От Кравчука до Зеленского. Хроники государственной русофобии. Часть 5
«Преступный режим Кучмы смела Оранжевая революция 2004 года», - расскажет нам сегодня любая жертва системы украинского образования. Той системы, которую Кучма ещё в 90-х и отдал в руки русофобов - будущих глашатаев Оранжевого Майдана. Да и самого Ющенко в политики всеукраинского масштаба разве не сам Кучма возвёл?
В 1999 г. он буквально продавил через парламент назначение Виктора Андреевича премьером, несмотря на то, что за последним тянулся шлейф финансовых афер. Значит, назначение последнего было нужно кому-то, кого президент Украины не смел ослушаться. Да и хотел ли? Не зря же при Кучме в бесчисленном количестве расплодились разного рода соросовские и тому подобные «неправительственные организации», в промышленных масштабах выращивающие лидеров - будущих «сотников», «полевых командиров» и спикеров Помаранчевого майдана.
«Ющенко американцы вели еще с начала 1990-х, - признавал Тарас Чорновил, в те годы референт по политическим вопросам своего отца, лидера «Руха». - Причем все видели искусственную раскрутку Ющенко, все видели, что он абсолютно руководим и манипулируем. Его женили на американке… Все знают историю Кэтрин, работавшей в организациях, в которые так просто не попадают. Это Госдепартамент, причем с направлением на Восточную Европу. А это агентурная сеть и агентурный отдел. И всем было понятно, что идет речь именно о резидентуре. Но все так хорошо это заглатывали».
С удовольствием заглотил и Кучма, только что выигравший президентские выборы у коммуниста (выступавшего за дружбу с РФ и права русскоязычных на Украине). Теперь за бывшего «красного директора» голосовали западные регионы. Правда, когда «жареный петух» клюнул, и потребовались голоса русскоязычных регионов, на всех общенациональных теле- и радиоканалах принялись крутить одноклеточные куплеты Ани Лорак «Голосуй за Кучму». Той самой Лорак, которую взращенные кучмовской системой образования «патриоты Украины» загнали сегодня «за поребрик»…
Click to view
Новое правительство сразу же объявило о шагах по «расширению сферы функционирования украинского языка одновременно с дерусификацией различных сфер жизнедеятельности». Шаги эти
предполагали переаттестацию госслужащих в зависимости от уровня владения ими мовой; дальнейшую украинизации русскоязычных школ; дерусификацию гостелерадио; повышение налогообложения выпуск русскоязычных книг, журналов и газет; фискальное давление на организаторов гастролей артистов из РФ; дальнейшее сужение использования русского языке в театре и даже спорте и туристической деятельности.
И действительно, в сентябре 2000 г. в первом чтении Рада одобрила законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Украины по вопросам налогообложения в части, касающейся издательской деятельности». Русскоязычные книги и газеты в нём были приравнены к изданиям «рекламного и эротического характера».
Вслед за этим в парламентские комитеты поступил законопроект «О телевидении и радиовещании», сводящий использование русского языка в телерадиопространстве Украины к 30%, но только в «местах компактного проживания» данного «нацменьшинства». Что это за «места» такие, законопроект не пояснял (впрочем, как заявил тогда первый зампредседателя Госкоминформполитики Павлюк, 100% телерадиовещания на Украине должно быть на украинском языке). Отметим, проект был внесен депутатом Зинченко (будущий глава Секретариата лжепрезидента Ющенко).
Ну и тогда же гуманитарный вице-премьер Жулынськый перевёл украинское правописание на нормы дияспорной австро-американской говиркы.
Вся эта «мовна свеблячка» от кабмина Ющенко Кучму вполне устраивала. И сейчас - издалека - всё более явственно видится, что отправил он в отставку то правительство «по взаимному согласию» и «в связи со сложившимися обстоятельствами».
Хіба хочеш? Мусиш…
С конца 1990-х Российская Федерация стала более руководствоваться национальными интересами, нежели слепым желанием быть признанной равной в «высшем обществе» «цивилизованных стран». В Вашингтоне поняли, что пора перестраивать Украину с колеи «многовекторности» на антироссийские стрелки. Но «не понял» Кучма. Он, как производственник, осознавал, что только доставшийся в наследство от Союза единый промышленный комплекс способен вывести Украину из падения.
Чтобы Кучму «проняло», американцам пришлось «разбудить» «спящих» до поры до времени грантоедов и прикормленных политиков. Начался «кассетный скандал» (интересно, что в его разгар Ющенко продолжал публично называть Кучму «батьком»).
Власть тогда устояла. Но президенту ничего не оставалось, как присоединиться к созданию ЕЭП и отказаться от «ходы в ЕС и НАТО» (которую перед тем сам и продвигал чуть ни как «национальную идею»). Новые стратегические партнёры явно указывали на правительство проамериканского Ющенко, как на сомнительное «подспорье» в евразийской кооперации. Да и внутри государства оставалось достаточно влиятельных политических сил, мягко говоря, недовольных Ющенко. Так что снятие Виктора Андреевича парламентом было не таким уж и формальным.
Но «Свободу» (как радио, так и фашистов) было уже «нэ спыныты». Заложенная Кравчуком и Кучмой система русофобского образования извергла первое поколение избирателей. Вместе с тем, на одно поколение советских интернационалистов стало меньше. Да и среднему возрасту изрядно переформатировали мозги кучмовские «инженеры человеческих душ» - от новостных редакторов до письменныков. Последним на радиоточке отводили целые авторские программы. Так сформировалась революционная «биомасса» (терминология лидеров и спонсоров Майдана) в количестве, доходящем до 30-40% украинцев, тем или иным образом поддержавших русофобский Майдан.
Да, столь открыто русофобских лозунгов, как в 2014-г тогда ещё не звучало. Но все всё понимали… Выступления со сцены Майдана были исключительно за Евроинтеграцию (что означало неминуемый и столь желанный для участников действа разрыв с РФ). Впервые тогда на всю Украину прозвучали лозунги из гитлеровских 1940-х «Слава Украине! Героям слава!» и «Украина понад усэ!». Наконец, катехизис оранжевого революционера - «Открытое письмо двенадцати аполитичных литераторов о выборе и выборах».
Насколько сии, безвестные доселе (да и затем, по большому счёту) «апостолы революции» - «аполитичные», совсем скоро показали тонны смрада, испускаемого испускаемые ими в сторону не желающих жить по-эуропэськи и думать по-украински. Да и собственно
обращение говорило само за себя: «Мы, нижеподписавшиеся украинские литераторы… не участвующие в партийно-идеологическом противостоянии (ага, - Д.С)… используем свое право высказаться вслух… СЕГОДНЯ украинский (?) Премьер-министр Янукович обещает предоставить языку попсы и блатняка абсурдный статус "второго государственного", а уже ЗАВТРА он окончательно вытеснит "первый государственный" на все возможные обочины и маргинесы, уже ЗАВТРА речь малограмотного "проффесора" и его братвы безальтернативно воцарится на всей "калиново-соловьиной" территории»… И поэтому мы, украинские литераторы, нижеподписавшиеся, призываем украинских избирателей отдать свои голоса на выборах президента Украины за Виктора Ющенко».
Много и другого натявкали авторы манифеста в адрес русской культуры и России. Но именно благодаря низведению до «блатняка и попсы» языка Даля, Гоголя, Лескова, Булгакова, обоих Некрасовых, Паустовского, Ахматовой, Гаршина, Волошина, Эренбурга, Катаева, Чичибабина и др. русских писателей, творивших на территории современной Украины, гэнии с соловиными фамилиями Рябчук, Прохасько, Карпа, Издрык, Кожэлянко и т.п. кокотюхи собственно и запомнились широкой публике.
Вскочил на подножку? Или подбросил уголёк?
Мнения о роли Кучмы в «Оранжевой революции» расходятся. Они считают, что он её сам и спровоцировал: под видом недопущения кровопролития (а мы помним, в Киев прибыли поезда с тысячами донбасских шахтёров) планировал отменить выборы и продлить своё правление в том или ином качестве. Другие доказывают, что на определенном этапе Кучма решил стать одним из выгодополучателей Майдана.
«Вряд ли стоит сомневаться в том, что Виктора Ющенко привел к власти его названый отец - Леонид Кучма, -
уверен видный историк Украины Александр Каревин, лично противостоявший принудительной украинизации как член нескольких русофильских организаций. - Просто в сложившихся условиях начинать поход в президентство подлинному наследнику было удобнее в роли лидера “оппозиции”. Чтобы победа была гарантированной, в “конкуренты” ему подобрали кандидата с криминальным прошлым и, скажем так, не интеллектуала».
«Вначале Кучма работал исключительно на себя, - уверен глава избирательного штаба Януковича в ноябре-декабре 2004 г. Тарас Чорновил. - Возьмем судебный процесс по признанию итогов выборов недействительными, начавшийся после второго тура, на котором Янукович победил. Тогда суд должен был принять решение не о переголосовании, а о новых выборах. Возможно, Кучма рассчитывал, что удастся спровоцировать столкновения, вплоть до вооруженных, и затем провести новые выборы, на которых он выставил бы свою кандидатуру». Но когда Кучма понял, что уже не контролирует ситуацию, «тогда американцы напрямую включились, и Кучме уже просто все объяснили».
Член гуманитарного совета при президенте Януковиче М. Мыхайлэнко считал, что истина посредине. При этом он
напоминал, что зять Кучмы (и, как утверждают злые языки, распорядитель его капиталов) Пинчук, не только за год до «Оранжевой революции» начал со-финансировать украинские проекты Сороса, но и лично участвовал в Майдане.
И уже спустя пару лет после этого Майдана на стенах домов и заборах стали появляться надписи «Данилыч, вернись!».
Что же, народ наш простодушный склонен помнить только хорошее. Тем более, если хорошее запомнилось последним.
Действительно, благодаря вынужденной переориентации внешнеэкономической политики на РФ (которая и сама взялась за ум) социально-экономическая ситуация на Украине накануне «Оранжевой революции» заметно улучшилась. «Сближение с Россией принесло стране немалые выгоды, - писал Каревин. - Однако и тогда, отвергнутый и униженный Европой, Кучма в душе оставался прозападным политиком. Он выдвинул предложенный олигархом Вадимом Рабиновичем лозунг «Украина - не Россия», продолжал притеснение русскоязычного населения. За десять лет его президентства доля учеников, обучающихся на русском языке, сократилась с 43 до 22 процентов - почти вдвое. Причем перевод системы образования с русского языка на украинский осуществлялся принудительно. И таких фактов можно привести большое количество».
Пожалуй, можно сказать, что определялись эти факты высказанным в предисловии к «Украина - не Россия» кредо Леонида Даниловича: «Я пишу о национальных героях Украины и о наших запутанных отношениях с Россией... Русские и украинцы - это две отдельные и во многом несхожие нации, каждая со своей культурой… Украина имеет собственное свое серьезное прошлое и, уверен, будущее».
Это «будущее» уже на следующий год после ухода Кучмы
явило себя во всей «красе».