t2t

Способы привлечения внимания_литературный пример

Apr 24, 2008 01:59



Помните фильм "Театр" (и одноименное произведение С. Моэма)? В одной из кульминационных сцен отлично показан пример использования средств привлечения внимания.
Вот небольшой отрывок...

Единственная большая мизансцена Эвис была во втором акте.
Кроме нее, в ней участвовала Джулия, и Майкл поставил сцену так,  что  все
внимание  зрителей   должно   было   сосредоточиться   на   девушке.   Это
соответствовало и намерению драматурга. Джулия, как всегда,  следовала  на
репетициях всем указаниям Майкла. Чтобы оттенить цвет глаз  и  подчеркнуть
белокурые волосы Эвис, они одели ее в бледно-голубое платье. Для контраста
Джулия выбрала себе  желтое  платье  подходящего  оттенка.  В  нем  она  и
выступала на  генеральной  репетиции.  Но  одновременно  с  желтым  Джулия
заказала себе другое, из  сверкающей  серебряной  парчи,  и,  к  удивлению
Майкла и ужасу Эвис, в нем она и появилась на премьере во втором акте. Его
блеск и то, как оно отражало свет, отвлекало  внимание  зрителей.  Голубое
платье Эвис выглядело рядом с ним линялой тряпкой.  Когда  они  подошли  к
главной мизансцене, Джулия вынула откуда-то -  как  фокусник  вынимает  из
шляпы кролика - большой платок из пунцового шифона и стала им играть.  Она
помахивала им, она расправляла  его  у  себя  на  коленях,  словно  хотела
получше рассмотреть, сворачивала  его  жгутом,  вытирала  им  лоб,  изящно
сморкалась в него. Зрители, как завороженные, не могли  оторвать  глаз  от
красного лоскута. Джулия уходила в глубину сцены, так что, отвечая  на  ее
реплики, Эвис приходилось обращаться к залу спиной,  а  когда  они  сидели
вместе на диване, взяла девушку за руку, словно бы  повинуясь  внутреннему
порыву, совершенно  естественным,  как  казалось  зрителям,  движением  и,
откинувшись назад, вынудила Эвис повернуться в профиль к  публике.  Джулия
еще на репетициях заметила, что в профиль Эвис  немного  похожа  на  овцу.
Автор вложил в уста Эвис строки, которые были так забавны, что  на  первой
репетиции все актеры покатились со смеху. Но сейчас Джулия  не  дала  залу
осознать, как они смешны, и тут же кинула ей  ответную  реплику;  зрители,
желая услышать  ее,  подавили  свой  смех.  Сцена,  задуманная  как  чисто
комическая, приобрела сардонический оттенок, и персонаж,  которого  играла
Эвис, стал  выглядеть  одиозным.  Эвис,  не  слыша  ожидаемого  смеха,  от
неопытности испугалась и потеряла над собой контроль,  голос  ее  зазвучал
жестко, жесты стали неловкими. Джулия отобрала у Эвис мизансцену и сыграла
ее с поразительной виртуозностью. Но ее последний удар был  случаен.  Эвис
должна была  произнести  длинную  речь,  и  Джулия  нервно  скомкала  свой
платочек; этот жест почти автоматически повлек  за  собой  соответствующее
выражение: она поглядела на Эвис встревоженными  глазами,  и  две  тяжелые
слезы покатились по ее щекам. Вы чувствовали, что она сгорает со стыда  за
ветреную девицу, вы видели ее боль из-за того, что все ее скромные идеалы,
ее жажда честной, добродетельной жизни  осмеиваются  столь  жестоко.  Весь
эпизод продолжался не больше минуты, но за эту минуту  Джулия  сумела  при
помощи слез и муки,  написанной  на  лице,  показать  все  горести  жалкой
женской доли. С Эвис было покончено навсегда.
(...)
            Послышался  стук,  и  -  легок  на  помине  -  в  дверях  возник  автор
собственной персоной. С  восторженным  криком  Джулия  подбежала  к  Нему,
обвила его шею руками и поцеловала в обе щеки.
   - Вы довольны?
   - Похоже, что пьеса имела успех, - ответил он довольно холодно.
   - Дорогой мой, она не сойдет со сцены и через год.  -  Джулия  положила
ладони ему на плечи и пристально посмотрела в лицо. - Но вы гадкий, гадкий
человек!
   - Я?
   - Вы едва не погубили мое выступление. Когда я дошла до этого  местечка
во втором акте и вдруг поняла, что вы имели в виду, я чуть не растерялась.
Вы же знали, что это за сцена, вы - автор,  почему  же  вы  позволили  нам
репетировать ее так, будто в ней нет ничего,  кроме  того,  что  лежит  на
поверхности? Мы только актеры, вы не можете ожидать от  нас,  чтобы  мы...
чтобы мы постигли всю вашу тонкость и глубину.  Это  лучшая  мизансцена  в
пьесе, а я чуть было не испортила ее. Никто,  кроме  вас,  не  написал  бы
ничего подобного. Ваша пьеса великолепна, но в этой сцене виден не  просто
талант, в ней виден гений!
   Автор покраснел. Джулия глядела на него с благоговением. Он  чувствовал
себя смущенным, счастливым и гордым.
   ("Через сутки этот олух будет воображать, что он и  впрямь  именно  так
все и задумал".)

Новости психологии

Previous post Next post
Up