И это несчастье возлавляет Синодальный отдел УПЦ МП! Просветительский!!!

Sep 18, 2015 11:42



Несколько дней назад глава синодального просветительского отдела УПЦ протоиерей Георгий Коваленко очередной раз шокировал православную общественность.

Почему только православную? Потому что


не православной общественности его слова вряд ли интересны. Не понимает она священников. Даже тех, кто всеми силами пытается ей угодить. И не понимает потому, что, как в том анекдоте, «не ходит в церковь». Да и понимать, в принципе не хочет. С другой стороны, шокировать общественность сейчас становится все труднее. Тем более, печатным или сказанным словом.

Так вот, Отец Георгий Коваленко, в одном из своих очередных интервью, пришел к интереснейшему умозаключению, а именно: «Вообще, мне кажется, что нам, украинцам, очень повезло. У нас есть два гения, которые в простой и понятной форме сформулировали основные идеи: философскую (Сковорода) и политическую (Шевченко). А идею веры наш народ сформулировал колядками, все основные идеи христианской веры в них».

Оказывается, по словам протоиерея Георгия, Григорий Саввич (или Саввович) Сковорода сформулировал основную философскую идею. Только, уважаемый отец-протопоп не договорил - философскую идею чего и философскую идею чью?

Предположим, что глава синодального просветительского отдела имел ввиду «украинскую философскую идею». Но что это такое? Что под этим нужно понимать? В философском аспекте, так сказать? Ведь, философская идея либо есть, либо ее нет вообще. Она не может быть украинской, немецкой, французской, американской... Она, то есть идея, может быть только философской. И мне инетересно знать, в чем она? Поэтому, мой вопрос к отцу Георгию, вернее даже целых два:

1) Какую основную философскую идею сформулировал Григорий Саввич?
2) Какова основная философская идея (или идеи?) вообще и какое влияние оказал

Сковорода на эту идею (или идеи)?
Опять же, предположим, что странствующий философ Сковорода сформулировал именно УКРАИНСКУЮ философскую идею. Тогда, меня просто разрывает изнутри от любопытства - ЧТО это за ИДЕЯ? Непротивление злу силой? Отказ от мирских благ?

Или его полупантеистическая философия? Например, Сковорода считал, что этот мир безначален, и символом его может быть назван змей, «в коло свитым, свой хвост своими жь держащим зубами». Кроме того, в его философии просматриваются и черты дуализма. Так, он утверждает, что Змей и Бог есть одно («змій есть, знай же, что он же и бог есть»). Хочется верить, что когда отец Георгий говорил об основных идеях Сковороды, он не имел ввиду вышецитируемые пассажи. Все-таки, глава отдела!

Но вот следующая цитата из Сковороды, полагаю, довольно близка отцу Георгию. Читаем: «Языческіе кумырницы или капища суть то ж храмы Христова ученія и школы». Что дает мне право утверждать это?

Во-первых, одна из «заповедей» протоиерея Георгия, которая гласит, что (цитирую по- памяти) «украинцы уважают другие религии и святыни других религий и вместе с представителями этих религий молятся за Украину».
Во-вторых, его уверенность в том, что вера украинского народа и основные богословские идеи были сформулированы колядками. Думаю, для него, как и для нас, не секрет, что именно в этих самых народных колядках, особенно древних, сохранилось столько языческого «богословия» сколько не сохранилось больше нигде. Но, о колядках - разговор особый.

Так какова же общая и основная философская идея Григория Сковороды? Может, этой идеей была его позиция служения Малой и Великой России под общим монаршим началом? Кто не понял - Сковорода считал, что Малороссия является одной из составных частей единого Русского Государства, возглавляемого царем. Да, он выступал против крепостного права. Но, будучи придворным философом в том числе, он НИКОГДА не выступал против русского императора и русской государственности, неотъемлемой частью которой для него была Украина (он называл ее Малороссией)! Кроме того, себя Сковорода считал «странствующим РУССКИМ философом».

Так вот, его великоимперская позиция, которая оказала довольно большое влияние на русских вельмож, вызывала просто таки огромную критику со стороны, например, того же Т. Шевченко. Так, в повести «Близнец» Тарас Григорович пишет: «Мне кажется, никто так внимательно не изучал бестолковых произведений философа Сковороды, как князь Шаховской. В малороссийских произведениях почтеннейшего князя со всеми подробностями отразился идиот Сковорода. А почтеннейшая публика видит в этих калеках настоящих малороссиян. Бедные земляки мои!..»

Похоже, что почтеннейшая публика и сегодня видит то же, что видела 200 лет назад... Более того, Шевченка раздражал даже сам язык Сковороды, в отношении которого он писал, что «його (Сковороду - М.Г.) збила з пливу латинь, а потім морковкина».

Как видим, Тарас Шевченко не разделял мнение отца Георгия о том, что украинцам повезло со Сковородой.

Конечно, можно не соглашаться с великим Тарасом. Но, «несоглашение» это должно быть обоснованным. То есть, если я, например, утверждаю, что Ницше сформулировал основную философскую идею немецкого народа, то я, как минимум, должен знать что это за идея и чем она отличается от всех остальных. В противном случае, упоминание имени великого немецкого философа, как творца основной философской идеи немецкого народа, будет ни чем, как популизмом.

Поэтому, уважаемый (без стеба, серьезно!) отец Георгий! Не потрУдитесь ли Вы, как глава просветительского отдела УПЦ, просветить меня, темного, КАКУЮ же основную философскую идею сформулировал безмерно любимый мной Григорий Саввич Сковорода? В противном случае, позвольте мне считать Вас обычным популистом, желающим выслужиться перед неизвестно кем.

P.S. И второй вопрос - отец Георгий, зачем? ЗАЧЕМ?
Знаю, что не ответите. Ну, хоть так, спрошу. А вдруг?

Мирослав Горский

Коваленко, украинство

Previous post Next post
Up