За время торжества Гидносты дважды удалось побывать в городе у моря, который, пожалуй, можно было бы назвать столицей исторической Новороссии или, по крайней мере, символом её 250-летней истории. Ощущают ли это современные одесситы? Хотя бы на подкорке.
Дорога, ведущая с Куликова Поля
Впечатлениями я эпизодически делился в соцсети, последний раз - в сентябре. Однако целостную картину решил представить на суд читателя после местных выборов. Понятно было, что у сучьего потроха (даже не знаю, кто там шёл от ЕС) нынешнее поколение одесситов не проголосует. Но каковы были шансы в городе у относительно недавней ещё славы «столицы юмора» - подзабытого на общенациональном уровне «джентльмена» Филимонова, резко сменившего потёртый фрак на свежекитайскую вышиванку.
С точки зрения высокомерных киевских политтехнологов «Слуги народа» фигура русскоязычного весельчака представлялась идеальной. А что окрестил жертв 2 мая 2014 г. «горсткой отщепенцев», так помнила ли о них сама Одесса, в которой уже 2015 году по улицам, ведущим к Куликову Полю прошла очередная «Юморина»?
Впрочем, впечатления мои не совсем уж политические. Это скорее картина, на фоне которой можно делать те или иные выводы.
Весной 2017 г. я заехал в Южную Пальмиру на день - чтобы с одесскими полуподпольными «ватниками»
занести в тюрьму передачи, которые собрали для
оставшихся в живых «куликовцев» украинские землячества в РФ.
После этого я встретился со своим армейским другом Сашей Шевченко, который и провёл меня по постмайданной Одессе.
Прогулку начали с Бульвара искусств (ныне бульвар Жванецкого) с видом на торговый порт. Вернее, с картины. Апокалиптической. Чтобы понять, что порт мёртв (за исключением одного участка, где аграрная супердержава отгружает зерно и принимает барахло из Турции) достаточно увидеть сложенные стрелы кранов и услышать гул ненагруженного подъездного моста от единичной проезжающей по нему машины.
Оптимистическую картину сию продолжает сегодня вид на практически весь украинский военно-морской флот, включая учебный: рядом со сторожевиком «Киров» (гордо переименованным во «фрегат “Гетман Сагайдачный”») стоит ещё один недокомунизированный здобуток клятого наследия - парусный фрегат без кавычек «Дружба». Подневольные советские курсанты учились на нём профессии, а вільні «изучают визуально». Почти четверть века у Незалежной не хватает средств снять его с якоря.
Справа, как пояснили - все сторожевые катера погранслужбы. И все, как видим - не на дежурстве. Тупо нет денег на солярку.
Коллега-журналист написал в комментариях: «Эти катера - моя служба, 94-96. Даже недострой (виднеется за краном) остался. Советских катеров проекта «Гриф» и «Тарантул» стало меньше наполовину. Но стояли и тогда. По той же причине. “Стабильность”. Я интересовался судьбой своего сторожевика, 1976 года выпуска, который в 95-м был переименован в “Закарпатье”. Через два года после моего дембеля его продали в Грузию».
Между тем, от знаменитой Воронцовской колоннады, под которой могли преспокойно лишиться жизни…
Размах трещины - около трёх метров
… подошли к одноимённому дворцу. Под незалежным прапором сие наследие «клятого царату» ныне таково:
А эти красоты открылись уже в 50 метрах от роскошного оперного театра:
Душой отдохнули в двориках Молдаванки. В самой дальней аутентичной её части. Где даже окна ставят нарочито «по-молдавански».
Правда, и сюда успела дотянуться щеневмерлая рука захапущести. На месте стадиона «Локомотив», где начинали свой путь все спортивные знаменитости Молдаванки (а с ними и вратарь юниорского состава «Черноморца», призёр Союза Александр Шевченко, что на снимке выше) выстроен очередной жилой комплекс. Вернее, не достроен Финансовая гиднисть подкралась незаметно.
Эта балюстрада на крыше…
… посредственность, в которую превращают Потёмкинскую лестницу…
… тротуар, на котором я подвернул только вылеченную ногу, «евро»балкон на домике Паустовского, окурки и пивные бутылки в некогда фонтане у Жёлтого камня лучше всего иллюстрируют состояние современной Одессы и нынешних одесситов.
Как геолог скажу, что скала «Жёлтый камень» на Ланжероне - очень интересный объект. Его слои дают представление о смене палеогеографических условий на протяжении миллионов лет. Сам по себе он указывает на расположение древней береговой линии. Наконец, это геологическая порода, из которой построена практически вся Одесса XVIII - XX вв. Хотя бы последнее должно вызывать уважение одесситов. Вместо этого, некто нацепил туда «креативную рекламу» своего мини-отеля (очередного которым, как видите, застраивается пляж). И всем до лампочки.
А ведь можно было дать объекту охраняемый статус и, при наличии подготовленных гидов, водить (возить на кораблике) экскурсии сюда. Денюжку зарабатывать. Хотя бы на уборку пляжей от последствий наплыва рогулей (не верю, что это коренные одесситы свинячат). «В Египте каждый отель на пляж к себе тащит кусок скалы, чтобы народ нырял и тусовался вокруг, -
написал мне в комментариях один из подписчиков. - А у нас все по-нашему. Данное природой - проср…ть».
Но гораздо больше поражает равнодушие прогуливающихся/проходящих по Куликову полю. Вообще - что люди могут здесь спокойно отдыхать, громко болтать по телефону, смеяться… Я, конечно, понимаю, что время лечит раны, но не представляю себе такой картины в Хатыни. А ведь жертвы Одесской Хатыни не удостоены ещё мемориала даже. Оставалось радоваться хоть тому, что объявление о столовке с вай-фаем в Доме профсоюзов - на русском. «Русская Одесса жива!» ©.
Как «глас вопиющего» смотрелась девушка, возлагающая цветы к месту гибели самого юного участника одесского Антимайдана, 17-летнего Вадима Папуры и смертельного ранения депутата облсовета Вячеслава Маркина.
На следующий день, проходя недалеко от Одесского колледжа гостинично-ресторанного бизнеса, где во время пожара 4 декабря 2019 г. погибло 16 человек, подумалось, что эта трагедия, как и любая другая, впрочем, имеет духовные причины.
Да, в зареве последнего одесского пожара отражается состояние всей Украины. Возгорание произошло от перегрузки старых, уж пару десятков лет, как аварийных, электросетей. Не исключаю - ровесников самого дома вековой давности. А сети перегрелись, потому что не рассчитаны были на обогреватели. А рефлекторы в массовом количестве притащили, потому что аудитории не обогревались. А не обогревались, ибо таково состояние коммунальных служб города: нет ни угля, который правители Украины гордо отказываются закупать у «агрессора» и «оккупанта», ни денег на «словацкий» газ».
Но если аналогичное положение в городах и весях по всей Украине, но почему с таким постоянством и с такими жертвами горит Одесса? Вспомним детский лагерь, который торжественно открывал Порошенко, затем гостиницу «Токио-Стар»…
Мы же помним, как по горячим следам страшного 2 мая 2014 года многие писали, что Одесса больше никогда не будет такой лучезарной как раньше. Однако уже 2015-м оказалось, что в городе - пребывающем под властью тех, кто руководил сжиганием «неправильных» одесситов и первоапрельские фестивали вполне возможны, и «Маски» с «ветеранами АТО» спокойно фотографируются, и филимоновы «генокод Nazії» натягивают… И даже находятся родители, согласные отдавать детей в лагеря, на открытии которых
пиарился верховный главнокомандующий тех самых «героев».
Ни в коем случае не призываю усматривать здесь “месть Господню”. На месть Он неспособен. Он просто не навязывает Свою защиту тем, кто предпочитает иные ценности. Нравственные и цивилизационные. Юморины, кстати, всегда приходятся на Великий пост…
Прошу меня простить, если оскорбил чьи-то чувства. Никому не навязываю своего мнения. И молюсь о вечной жизни для погибших.
Впрочем, не раз слышал от людей знающих, что одесский юмор - совсем не то, что преподносится с эстрады и КВНовских сцен. Конечно, за пару-тройку дней в городе невозможно ощутить, что же это за феномен такой во всей его полноте. Но что-то бросается в глаза.
Наружная реклама магазина "суперпрочных чемоданов"
Припарковать "Мазерати" на входе в "Сільпо" тоже, наверное, юмор.
А, вообще, убедился в правоте киевского политолога Татьяны Чугаенко: Одесса по проценту крутых машин даст фору столице Украины. Фактор контрабанды, что ли?
Ну а в масштабе исторической России Одесса, конечно, остаётся чемпионом по котам на душу населения. Не удержусь, чтобы не выложить несколько ракурсов хозяина слободки Воронцовки, что на Молдаванке.
А чёрный внаглую заскочил на руки, когда употреблял я под ракию банош со шкварками в замечательной кафешке «Гоголь-моголь» на ул. Гоголя. Как смущённо пояснила официантка, «он такой попрошайка…». Но, разумеется, никому и в голову не придёт его гонять. Вот и у меня - впившись когтями в ногу - выцыганил несколько шкварок. Жалостливое сердце жены истекло пельменями.
Морской котик (тот, что на перевёрнутом баркасе) - самая большая пачка, которую я видел в своей жизни. Но, подозреваю, не самая большая в Одессе.
Потому как, лично видел я фасованное мясо из супермаркета, прямо в лоточке вынесенное котам, проживающим по ул. Бунина. А рядом - вдоль Александровского парка - ряд будок для бродячих собак. И они также не имеют недостатка в свежатине.
Парк, конечно, сегодня никакой не Александровский (в честь Царя-Освободителя, прибывшего на открытие и посадившего дуб), а Шевченковский - по имени «пророка», никогда не бывавшего в Одессе. В домайданные годы одесситы пытались вернуть парку историческое название, но неожиданно
выступила в защиту
поэта-богохульника представительница церкви - отвечающая в УПЦ (МП) за культуру настоятельница одесского Архангело-Михайловского монастыря
Серафима (Шевчик), по совместительству - тогдашний депутат Одесского горсовета.
Конечно, Одессу украинизировать ещё недоукраинизировать… Пока у мыздобулив нет денег даже на демонтаж звезды города-героя с монумента «Крылья победы». Хотя решение, говорят, уже принято. Впрочем, с суммарной победой на местных выборах пророссийских и крипто-пророссийских сил в ближайшие годы можно, наверное, за памятники не беспокоиться. В том числе и за монумент Екатерине II, вокруг которого традиционно скакали в негодующие бабуины. О клятом имперском наследии напоминает и арка «Южно-Русского общества виноделия» на Французском бульваре…
… и славословие русскому оружию на постаменте под трофейной пушкой с английского фрегата «Тигр», уничтоженного береговой артиллерией во время морской осады Одессы в Крымскую войну,
… и много ещё т.п. нэвдобных свидетельств.
Надписи, правда, можно забрызгать. Как в случае табличкой на здании транспортного колледжа в память о первом русском авиаторе, лучшем российском бомбардировщике начала прошлого века Михаиле Ефимове. Жители Молдаванки оттёрли табличку, насколько смогли.
А забрызгали, не исключаю, спудэи из свидомых селюков. По крайней мере, именно здесь месяц назад я впервые за все свои посещения Одессы (с детских 60-х) услышал мову.
Ещё в 2017-м несколько совершенно незнакомых между собой человек убеждали меня, что Одесса остаётся на 90% «ватной». Рассказывали историю про приезд родственников из Тернополя. Те рассчитывали позагорать на «украинском пляжУ» после ухода Тавриды, но уехали через два дня - не выдержали довлеющей "антиукраинской" атмосферы (да я сам лично пару семей, которыми случилось подобное, знаю). Здесь действительно люди могут спокойно вести "антиукраинские" разговоры в публичных местах, а машина с украинским флажком на стекле смотрится как нечто чужеродное. Но, как видим, спустя два с половиной года, на выборах мэра «слуга народа», кандидат от Порошенко и пару свидомых маргиналов в совокупности получили уже до 30%.
Так что, если русских авиаторов в живом исполнении Одесса не дождётся, в обозримом будущем окончательно исчезнет, пожалуй, жемчужина у
Русского моря. Как в цивилизационном отношении, так и в плане материальной культуры.
«
Альтернатива»