t2t

Интересная работа студентки

Jan 11, 2008 15:12



Эссе-рецензия на журнал «Psychologies», №1(23)/2008.

Елена Казанина, ФМО, культурология

Вероятно, третья статья должна была продолжить подростково-школьную тему, но мне захотелось во-первых, поиграть на контрасте а во-вторых, заострить внимание на опошлении предмета психологии в псевдогламурных глянцевых изданиях, одно из которых попало мне в руки совершенно не случайно. Получив задание написать отзыв о журнальной статье, я, не долго думая, отправилась в книжный киоск с целью купить популярный нынче журнальчик «Psychologies», о коем была наслышана много лестного. По восторженным отзывам лиц, познакомившихся с изданием, у меня создалось впечатление, будто это занимательное познавательное чтиво, полезное во всех отношениях. И потому разочарование моё было крайне болезненным. Свою судорожную рефлексию выношу на суд читателя.

Не секрет, что нонче все цветные издания стремятся поместить на своих страницах комментарии психолога, причём лепят их субъективное мнение во все сферы человеческого бытия без разбору: от кулинарии до автомеханики. И отношение к ним у читающей публики, точнее у мыслящей её части, сложилось пренебрежительное и почти негативное, как к прогнозам разоблаченных экстрасенсов-шарлатанов. Объективно соображая, что глянцевый журнал, пусть даже с многообещающим названием, всё равно не дотянет до уровня «Науки и жизнь», я всё же лелеяла мечту о встрече с околонаучным высокоинтеллектуальным изданием, способным расшевелить ржавеющие извилины.

Встреча состоялась в ТЦ «Корона», где ко мне в руки он попал совсем ещё гладеньким и невинным - не знавшим доселе вожделенного прикосновения женских рук. Заголовки с обложки моментально сразили глубиной мысли и новизной тем: «Настоящие причины нашей неверности», Тест «Что может склонить Вас к измене?», «Почему женщины не хотят быть успешными», «О чём говорят наши сны». Проще говоря, всё, что вы могли бы прочитать в других глянцевых журналах, бережно собрано в одном месте. На обороте обложки - реклама Шанель, большая половина статей посвящена моде как таковой или модным тенденциям в разных сферах человеческой жизни. Ориентир на читателя-женщину, причём не угнетаемую по молодости воспитанием, как чеховские сёстры, и лишённую напрочь логического мышления и банальной эрудиции. Скудные статейки приправлены выдранными из глубокого контекста случайными цитатами на отстранённые темы великих людей типа Далай-ламы и Вуди Аллена. Авторы заметок поражают воображение актуальностью вопросов, типа «почему мы изменяем?», а в изложении темы сразу бросается в глаза обилие познаний по психологии и недюжинные журналистский талант. Особенно порадовал народный сонник, помещённый под заголовком «о чём не догадывался Фрейд» и портретом самого учёного. Одним словом, мне стало обидно за науку, которую до такой степени популяризируют, что извращают её в корне. Как самый вопиющий пример того, как писать нельзя, по крайней мере в журнале по психологии, я выбрала статью «Почему нас завораживает мех?» - в разделе «тело и душа», где я наивно искала результаты последних исследований в области психосоматики.

Единого автора статьи установить не удалось. Цельный текст распластался аж на 5 страницах, перемеженный замечаниями именитых практикующих психологов. Насколько я могу судить, основная часть подготовлена Лидией Золотовой, потому что её имя стоит в самом конце, в основном она передаёт слова Лидии Шаминой - маститого обозревателя моды. Во вкладках на отдельных страницах представлены также наработки Елены Ломакиной о том, кто из модных дизайнеров уже отказался от натурального меха, а кому ещё помогают самоопределиться активисты сообщества Peta, и комментарий Ольги Долгополовой на тему «как хорошо заниматься сексом у камина на расстеленных на полу шкурах животных». Как вы понимаете, статья чисто психологическая, только её научная подоплёка хорошо скрыта от глаз обывателя:). Цитирую зачин: «Строго говоря, у наших цивилизованных современников нет никакой насущной необходимости в меховой одежде: высокие технологии предлагают нам массу совершенных теплоизолирующих материалов. Но многие из нас по-прежнему не в силах отказаться от меха. И хочется если не закутаться в него целиком, то хотя бы усвоить частицу его особой энергетики, питающей нашу чувственность. Похоже, здесь мы попадаем в хитросплетение культурных традиций и социальных штампов, бесконечно стремящейся к новому моды и наших неосознанных инстинктов, которые уходят корнями в далекое прошлое». Далее следует подробный развёрнутый перечень всех мыслимых изделий из меха, а также предметов, в которых мех может служить декоративной отделкой. Терминология настолько специфическая, что только опытный психолог сможет отличить ботильоны от френчей и ботфорты от ридикюлей. В расследование столь насущного вопроса «чем же нас привлекает мех» вовлекается постепенно всё больше и больше громких имён и фамилий. Так под заголовком: «Каждый охотник желает», появляется следующее глубокомысленное мнение: «В мехах есть ценность чего-то редкого, добытого с трудом и риском, как во времена первобытной охоты, - объясняет социальный психолог Юлия Федотова. - Поэтому восприятие меха мужчиной имеет совершенно особый оттенок. Здесь и гордость добытчика, и отображение собственного социального статуса (в отличие от золотого кольца меховое манто на спутнице трудно не заметить). Такая вещь, как, например, норковая или соболья шуба, заявляет во всеуслышание о том, что мужчина - хороший охотник. А его спутница, сумевшая привлечь внимание такого исключительного охотника, тем самым тоже утверждает свою женскую незаурядность». И в страхе, что сей высокопарный этюд мог оказаться заумным весьма для нижерублёвских домохозяек, авторы реабилитируются следующим ненавязчивым заключением: «В шкуре хищника». «Многоликая палитра черного, модного цвета интеллектуалов, притягивает многих, - говорит Лидия Шамина. - С одной стороны, мы воспринимаем его как цвет элегантности, чувственности, изысканного стиля: независимо от длины ворса и фасона, любому легко ощутить себя в таком мехе cозданием исключительным. С другой стороны, черный практичен и комфортен: он выступает в роли защитника, которому все внешнее нипочем. Другая модная крайность - семейство кошачьих. Под леопарда мимикрируют все меха, от кролика до норки, и предстают перед нами в виде перчаток, ботильонов, полусапожек и муфт». Ну вот теперь, разложив по полочкам соболей и норок, можно с чувством дела считать себя докой психологии и открывать собственную практику.

PS Как Вы догадались, всё вышесказанное является чистой воды фарсом и жестокой иронией.

Архивные записи

Previous post Next post
Up