Кирилл, два Владимира и (прости, Господи!) Янукович

Sep 20, 2013 23:39

Хотя торжества и разочарования в связи празднованием 1025-летия Крещения Руси далеко позади, позволю себе к ним вернуться.
Дело в том, что только сейчас, разгребая стопку непрочитанных из-за нехватки времени газет и распечаток, дошли руки до репортажа о молебне на Владимирской горке лучшего малороссийского киноведа Александра Рутковского. Не во всём согласен с автором «2000», но достойно уважения хотя бы то, что он смог досмотреть до конца всю эту ВИП-церемонию. Особенно ценны в его пространной рецензии на постановку моменты, которые могли быть замечены только натренированным взглядом критика.



Imago animi vultus est («Лицо - зеркало души»). Следите за лицами первых лиц (фото с сайта Московской патриахии)
Их я и предлагаю вашему вниманию.

«Даже не все коренные киевляне знают, как выглядит лицо и куда смотрят глаза монументального киевского крестителя - не разглядеть с земли. Между тем, доложу я вам, Владимир Великий изображен скульпторами молящимся, его лицо и взор обращены туда, где он предполагает присутствие своего нового бога. То есть горе, в небеса.
И будь оператор концептуально посмекалистее и монтажно посмелее, телезрители убедились бы также, что почти никто из собравшихся здесь высокопоставленных верующих(?), напротив, не смотрел в ту же сторону, что и креститель. «В сторону Бога». Молились как бы Всевышнему, а глядели точно перед собой, на впереди стоящих участников молебна. Или еще ниже.
[…]
У северо-восточной части площадки находилась икона Св. Владимира и главные иерархи украинской и московской ветвей ПЦ - патриарх Московский и всея Руси Кирилл и митрополит Киевский и всея Украины Владимир. Первый, без лести говоря, величественный, умный и красивый, в полагающейся ему по статусу роли распорядителя всей церемонии. Второй, увы, с трудом говорящий и двигающийся, сидел в кресле и, понятно, был пассивен. Будто зримая аллегория состояний ПЦ в двух братских странах.
Зрелище было, как мне показалось, переполнено символически значимыми деталями. Так, многозначительно зияло пустотой место главы Белоруссии Александра Лукашенко. Президент Сербии Томислав Николич - глава славянского государства, которое уже положило все затребованные жертвы на алтарь «европейского курса».
… украинский президент хотя и был хозяином мероприятия, выглядел как-то без куража, невесело глядел долу и весьма усердно крестился, кладя иногда персты почему-то гораздо ниже пояса. В какую-то минуту Виктор Федорович, видимо, не выдержав некоего внутреннего напряжения, прямо во время богослужения завел разговор со стоящим в двух шагах от него Владимиром Путиным. Правда, конфетку не предлагал. Впрочем, это было бы по смыслу избыточно. Ибо: покажи мне, как ты молишься, и я скажу тебе, веришь ли ты в то, чему ты поклоняешься.
Наш православный президент наклонился в сторону такого же православного, но «не нашего» и, видимо, нечто убедительно просил или предлагал. Лицо российского лидера было непроницаемо, а по артикуляции можно было разгадать только одно слово - частое и сдержанное «хорошо». Живая картинка, иллюстрирующая соотношение сил двух стран и личных взаимоотношений двух характеров и культур. Да и двух степеней погруженности в ту ситуацию, в которой лидеры находились в данный момент.
Примечательно, что затем российский президент увеличил расстояние от своего соседа примерно до четырех шагов. Теперь просто наклониться для междержавной реплики недостаточно. Это ли не символично? Виктор Федорович заметно помрачнел.
Особый саспенс (состояние тревожного ожидания) автор этих строк испытал тогда, когда на трансляции церемонии с Владимирской горки в порядке сложившейся очередности украинский и российский президенты должны были подойти для сакрального поцелуя к иконе Св. Владимира. Фактически два президента были тем самым обречены на глазах всего мира на своеобразное взаимополитическое лобызание…
Наверное, подобная мысль в тот момент посетила и г-на Путина. Он шел к иконе вторым. Небольшая пауза для принятия решения была заметна, наверное, только вуайеру-извращенцу, напряженно наблюдающему on-line за этой геополитически пикантной ситуацией. В итоге святому поцелуй от Украины пришелся прямо по центру иконы, тогда как лидер России существенно уклонился вправо.
Помнится, в дневниках Довженко не раз упоминался его навязчивый сон: режиссера целуют то Ленин, то Сталин, то Хрущев. Я же наблюдал аналогичную картину по ТВ «оранжевой» осенью 2004-го. Тогда один из участников избирательной кампании, Виктор Ющенко, в Верховной Раде сам провозгласил себя президентом и как бы принял присягу на Библии. Потом к триумфатору выстроилась очередь соратников по майдану с поздравительными поцелуями. Не расцеловать нового «президента» было нельзя. От этого слишком многое зависело в постреволюционной судьбе его однопартийцев. А целовать было крайне боязно: именно тогда лик героя-победителя был максимально изуродован неведомой и, возможно, заразной болезнью. Незабываемо! Феерия чувств на лицах каждого подходящего...
Между тем на Владимирской горке Владимир Путин был подчеркнуто холоден, мимически скуп, крестился лишь изредка. Наверное, только тогда, когда сам считал нужным, не следуя канону.
Но самым примечательным в его образе было совсем не это. А то, что Владимир Путин, по моим наблюдениям, оказался единственным из молящихся VIP'ов, кто периодически поглядывал туда же, куда навеки воздел очи его тезка и почти коллега по статусу, креститель Петра Клодта. На небеса.
Два Владимира. Оба авторитарные и небезгрешные. Оба радеющие за единую и могучую Великую Русь. Оба сделавшие для Руси много хорошего. Оба молящиеся одному Богу и считающие нужным при этом смотреть в Его сторону. И оба достаточно независимо мыслящие правители, чтобы без либерального политханжества так прямо и признавать общеизвестное: мол, да, политика и религия могут выступать во взаимополезной связке. Если обе сферы согласно служат общему благу отечества».

От себя добавлю лишь, что и Виктор (который Федорович) вполне умеет выступать в связке с религиозными деятелями (его - Януковича - полета). Правда, как «недостаточно независимый правитель», он делает это вместе со своими партнерами от религии непрямо и, даже, исподтишка.
Вот, к примеру, стамбульский патриарх Варфоломей в Киев не приехал, тем не менее, Янукович наградил его 27 июля орденом Свободы - высшей государственной наградой Украины, которую может получить иностранный гражданин. И этот турецкоподданный, делающий все от него зависящее для разрушения православия, согласно указу награжден «за выдающуюся церковную деятельность, направленную на подъем авторитета православия в мире». А вот 14 иерархам, в Киев приехавшим, достался второй по значению орден Украины - Ярослава Мудрого. Эту награду, в числе прочих, получил и Предстоятель Русской церкви патриарх Кирилл.

патриарх Кирилл, Янукович, #Путин

Previous post Next post
Up