1) Психоанализ- метод психотерапии и психологическое учение, ставящее в центр внимания бессознательные психические процессы и мотивации. Отдельные положения психоанализа можно обнаружить у Ж. Шарко и П. Жане (психологическая теория неврозов). С точки зрения психоанализа каждое психическое явление должно быть раскрыто в трёх аспектах - динамическом, энергетическом и структурном. 2) Бихевиоризм - направление в американской психологии ХХ века, отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. Кредо бихевиоризма выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание. Методы: наблюдение с использованием или без использования приборов; методы тестирования; методы дословной записи и методы условных рефлексов. Представители бихевиоризма : Берхус Фредерик Скиннер (1904 - 1990)Американский психолог, один из наиболее известных представителей бихевиоризма. Разрабатывал концепцию инструментального (оперантного) научения. Автор теории программированного обучения. Эдвард Толмен (1886 - 1959)Американский психолог, один из представителей методологического бихевиоризма. Известен своими исследованиями целевых и когнитивных детерминант поведения, в частности, когнитивных карт.\ 3) Транзактный анализ- это упрощенный вариант психоанализа. Трансактный анализ - достаточно рационалистичный подход. Психотерапевт (обычно вместе с клиентом) устанавливает признаки, когда клиент находится в том или ином эго-состоянии, помогает клиенту входить в нужное для него эго-состояние и, помогая устраивать переговорный процесс между конфликтующими частями личности, в итоге решать вопросы по-взрослому. ТА проходит как в индивидуальной, так и групповой форме. Сильные стороны ТА - понятность его языка, богатство конкретно разработанного материала, очевидная разумность психологических рекомендаций и прозрачность используемых терапевтических стратегий.Представители: Фанита Инглиш( основала Западный институт транзактного анализа и гештальта в Филадельфии), Томас Харрис( впервые написал действительно научно-популярную книгу по трансактному анализу), Джули Хей (Европейской и Международной ассоциаций Транзактного Анализа; Почетный Председатель Института Транзактного Анализа для сферы Развития и Обучения. Ученица и последователь Эрика Берна, она стала автором нескольких позиций теории транзактного анализа. 4) Когнитивистская теория- показывает взаимосвязь морального обоснования и умственнного развития. Первоначально главной задачей когнитивной психологии являлось изучение преобразований сенсорной информации от момента попадания стимула на рецепторные поверхности до получения ответа (Д. Бродбент, С. Стернберг). Когнитивная психология изучает то, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти и преобразуется в знания и как эти знания влияют на наше внимание и поведение. Представители когнитивной теории - Л. Колберг, Г. Мартин считают, что первым этапом в процессе усвоения половой роли является самоопределение, идентификация ребенка как мальчика или девочки. Когнитивные теории эмоций (С. Шехтер) 5) Новые когнитивные теории перцепции и мышления. «Новый взгляд» вырос из попытки унифицировать несколько различных областей психологии - психологию восприятия, психологию личности и социальную психологию, и из желания опровергнуть господствовавшую концепцию, уводящую назад, по крайней мере во времена Д. Юма, и представленную в теории поведения «стимул-реакция». Согласно этой старой концепции, перцепция представляла собой пассивный процесс, посредством которого стимул «запечатлевается» на воспринимающем. Представители: Дж. Гуднау и Дж. Остин смотрели на формирование концепции как на активный, а не реактивный процесс, в ходе которого выбором субъекта руководит некая стратегия, предназначенная для решения этой проблемы
2) Бихевиоризм - направление в американской психологии ХХ века, отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. Кредо бихевиоризма выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание. Методы: наблюдение с использованием или без использования приборов; методы тестирования; методы дословной записи и методы условных рефлексов. Представители бихевиоризма :
Берхус Фредерик Скиннер (1904 - 1990)Американский психолог, один из наиболее известных представителей бихевиоризма. Разрабатывал концепцию инструментального (оперантного) научения. Автор теории программированного обучения.
Эдвард Толмен (1886 - 1959)Американский психолог, один из представителей методологического бихевиоризма. Известен своими исследованиями целевых и когнитивных детерминант поведения, в частности, когнитивных карт.\
3) Транзактный анализ- это упрощенный вариант психоанализа. Трансактный анализ - достаточно рационалистичный подход. Психотерапевт (обычно вместе с клиентом) устанавливает признаки, когда клиент находится в том или ином эго-состоянии, помогает клиенту входить в нужное для него эго-состояние и, помогая устраивать переговорный процесс между конфликтующими частями личности, в итоге решать вопросы по-взрослому. ТА проходит как в индивидуальной, так и групповой форме. Сильные стороны ТА - понятность его языка, богатство конкретно разработанного материала, очевидная разумность психологических рекомендаций и прозрачность используемых терапевтических стратегий.Представители: Фанита Инглиш( основала Западный институт транзактного анализа и гештальта в Филадельфии), Томас Харрис( впервые написал действительно научно-популярную книгу по трансактному анализу), Джули Хей (Европейской и Международной ассоциаций Транзактного Анализа; Почетный Председатель Института Транзактного Анализа для сферы Развития и Обучения. Ученица и последователь Эрика Берна, она стала автором нескольких позиций теории транзактного анализа.
4) Когнитивистская теория- показывает взаимосвязь морального обоснования и умственнного развития. Первоначально главной задачей когнитивной психологии являлось изучение преобразований сенсорной информации от момента попадания стимула на рецепторные поверхности до получения ответа (Д. Бродбент, С. Стернберг). Когнитивная психология изучает то, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти и преобразуется в знания и как эти знания влияют на наше внимание и поведение. Представители когнитивной теории - Л. Колберг, Г. Мартин считают, что первым этапом в процессе усвоения половой роли является самоопределение, идентификация ребенка как мальчика или девочки. Когнитивные теории эмоций (С. Шехтер)
5) Новые когнитивные теории перцепции и мышления. «Новый взгляд» вырос из попытки унифицировать несколько различных областей психологии - психологию восприятия, психологию личности и социальную психологию, и из желания опровергнуть господствовавшую концепцию, уводящую назад, по крайней мере во времена Д. Юма, и представленную в теории поведения «стимул-реакция». Согласно этой старой концепции, перцепция представляла собой пассивный процесс, посредством которого стимул «запечатлевается» на воспринимающем. Представители: Дж. Гуднау и Дж. Остин смотрели на формирование концепции как на активный, а не реактивный процесс, в ходе которого выбором субъекта руководит некая стратегия, предназначенная для решения этой проблемы
Reply
Leave a comment