Большинство статей и выступлений про качественные исследования посвящены методам сбора информации. Но очарование качественных методов в маркетинговых и UX-исследованиях исчезает на этапе анализа и представления результатов. Эту непростую задачу исследователи решают по-разному. Иногда ради быстрого результата, или по незнанию они нарушают методологию качественных исследований, отчего работа выглядит непрофессионально и не вызывает доверия.
В статье рассмотрим один из методов качественного анализа - Метод тематических сетей:
- обсудим частые ошибки качественных исследований и вспомним «кальсонных гномов»;
- разберем пошаговый алгоритм метода и его возможные ловушки;
- применим метод к анализу ИТ-продукта и нарисуем тематическую карту.
Статья будет интересна:- исследователям;
- менеджерам продуктов и маркетологам;
- тем, кто использует в работе результаты исследований;
- тем, кто давно искал удобный метод структурирования нецифровой информации.
Статья продолжает тему исследований пользователей. В этот раз отступим от анкетного исследования (
статья 1 и
статья 2), вернемся к анализу потребностей пользователей (
статья 3) и обсудим качественные методы обработки результатов исследования.
За что исследователи любят качественные методы? За необязательную репрезентативность выборки, отсутствие статистики и прочую свободу действий. Свобода на деле оказывается мнимой, но заметить это можно, только если относиться к методологии качественных исследований всерьез. А без такого отношения и под влиянием устоявшейся ориентации на позитивизм качественные методы в бизнес-исследованиях становятся «ленивыми» количественными, которым будто разрешили «не быть такими строгими».
Чаще всего ошибки появляются на этапе выбора методологии и на этапе обработки и представления результатов. Выбору методологии исследований я планирую посвятить отдельные статьи. А вот две основные ошибки обработки результатов качественных исследований:
Читать всю статью