря и ссылки, о. Кукша вернулся в Киево-Печерскую лавру. Здесь он обрёл десятки духовных чад, люди тянулись и тянулись в монастырь. Обеспокоенные органы «порекомендовали» священноначалию убрать старца из Киева. В 1953 он был переведен в Почаевскую лавру. Здесь преподобный был назначен киотным у «
Русской земли свободительницы» - Почаевской иконы Божией Матери, а также поставлен служить раннюю литургию в Пещерном храме и исповедовать прихожан.
В 1957 году о. Кукшу перевели в знаменитый Иоанно-Богословский монастырь села Крещатик на Буковине. В 1960 г. монастырь стал женским, и преподобный переехал в Одесский Успенский Патриарший монастырь, где и упокоился 24 декабря 1964 г. За несколько мгновений до смерти он произнёс: «Престало время» и очень спокойно отошел ко Господу.
Власти, боясь большого стечения народа, распорядились не принимать телеграмм из Одессы с оповещением о кончине знаменитого старца, требовали совершить погребение на его родине. Но наместник монастыря твёрдо ответил: «У монаха родина - монастырь».
Сегодня на Украине угоднику Божиему снова пытаются сменить Отечество. Не ведая, что ли, ЭТО отечество земное неразрывно с Небесным. Не накликать бы беды пущие на то земное, что и так пылает сегодня.
ФСК