В бытность свою мэром Киева Александр Омельченко, открывая церковь на Днепре, усмотрел символичность в том, что храм над водой освящается в день «великого христианского праздника - Ивана Купалы». На лицах присутствующих это «открытие» вызвало усмешки. Но на самом деле жесткий антагонизм между первобытным весельем и днем памяти мученика, приходящимся на пост, существовал не всегда.
В тот день, когда родился Иоанн Креститель («пресветлое солнце», как называли его книжники древней Руси) в языческом мире уже не первую тысячу лет отмечался праздник летнего солнцестояния. Со временем наши предки стали считать и Рождество Предтечи началом лета («Месяца иуния, в 24-й день, Рождество честнаго и славнаго Пророка и Предтечи Крестителя Господня Иоанна, отселе начинается лето»).
Веселье по случаю летнего солнцестояния устраивалось с самого раннего периода родоплеменных отношений. Таким образом, Купайла (или Купала) - самый древний индоевропейский праздник, общий для всех потомков ариев. Свидетельства о нем находятся в памятниках индоарийской традиции, трипольской и скифо-сарматской культур. Индийцы в этот день до сих пор отмечают праздник «Гопала».
В православии считается, что языческая вера с ее поклонением идолам разных природных стихий есть результат отпадения человека от истинного Бога. Но в любой ее разновидности все же сохранялись остатки веры общих для всех прародителей - Адама и Евы. Эти островки и служили плацдармом, за который цеплялись христианские миссионеры, возвращавшие язычников к прародительской вере.
Идолопоклоннические праздники они стали наполнять христианским содержанием. В случае с Купайлой это было не так трудно. Непременные в эту ночь прыжки через костер и купания ассоциировались с очищением (у большинства древних народов огонь считался высшей очистительной стихией, а вода - более «щадящей»). В христианстве, как мы знаем, погружение в воду удостоверяет очищение крещаемого от первородного и других грехов. Сам Иоанн крестил в водах Иордана, но предупреждал: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною... будет крестить вас Духом Святым и *огнем*« (Мф.3,11). Так идол Купайла обрел имя Ивана Купалы и наоборот: римская святая Агриппина (насмерть замученная язычниками при императоре Валериане) стала в народе Аграфеной Купальницей только потому, что ее память празднуется накануне Купалы.
С высоты сегодняшних дней такой компромисс может казаться недопустимым. Но скорее это был педагогический приём. Церковь мягко подталкивала паству к самостоятельному разрыву с дохристианской традицией. «...Установить христианский праздник в день праздника языческого значило созвать христиан в церковь и поставить их под влияние таких воспоминаний, что для многих становилось потом психологически невозможно участвовать в языческих праздниках. Кто утром слышал о том, что среди шумного пира повелено было усекнуть голову большего из рожденных женами, у того язычески новогоднее настроение было уже на весь день испорчено», - писал в 1892 г. профессор Болотов.
Но то, что простительно младенцам, непозволительно сознательным православным: участвовать по сути в антихристианских обрядах. Тем более что из-за неточного соответствия земных суток календарному дню день летнего солнцестояния с веками «отстал» от четко зафиксированного Рождества Предтечи. Поэтому, по большому счету, Купала приходится на 20-22 июня по новому стилю. Пророк и идол разошлись навсегда.