Завтра на настоятелей многих храмов УПЦ МП непременно настучат истинные украинцы. Потому что сегодня в этих храмах славят "страну-агрессора", отмечая память Всех святых, в земле российской просиявших
( Read more... )
незабвенный главный регент Троице-Сергиевой Лавры о. Матфей Мормыль (родом - терской казак) сделал для Киево-Печерской Лавры огромный подарок: в преддверии празднования Тысячелетия крещения Руси, когда в патриархийном издательском отделе готовилась редакция службы всем святым, в земле Российской просиявших, на повестку дня со всей остротой выплыл вопрос - какие распевы использовать для этой службы. о. Матфей прекрасно знал наши лаврские распевы, и знаковые стихиры подготовил к публикации именно напевом Киево-Печерской Лавры. и именно в этом изводе богослужебного обихода нашей Лавры (подобен "Доме Евфрафов") поется самое пронзительное песнопение службы - стихиры "Земле русская, граде святый", словно гимн Святой Руси. и вряд ли какой другой напев подходил для этих стихир лучше, чем победный киевский лаврский. в сети достаточно исполнений этих стихир и церковными, светскими коллективами. послушайте. уверяю: проникнетесь.
только в самой Лавре вчерашнее празднество пало на память одного из самых чтимых в народе преподобных Агапита, врача безмездного, в Ближних пещерах почивающего. понятное дело, при таком наложении служб (воскресная рядовая 1-го гласа, прп. Агапиту и всем святым в земли Российстей просиявшим) в Лавре все внимание было приковано именно к своему великому и чтимому святому. сказать, что в Трапезном храме и Успенском соборе было людно, значит ничего не сказать. празднование памяти прп. Агапита собрало по многолюдству едва ли не "рекорд", так что теснота была совершенно пасхальная.
я было совсем приуныл, не услышав на положенном месте (на литии) чудных стихир службы всем русским святым, составленной святителем Афанасием, епископом Ковровским в годы революционного лихолетия, но, к счастью, их перенесли со стиховни на "хвалите". т.е. к концу утрени. и, к радости верующих, мощи прп. Агапита были извлечены из пещерного сумрака и тесноты и перенесены до конца литургии в Трапезный храм для поклонения.
особо хочу отметить факт присутствия на службе (и накануне вечером, и на литургии) васильковского епископа. чем позориться пустотой собственного собора, "отжатого" у местного священника, или прилежно молиться во вверенном его попечению городе, страждущем от пожара находящейся рядом нефтебазы, сей доблий муж примчался в соседний город. кто-то любит первенствовать в провинции, а кому-то нравится быть надцатым в столице... как говорится, на вкус и цвет все фломастеры разные.
я думаю, обилию собравшихся прихожан и паломников Лавра на сей раз была обязана именно прп. Агапиту. так что от службы всем святым в земли Российской просиявшим остались лишь крохи. начиная с вечерни преподобный "подминал" под себя все, кроме воскресной службы. и паримии были стандартные преподобнические, а не те три, что в службе, и подавляющее большинство стихир. канон службы всем русским святым читали в конце, и на 4 (хоть писан он на 8), а Агапиту - выше, перед ними, и на 6. огромный синодик имен русских святых на литии не зачитывали поименно. на кафизмах седальны по первой - воскресны, по второй - преподобнические. и так ло конца. единственная замеченная мною серьезная уставная особенность, взятая из службы всем русским святым - полностью прочтена 1-я кафизма на вечерне. и прекрасные стихиры "Земле Русская" были со стиховни перенесены на "хвалите". хорошо хоть так. вот и...
и именно в этом изводе богослужебного обихода нашей Лавры (подобен "Доме Евфрафов") поется самое пронзительное песнопение службы - стихиры "Земле русская, граде святый", словно гимн Святой Руси.
и вряд ли какой другой напев подходил для этих стихир лучше, чем победный киевский лаврский.
в сети достаточно исполнений этих стихир и церковными, светскими коллективами.
послушайте. уверяю: проникнетесь.
только в самой Лавре вчерашнее празднество пало на память одного из самых чтимых в народе преподобных Агапита, врача безмездного, в Ближних пещерах почивающего.
понятное дело, при таком наложении служб (воскресная рядовая 1-го гласа, прп. Агапиту и всем святым в земли Российстей просиявшим) в Лавре все внимание было приковано именно к своему великому и чтимому святому.
сказать, что в Трапезном храме и Успенском соборе было людно, значит ничего не сказать. празднование памяти прп. Агапита собрало по многолюдству едва ли не "рекорд", так что теснота была совершенно пасхальная.
я было совсем приуныл, не услышав на положенном месте (на литии) чудных стихир службы всем русским святым, составленной святителем Афанасием, епископом Ковровским в годы революционного лихолетия, но, к счастью, их перенесли со стиховни на "хвалите". т.е. к концу утрени. и, к радости верующих, мощи прп. Агапита были извлечены из пещерного сумрака и тесноты и перенесены до конца литургии в Трапезный храм для поклонения.
особо хочу отметить факт присутствия на службе (и накануне вечером, и на литургии) васильковского епископа. чем позориться пустотой собственного собора, "отжатого" у местного священника, или прилежно молиться во вверенном его попечению городе, страждущем от пожара находящейся рядом нефтебазы, сей доблий муж примчался в соседний город. кто-то любит первенствовать в провинции, а кому-то нравится быть надцатым в столице...
как говорится, на вкус и цвет все фломастеры разные.
Reply
(The comment has been removed)
Reply
(The comment has been removed)
так что от службы всем святым в земли Российской просиявшим остались лишь крохи. начиная с вечерни преподобный "подминал" под себя все, кроме воскресной службы. и паримии были стандартные преподобнические, а не те три, что в службе, и подавляющее большинство стихир. канон службы всем русским святым читали в конце, и на 4 (хоть писан он на 8), а Агапиту - выше, перед ними, и на 6. огромный синодик имен русских святых на литии не зачитывали поименно. на кафизмах седальны по первой - воскресны, по второй - преподобнические. и так ло конца. единственная замеченная мною серьезная уставная особенность, взятая из службы всем русским святым - полностью прочтена 1-я кафизма на вечерне. и прекрасные стихиры "Земле Русская" были со стиховни перенесены на "хвалите". хорошо хоть так. вот и...
Reply
(The comment has been removed)
Reply
Leave a comment