Разъяснение Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ по поводу ситуации с ведением ГПУ следствия относительно обстоятельств последних лет предстоятельского служения почившего митрополита Владимира и допроса архиереев УПЦ
В связи с тем, что в прессе все чаще появляется информация о расследовании Генеральной прокуратурой Украины уголовного дела, версия которой заключается в том, что почившего Предстоятеля УПЦ Блаженнейшего Митрополита Владимира якобы пытались принудительно отстранить от управления Церковью, необходимо дать разъяснения.
Украинская Православная Церковь неоднократно призывала ответственные государственные органы осуществить раскрытие многочисленных откровенных и дерзких преступлений против верующих людей и свободы совести, которые были совершены в течение последних двух лет. До сих пор нет сведений о результатах следствия по убийству киллерами священника Романа Николаева и ужасного пытки, в результате которого погибла монахиня Алевтина (Кравчук). Хотя эти резонансные преступления были совершены более года назад, следственные органы ни разу не отчитались перед обществом о наказании виновных. Общество не проинформировано и о раскрытии обстоятельств
похищения настоятельницы и монахини одного из Киевских монастырей в июне 2013 года. Не менее дерзким стало избиение национал-радикалами православных прихожан с. Екатериновка на Тернопольщине 21 сентября 2015, следствием которого стала госпитализация 15 прихожан с травмами различной тяжести. И хотя целый ряд международных правозащитных организаций требовала всестороннего и незаангажированного расследования этого преступления против свободы совести, органы правопорядка также оставили его без должного внимания. Не предупреждены но не расследованы десятки случаев рейдерских захватов культовых сооружений, не были проведены необходимые следственные действия для нахождения тех, кто совершил в г.. Киеве 11 поджогов православных храмов. Не инициировано ни одного дела против откровенных случаев разжигания религиозной вражды и призывов к агрессии против верующих со стороны отдельных политиков и должностных лиц при проведении Всеукраинского Крестного хода.
На фоне такого откровенного бездействия силовых структур в отношении преступлений против жизни, здоровья и соблюдения права на свободу совести верующих украинских граждан, вызывает глубокое беспокойство настойчивое стремление Прокуратуры исследовать обстоятельства последних лет пребывания Блаженнейшего Митрополита Владимира во главе УПЦ. Ведь об основаниях для этого ни разу официально не заявлял как сам почивший Блаженнейший Владыка, так и те, кому делегированы представлять интересы УПЦ в государственных органах.
Обстоятельства проведения указанных следственных действий, которые попали в средства массовой информации, дают основания говорить о наличии попыток исказить представление о деятельности Блаженнейшего Митрополита Владимира на посту предстоятеля УПЦ путем спекуляций с физическим состоянием покойного Владыки, клеветы и откровенных сплетен.
Что касается формального отстранения Блаженнейшего Митрополита Владимира от непосредственного принятия участия в управлении Церковью следует напомнить, что оно произошло 24 февраля 2014 по решению Священного Синода УПЦ, на котором был рассмотрен Рапорт Преосвященного Митрополита Переяслав-Хмельницкого и Вишневского Александра (Драбинко), в то время ответственного за лечение митрополита Владимира. В своем рапорте Митрополит Александр (Драбинко) подробно изложил ситуацию с состоянием здоровья Предстоятеля и сообщил Священный Синод, возможности для его восстановления не существовало, следствием чего было избрание Местоблюстителя Киевской кафедры Украинской Православной Церкви.
Вместе с тем, отдельные вызовы на допросы в Генеральную прокуратуру архиереев УПЦ стали неприятным прецедентом в новейшей истории государственно-церковных отношений. Учитывая очевидную необоснованность необходимости уголовного производства относительно обстоятельств совершения почившим митрополитом Владимиром своего предстоятельского служения, а также многочисленные заявления отдельных украинских политиков против существования в Украине Украинской Православной Церкви, есть серьезные основания утверждать о давлении на священнослужителей УПЦ со стороны силовых структур.