Что есть Афон для России в её нынешней духовной и геополитической ситуации? Об этом в Совете Федерации говорили зампред СФ Николай Федоров, председатель Комитета СФ по международным делам Константин Косачёв, кинорежиссёры Владимир Бортко и Владимир Хотиненко, историки Виктор Кондрашин и Юрий Петров, богословы, священники, публицисты, среди которых и обозреватель «
Украины.ру» Дмитрий Скворцов.
В конце января в Москве прошли традиционно проводимые Русской православной церковью (РПЦ) XXIV Международные Рождественские чтения. В этом году - году 1000-летия русского присутствия на Афоне - в работе чтений приняли и члены оргкомитета по празднованию этого юбилея на Украине руководитель пресс-службы Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) Василий Анисимов, глава движения «Православный выбор» Юрий Егоров, духовник культурно-просветительского центра «Киевский Иерусалим» Прот. Пётр Семащук и - в качестве соучредителя Киевского клуба им. Нестора Летописца - ваш покорный слуга.
На секциях и конференциях, посвящённых 1000-летию установления духовной связи Руси и Афона, конечно же, преобладали чрезвычайно интересные научные доклады (богословские, исторические, философские, литературоведческие) об этой уникальной монашеской республике (официально - Автономном монашеском государстве Святой Горы) - и значении её тысячелетней духовной связи с русскими государствами. Но вот в рамках Парламентских встреч «Русь и Афон: к 1000-летию русского монашества на Святой Горе», проходивших в Совете Федерации совершенно неожиданный поворот придали дискуссии выступления знаменитого кинорежиссера Владимира Хотиненко и главного редактора медиа-холдинга «Радонеж» Евгения Никифорова.
Евгений Константинович, в частности, призвал обратить внимание на такую угрозу духовной атмосфере монашеской республики, как «религиозный туризм».
- В последние годы мы наблюдаем нескончаемый поток жаждущих «духовных впечатлений», - заметил он. - Святая Гора превращается в объект некого «православного альпинизма». Гигантские переполненные паромы идут и идут на Афон. Монастыри превращаются в гостиницы, не справляясь уже со стиркой даже (посему привлекая штат со стороны). Без конца плодятся «ВИП-келии». И закономерно теряется Главное, ради чего создавался Удел Богородицы. Дух там ещё есть, безусловно. И наша задача, задача Русской Церкви, Русского государства (и не зря мы говорим об этом в зале Совета Федерации) - отстаивать ценности Афона, его самобытность. Да, это неимоверно трудно в условиях навязываемых т.н. «европейских ценностей». Значит, нужно убедить секуляризированный мир в том, что это часть европейских, но истинных ценностей, и открыть ему самобытность автономии Афона хотя бы с культурной точки зрения. А российское государство должно помочь Афону сохранить автономию собственно - отстоять те права, которые даны были афонской автономии более тысячи лет назад.
- Афон для многих, действительно, место лишь туристического паломничества, - согласился народный артист РФ, знаменитый кинорежиссёр, сценарист, педагог, актёр Владимир Хотиненко - Почему так?
Вот, опросите школьников: «что такое Афон?». И из тысячи с десяток от силы скажет: ну есть такое место на Земле, монахи там что-то делают…». Мне кажется, если серьезно говорить об Афоне как духовной идее, как о лампаде, то это нужно внедрять с детства. Если Афон это духовный ориентир, значит, с детства нужно прививать смыслы! Недавно вышел замечательный анимационный фильм полнометражный «Необыкновенное путешествие Серафимы» - замечательный опыт! Случился успех даже в нашем несусветном прокате! А ведь сеять разумное, доброе, вечное - задача невероятно сложная! По себе знаю, когда снимал и картины «
Поп» и «
Паломничество в Вечный город». Страшно, если такая - очень важная! - задача решается примитивно, неинтересно, глупо…
Конечно, можно тешить себя мыслью, что кто-то там далеко молится за нас. Но надо, чтобы Афон и здесь был! Чтобы он внутри нас был! Сейчас это архиважно. Потому что,
во время, в которое мы живём, пожалуй, материализовалась программа «беса» Верховенского: Дайте взрастить хотя бы одно или два поколения разврата!
Можем ли мы этому что-то противопоставить?
Ведь это невероятно сложно. Развратить легче. Намного легче.
Сейчас я собираюсь снять фильм по замечательному роману Алексея Варламова «Мысленный волк». «Мысленный волк» - это тот же бес (из молитвы Иоанна Златоуста «…От мысленного волка звероуловлен буду…»), пожирающий человека изнутри, толкающий на подлость. И в этом романе есть замечательная идея, греющая мою душу: Россия - с её огромной территорией, на которую всё время покушаются, или, в крайнем случае, недоуменно спрашивают «Зачем вам это всё нужно?!!» - это ковчег Спасения. И Афон, в таком случае - маяк, на который сей ковчег должен ориентироваться.
Первый зампредседателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Николай Федоров поддержал предложение Евгения Никифорова и нескольких других выступающих о поддержке Россией Афона:
- Всяческая поддержка - общественная и государственная - русскому присутствию на Афоне необходима. Само наше присутствие там жизненно необходимо.
Показательно, что тема «Защита Святой горы Афон как уникального места в мире, где присутствуют тысячелетние монашеские традиции» была заявлена как одна из основных в повестке дня Парламентской встречи.
Ваш покорный слуга, возвращая аудиторию к вопросу незамутнённости Афонского духовного источника, обратил внимание аудитории на ещё один вид «паломничества» в святогорские монастыри - политического:
- У нас на Украине каждый президент, лже-президент, кандидат в президенты, в мэры непременно едет на Афон, дабы, как они рассчитывают, заручиться поддержкой самой многочисленной конфессии - УПЦ МП. Там, чтобы быть допущенными к Причастию (что также на самом деле рассматривается не более чем пунктом такого вот «политического паломничества»), они обещают, что никогда более не появятся в униатских и раскольнических капищах. Но как только усаживаются в вожделенные кресла, забывают об обетах, продолжая «причащаться» у тех же филарэтовцев с униатами.
Есть ли возможность через связь с тем же Пантелеимоновым русским монастырём (куда, как правило, и ездят паломники с Украины) попросить тамошнюю братию быть более требовательными к ВИП-паломникам из Киева?
- Господь говорит: «Грядущего ко мне не изжену вон», - ответил на это сопредседательствующий на парламентской встрече архиепископ Сергиево-Посадский Феогност. - То есть, идут ко Христу все. А как человек уходит от Него, это уже внутреннее дело человека. Многих настораживает туризм на Афон, а я просто знаю, какое огромное количество нецерковных людей Афон воцерковил. Никакие проповеди, никакие увещания, никакие книги не сделают столько, сколько сделал Афон. Человек по велению моды, для галочки приезжает на Афон, а там наступает преображение. А что сами люди делали разный выбор, то никакими административными мерами мы не сможем соблюсти чистоту Православия. Тем же, кто исходит при этом из политических целей - будет им в Суд и осуждение.
Василий Анисимов в конце заседания заметил, что во всей общиной и подробнейшей программе московских мероприятий, посвящённых 1000-летию русского присутствия на Афоне не нашлось ни одного пункта с упоминанием киевского периода, в который начало этой духовная связи и было положено основанием Печерской лавры.
В целом же в рамках чтений украинская тематика всё-таки прозвучала. Так в Итоговом документе XXIV Международных Рождественских чтений сказано: «Участники Чтений призывают ответственных лиц возвысить свой голос против насильственных и незаконных захватов храмов Украинской Православной Церкви. Участники форума также призывают мировое сообщество, религиозных лидеров и всех людей доброй воли приложить все усилия, чтобы защитить право христиан на мирную жизнь на родной земле и прекратить их преследования на Ближнем Востоке, в Африке и других регионах. Важно продолжать оказывать попечение всем, кто лишился близких, крова, всего самого необходимого и оказался вдали от родной земли».
Нашли отражение в итоговом документе и мысли, прозвучавшие на Парламентских встречах: «Сегодня, когда во многих странах мира предпринимаются настойчивые попытки пересмотреть содержание понятий семьи и брака, необходима последовательная защита традиционных семейных ценностей, которые неразрывно связаны с нравственными идеалами. Их носителем выступает Русская Православная Церковь и другие традиционные религиозные общины.
Важным условием формирования нравственной личности и общества, основанного на взаимном уважении, является реализация духовно-нравственной составляющей в образовательном процессе.
Знания о православной духовной традиции должны быть в достаточном объеме представлены в современных программах в общеобразовательной школе. Участники чтений вновь обращаются к Министерству образования и науки Российской Федерации с призывом распространить опыт преподавания основ религиозной культуры на все годы обучения в школе. До принятия решения по этому вопросу епархиальным отделам религиозного образования и катехизации во взаимодействии с органами управления образованием в регионах необходимо, опираясь на поддержку родителей и педагогов, прилагать усилия для введения преподавания православной культуры в рамках предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» с пятого по девятый класс. Считаем, что знания о православной духовной традиции также должны быть представлены в дошкольном образовании и в высшей школе. Участники чтений считают важным обратить внимание властей других государств на российский опыт преподавания духовно-нравственной культуры Православия в общеобразовательной школе».