Я бы и сам такое написал, если бы знал столько же, сколько
Егор Холмогоров.
"Не смотри наверх" очень скучно начинается, очень хорошо продолжается и великолепно и высокодуховно заканчивается. Отличный фильм, всем рекомендую.
Его центральная политическая идея и четкий вывод, который из него следует, - единоличная мировая гегемония США опасна и погубит все живое на земле. В Вашингтоне попросту недостаточно умны и компетентны, слишком отрыты для влияния корпоратократии, наконец просто банально мелкие воры (сделанный лейтмотивом генерал, который берет деньги за бесплатную еду), чтобы всерьез вверять человеку в Белом Доме власть над планетой. Единственным шансом человечества оказывается совместное предприятие России, Индии и Китая, которое, однако, срывается корпоратократами.
В основе фильма - стеб над современными медиа и медиакратией. Но он такой банальный - это как в 1960-е годы высмеивать женщин в брюках, что это наименее интересно в фильме, тем более что реальные медиа и медиаконфликты, конечно, устроены не так.
Две медиакампании - "Посмотри наверх" и "Не смотри наверх" должны передать мысль, что пока американцы, трамписты и байденисты, воюют друг с другом, все может погибнуть. Но Маккей вынужден по мелкому подличать, надевая на отрицателей кометы красные бейсболки, а на сторонников науки - синие, хотя сама президентша - это Хилари Клинтон, на одном из фото она даже изображена вместе с Биллом.
Очень смешон реверанс в сторону покойника Джона Маккейна
(видимо за то, что его семья подарила Байдену Аризону), выведенного в лице туповотого, но искреннего супергероя из старого поколения (на самом деле это был настоящий упырь и тем и был удобен истеблишменту на правом фланге).
Тимоти Маккей усиленно пытается сделать вид, что "комета" это "глобальное потепление" и что отрицатели "научных данных о глобальном потеплении" это то же самое что отрицатели кометы. Однако это колоссального размера лукавство и натяжка и он сам в это, конечно, не верит.
У Маккея не очень получается в политическую сатиру в духе "Карточного домика". В этом смысле, как фильм про Белый Дом, "Не смотри наверх", конечно, довольно слаб - его же Vice гораздо сильнее.
Зато перед нами очередной мощный и по делу наезд на корпоратократию с ее стремлением контролировать все и прикрывать безудержную корысть рассуждениями о всеобщем облагодетельствовании. Ишервел, превращающийся из корпоративного хищника в самого успешного в истории американского кино мегазлодея - это очередная великолепная роль Марка Райленса.
Хотя и тут все до некоторой степени подловато. Перед нами наезд на Илона Маска, обыгрывающий его синдром Аспергера. Мол, все эти ваши новейшие рискованные штуки-дрюки до добра не доводят. Это может быть банальная месть Маску за то, что он в 2020 г. поддерживал Трампа. Дескать, нельзя ставить жизнь человечества в зависимость от всей этой непроверенной технократии.
Самым сильным является в фильме конечно финал - ужин в семье Минди и спокойное с молитвой ожидание конца. Это настоящий триумф американских среднеконсервативных внеповесточных ценностей - мол, обычный американец это доброе, хорошее, пусть немного, но религиозное, счастливое существо. Читающий молитву Тимоти Шаламе очень мил.
И хотя, конечно, добропорядочный американец из Мичигана не является венцом онтологической иерархии, сама мысль встречать мировую катастрофу с молитвой, а не в суете, не может не импонировать. Другое дело, что весь мир оказывается как бы лишь фоном для жизни и смерти этих милых благополучных людей...
Любопытно, что Маккей единственный из американских режиссеров любящий использовать символы России. В "Большой игре на понижение" был Большой Кремлевский Дворец. В "Не смотри наверх" мелькают купола Василия Блаженного. То есть хоть кто-то в Америке соображает, что Россия существует и имеет значение, хотя главным контр-субъектом в фильме остается Китай.
Однако, повторим еще раз - самое ценное в фильме Маккея - это посыл, что американская сверхгегемония и превращение президента США в президента Земного Шара попросту опасная для всех. Американские элиты не компетентны и не достойны этого звания.
Ну и ничего не могу поделать с тем, что Дженнифер Лоуренс это всегда мискаст.