31 марта 2016 г. ряд православных общественных организаций провели общественные слушания на тему Православная конференция «Гаванская декларация и “Всеправославный собор”: за и против».
Организаторами мероприятия выступили: Русский культурно-просветительный фонд имени Святого Василия Великого, Народное движение «Святая Русь», коллективный член Союза добровольцев Донбасса Корпорация ЕНОТ (E.N.O.T. Corp.), ряд общественных организаций и православных братств
Слушания показали большое смущение православного народа активизацией либеральных политических шагов Московской Патриархии, особенно - встречей Патриарха Кирилла с Папой Римским Франциском и запланированным «Всеправославным Собором».
На мероприятии выступало множество представителей духовенства из самых разных концов Русского мира, в том числе и такие известные люди, как
протоиерей Всеволод Чаплин, московский игумен Кирилл (Сахаров), протоиерей Анатолий Чибрик - духовник молдавского общества Блаженной Матроны, дьякон Владимир Владимирович Василик, - кандидат филологических наук, доцент исторического факультета Санкт-Петербургского университета, и многие другие.
Практически все они дали негативную оценку встрече Патриарха Кирилла с Папой Римским, и с точки зрения богословия, и с точки зрения принципа соборности. Ведь, как известно, Патриарх Кирилл открыто заявил, что о ней знали только пять человек, что он ни с кем не собирался советоваться о такой важной встрече. То есть, как практически единодушно отметили выступавшие духовные лица, голос архиереев в РПЦ перестает значить что-либо, не говоря уж о голосе духовенства, или мирян.
В режиме скайп-включения прозвучало и выступление известного старца иеросхимонаха Рафаила (Берестова), других представителей Афона. Они не только осудили экуменизм, но и выступили за не поминание Патриарха Кирилла на богослужении. Как известно, Патриарха уже официально не поминает и буковинский епископ Лонгин (Жар).
Впрочем, здесь мнение выступавшего духовенства разошлось. Часть священников выступила за то, чтобы молиться о вразумлении Патриарха Кирилла, осуждая при этом его либерально-экуменический курс.
С оговорками осудил встречу в Гаване и дьякон Владимир Василик, который, впрочем, высказал мнение и о том, что в самом факте встречи ничего плохого якобы нет. Это было негативно воспринято залом, но председательствующий дал возможность высказать и альтернативные точки зрения.
Выступавшие из числа православных мирян поддержали линию духовенства по критике встречи в Гаване и программы грядущего «Всеправославного собора». Известный церковный публицист, редактор сайта «Аминь.су» В. П. Семенко объяснил негативность экуменизма с точки зрения богословия.
Известный публицист и общественный деятель В. Е. Хомяков отметил также и опасность экуменизма для
национальной безопасности России - этой, по словам святых, «внешней ограды Церкви». Яркими были и выступления известного православного предпринимателя и общественного деятеля В. В. Бо́йко-Вели́кого, вице-президента Академии геополитических проблем К.Н.Соколова, Владимира Морозова - замполита движения «Енот корп.».
При этом В. В. Бойко-Великий призвал к трезвости и умеренности, призвал избегать раскола, чтобы не впадать в другую крайность.
В конце мероприятия выступал и специально приехавший из Киева председатель Союза Православных братств В. Б. Лукияник, также осудивший встречу в Гаване и документы для «Всеправославного собора».
Я в своем выступлении коснулся темы Украины. Обратил внимание на то, что давно идет «неформальное» подчинение приходов УПЦ МП Ватикану. Новая модель унии происходит на основе либерального фундаментализма, с помощью подкупа православного епископата и духовенства католическими фондами, информационной агрессии Ватикана. При этом данные Богом догматы и каноны отбрасываются, а во главу угла ставятся проблемы устройства в мире сем. Акцент делается на совместном «межконфессиональном» решении социальных проблем, на мире и безопасности.
Активизация такого поглощения православных приходов на Украине Ватиканом произошла после ряда встреч тогдашнего митрополита Владимира (Сабодана) с главой униатов Святославом Шевчуком, где были, как водится, и объятия, и «братские» поцелуи. Первая встреча между ними произошла 23 августа 2011 года, накануне «дня независимости Украины», очевидно, чтобы подчеркнуть ее «европейский выбор», независимый от России. Конечно же, митрополит Драбинко и болящий митрополит Владимир (Сабодан), верный ученик филокатолика Никодима (Ротова), с удовольствием встретился бы и с самим Папой Римским; однако его ранг позволял ему встретиться только с наместниками Папы на Украине…
Несмотря на острые дискуссии, в зале соблюдался порядок и соборность, были заслушаны самые разные мнения множества людей. В зале присутствовало более двухсот человек, десятки из них успели выступить. Собрание завершилось соборным принятием резолюции, в которой осуждался экуменизм. Собственно говоря, он уже давно осужден в Русской Православной Церкви.
Игорь Друзь. Председатель «Народного Собора» Украины и Новороссии
ПРОЕКТ ЗАЯВЛЕНИЯ (принят за основу Общественными слушаниями «Гаванская встреча и Всеправославный собор: за и против» 31.03.2016 г.)
Ваши Высокопреосвященства и преосвященства!
Ваши Высокопреподобия и преподобия! Братья и сестры!
Мы - ВЕРНЫЕ чада Русской Православной Церкви, обращаемся ко всем другим её ВЕРНЫМ чадам с призывом возвысить свой голос за её единство и предотвращение возможного раскола.
Наша Церковь переживает сложный момент. Многие усмотрели в гаванской встрече Патриарха Кирилла с папой Римским Франциском нарушение Апостольских правил и постановлений Вселенских соборов. При этом ни Церковь, ни даже, как выясняется, Архиерейский Собор в период подготовки встречи не были в курсе ее сути и документов, которые готовились к подписанию. К сожалению, объяснения Патриарха Кирилла, прозвучавшие в его проповеди в праздник «Торжества Православия», многих не убедили, а скорее вызвали новые вопросы.
Нам говорят, что нельзя называть еретика еретиком, потому что это «обидит» его, затруднит диалог с ним и не позволит привести его к покаянию. Да, мы не можем ненавидеть зараженных ересью людей, ибо они - наши «браться по Адаму», но мы отвергаем ересь, как учение, мы обличаем и увещеваем отпавших от Церкви. Если же сегодня нам запрещают считать еретика еретиком, то завтра могут запретить и само понятие греха, «чтобы не обижать грешника»!
Нам говорят, что гаванская встреча - чисто политическая, никакого отношения к вере не имеющая. Но задумаемся: возможно ли представить себе братские объятия Христа с сатаной - пусть даже во имя каких-то очень важных политических целей? Очевидно - нет! Так почему мы, «Тело Христово», должны поступать иначе?!
Нас пытаются убедить, что всё делалось с благой целью - спасти христиан, которые сегодня в мире массово уничтожаются. Но не потому ли и попускает Господь все эти убийства, что большая часть людей, считающих себя христианами, на самом деле являются членами сообществ, отпавших от полноты церковной, которые отныне нам, вопреки Символу Веры, предлагают именовать «другими христианскими церквями»? И не огромная ли часть вины за этот грех лежит именно на папизме, от которого никто не услышал покаяния ни в ереси, ни в продолжающихся более тысячи лет попытках уничтожить Православие и Россию, ни в развязанной при активном участии Ватикана и послушных ему униатов бойне на Украине?!
Самое же ужасное заключается в том, что все эти свои «политические решения» и новые откровенно экуменические подходы, способные кардинально повлиять на будущее Церкви и Православия в целом, сегодня принимаются лично Патриархом и крайне узким кругом его приближённых. Именно эта ситуация в Церкви порождает в нас, Её верных чадах все те сомнения и опасения, которые некоторые неразумные люди пытаются выдать за «раскол». Но последнее - злонамеренная ложь. Более чем кто-либо, мы стремимся не допустить раскола в Церкви, и именно поэтому непримиримо выступаем против всего, что этому расколу способствует или может способствовать.
Да, Патриарх был прав, когда говорил о поразившей Запад ереси «человекопоклонничества». Однако её появление не означает исчезновения всех прочих ересей, появившихся ранее. Патриарх почему-то ни слова не сказал о том, что выросла ересь «человекопоклонничества» из ереси папизма, где полномочия Христа и право говорить от Его имени были самочинно присвоены папе Римскому, объявившему себя «наместником Христа», непогрешимым «князем апостолов», дерзнувшему по своему произволу править догматы Христианства и сам Символ Веры. Удивительно ли, что в конце концов и каждый западный человек возомнил себя «равным Богу»?!
Нельзя не заметить и то, что сегодня «ползучее окатоличивание» всё глубже проникает и в сознание Русской Православной Церкви: многими святоотеческое предание, Апостольские правила и заложившие основы Православия постановления Вселенских Соборов сегодня воспринимаются куда меньшей Истиной, чем сказанное «батюшкой», епископом и, тем более - Патриархом.
Таким образом, мы имеем все основания опасаться за судьбу нашей Русской Православной Церкви как поместной общины упоминаемой в Символе Веры Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Ибо сегодня фактическая отмена Поместных Соборов, а теперь ещё и отстранение Архиерейского Собора от принятия важнейших для будущего Церкви решений, фактически уничтожили её Соборность. Признание в угоду экуменизму «другими церквями» различных отпавших от Христианства ересей в конечном счете отрицает Единство Церкви. Очевидное нарушение Апостольских правил и постановлений Вселенских соборов, касающихся общения и совместных молитв с еретиками, лишает Церковь права именоваться «Апостольской». А всё это вместе, очевидно, ведёт к потере Святости. Так можем ли мы, верные чада нашей Церкви, спокойно смотреть на всё это, лицемерно утешая себя, что «начальству виднее»?!
Посему мы взываем к соборному разуму Церкви, единственно способному сопоставить принимаемые решения со Святоотеческим учением и сделать вывод о приемлемости этих решений. Призываем всех верных чад Русской Православной Церкви провести по городам России аналогичные нашему Общественные Слушания, с приглашением не только православных мирян, но также клириков и ученых богословов, где обсудить беспокоящие ныне Церковь вопросы, возвысив голос за её единство и верность Христу. Это тем более необходимо и актуально накануне подготовки к проведению т.н. «Всеправославного Собора» на Крите, к проектам документов и решений которого существуют серьёзные претензии у множества православных клириков, монашествующих и мирян, - не только в России, но и в иных странах мира.
В сегодняшней ситуации шагом, наиболее отвечающим сохранению единства Церкви и предотвращению любых расколов, может стать проведение Поместного Собора РПЦ. Именно там возможно сформулировать соборное мнение Церкви - как по гаванской встрече, так и по подписанным на «Всеправославном Соборе» документам, раз и навсегда обличить ересь экуменизма и её последователей.
При этом мы, стремясь действовать в соответствии с Уставом РПЦ, направляем личные обращения ко всем епископам РПЦ с просьбой для прекращения разногласий и смущения в Церкви срочно созвать Архиерейский Собор, на котором:
· Дать оценку Гаванской встрече и подписанным там документам, а также документам «О миссии Православной Церкви в современном мире» и «Об отношении Православной Церкви с остальным христианским миром», которые планируется подписать на «Всеправославном» Соборе на Крите - на предмет соответствия их Апостольским правилам и постановлениям семи Вселенских Соборов и содержании в них еретических положений.
· Выступить с требованием переноса «Всеправославного» Собора на более поздний срок, как минимум - до достижения полного единства по документам о получении автокефалии православной Церкви, о переходе всех православных Церквей на календарь святых отцов семи Вселенских Соборов - юлианский календарь, а также до исключения из всех других документов положений, противоречащих основам Православия.
· Принять решение о срочном созыве Поместного Собора. Восстановить в Уставе РПЦ нормы принятия решений, соответствующие принципам Соборности.
· Ещё раз подтвердить решения Собора РПЦЗ 1983 г, подтверждённого при её воссоединении с РПЦ Московского Патриархата в 2007 г, о признании экуменизма ересью.
· Признать грехом и нарушением Апостольских правил противоречащее Символу Веры утверждение о существовании «многих христианских церквей», а также совместные молитвы с инославными, участники которых из числа клириков обязаны принести церковное покаяние.
Наши дальнейшие шаги должны зависеть от реакции на это обращение, причём ответ каждого архиерея (как и уклонение от ответа или отказ отвечать) будет нами опубликован и доведён до сведения всей Церкви.
Тех ВЕРНЫХ чад Русской Православной Церкви, которые, как и мы, готовы не только молиться, но и действовать ради преодоления возможных расколов в нашей Церкви, призываем объединяться в инициативные группы, связываться с нами и между собой для координации работы как по проведению Общественных Слушаний на местах, так и для последующих действий по подготовке Поместного Собора. Всех же прочих православных христиан призываем молить Господа об уврачевании ран нашей матери-Церкви, избавлении Её от ересей и расколов.
Аминь.