t2t

Чек-лист перед сдачей диплома и магистерской работы МБА

Jun 12, 2013 00:06

Проверьте, все ли вы учли перед защитой дипломной или магистерской работы.
Для вас - 51 «НЕ» того, что не надо делать и что нельзя забыть перед сдачей диплома.
Рекомендации составлены на основе наиболее распространенных ошибок и часто задаваемых вопросов студентов МБА и дипломников-бакалавров.

Презентация и защита работы МБА
  1. Держите под рукой определения основных понятий, используемых в работе. Слушатели часто пытаются уточнить, как именно вы понимаете явления, которые изучали. Часто четко произнесенное определение снимает все разногласия.
  2. Выражайте мысль в слайде тезисно, по пунктам (по 3-5 пунктов на каждый слайд). Развернутые предложения пусть звучат в вашей речи во время выступления, но не отвлекают слушателей на слайдах.
  3. Не используйте картинки и фотографии, не несущие важной информации по исследованию:
Пример
Плохо (картинка не несет никакой важной информации):



Лучше (инфографика иллюстрирует основные процессы реализации продукции. Подходит для презентации, если на ее основе выступающий объясняет процесс, сравнивает способы поставок и т.д.):



Источник: http://www.m-apteka.ru/commercy/apt_seti
  1. Не старайтесь дополнительно вызвать эмоции у слушателей: воздержитесь от использования девизов, эпиграфов, цитат великих, мотивирующих картинок или афоризмов. Лучшие эмоции, которые следует ждать от ваших зрителей, - это интерес к вашей работе и ее результатам.
  2. Не используйте несколько видов выделения на слайде и в работе. Ограничьте выделение только одним цветом или начертанием (полужирным или курсивом, но не двумя сразу).
Пример
Плохо (если выделено все, это не выделяет ничего):



Лучше (использовано выделение цветом в названии и полужирным начертанием выделены слова, на которые автор хочет обратить особое внимание):


  1. Используйте сдержанное оформление слайдов, выдерживайте слайды в одном стиле. Возможно использование брендированных презентаций, если вы защищаете работу на материалах отдельной организации.
  2. Не используйте бессмысленную анимацию в показе слайдов. Анимация должна служить какой-то цели: либо последовательно показывать на слайде пункты или элементы схемы по мере того, как вы их называете во время выступления, либо визуально отображать какой-либо процесс производства или управления (если это является результатом вашего исследования). Различные эффекты всплывания, кручения, свечения, подмигивания и т.д. неприемлемы.
  3. Не используйте фоном слайдов яркие или темные цвета (формат академической презентации этого не предполагает). Остановитесь на белом.
  4. В презентации используйте шрифт без засечек (то есть, рекомендуется не использовать Times New Roman, а заменить его на Arial, Verdana, Calibri или Cambria). Шрифт с засечками хорошо воспринимается в печатных документах, но на слайдах текст с таким шрифтом сливается в нечитаемые строки. Не используйте шрифт Comic Sans.
  5. Если в презентации вы используете данные из исследований консалтинговых компаний, статистических отчетов или статей известных аналитиков, не забывайте ссылаться на них в примечаниях (внизу слайда презентации и в списке литературы к работе).
  6. Не забывайте, что в презентации обязательно должны быть отражены результаты работы. Если результаты слишком масштабные, используйте визуализацию, таблицы и схемы.
Если в презентации нужно отразить план реализации проекта или маркетинговый план, для этого хорошо подходят диаграммы Ганнта.

Пример:



Источник: Ахмедзянов Д. А. Методика формирования подходов к коммерциализации НИОКР в технических ВУЗах [Текст] / Д. А. Ахмедзянов, С. Н. Поезжалова, С. Г. Селиванов // Молодой ученый. - 2011. - №3. Т.2. - С. 100-110.



Источник: http://investmentz.ru/kalendarnyj-plan-realizacii-proekta
Если в работе нужно представить разработанный или усовершенствованный процесс, можно использовать специально разработанные рекомендации и условные обозначения BPMN.

Пример:
Модель бизнес-процесса «Регистрация на рейс»



Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/BPMN
  1. Вы можете с легкостью использовать в слайдах и в работе диаграммы, таблицы и схемы других авторов. Только не забывайте добавлять ссылку на автора в примечании.
  2. Не делайте массивные раздатки для комиссии. У слушателей не будет возможности их прочесть. Иногда достаточно одной странички с вынесенной итоговой схемой или ключевой инфографикой работы. Также в раздатках иногда дают реферат работы: название, объект, предмет, цель, задачи, методы, выборка, результаты, рекомендации. (Но важно понимать, что в написанном тексте легче обнаружить ошибки и несоответствия, чем в воспринятом на слух, поэтому лучше давать такие раздатки, когда вы хотите услышать рекомендации и замечания. Например, на предзащите диплома).
  1. Если вопрос комиссии вызвал у вас замешательство, не спешите отвечать наобум: уточните, верно ли поняли вопрос, либо попросите перефразировать.
  2. Не забудьте добавить читаемые заметные номера страниц на каждом слайде.
  3. Не показывайте на слайд рукой - используйте указку.
Диаграммы
  1. Не используйте круговые диаграммы для иллюстрации показателей, которые не составляют в сумме целое (это серьезная ошибка), а также для отображения более 5 показателей (большое количество сегментов плохо воспринимается). Замените их на столбиковые или линейчатые.

Пример:
Плохо (вместе компоненты диаграммы не составляют целое, так как возможны другие, не учтенные условия продаж. Для таких данных круговые диаграммы использовать нельзя. Кроме того, большое количество сегментов и "лживый" объем мешают адекватному восприятию информации)




Лучше (условия представлены в ленточной диаграмме по убыванию, что позволяет быстро оценить разницу и сравнить отдельные пункты между собой)



  1. Не используйте графики для иллюстрации дискретных (не продолжающихся) данных. Замените графики диаграммами.
Пример
Плохо (объемы продаж в городах представляют собой дискретные величины, их нельзя отображать с помощью неприрывных графиков)




Лучше (объемы продаж представлены столбцами, столбцы расставлены по убыванию показателей Товаров категории А)


  1. Не забывайте организовывать данные в диаграмме для лучшего восприятия (по возрастанию/ убыванию, по времени или по алфавиту - в зависимости от того, на чем ставите акцент)

Пример
Плохо (не упорядоченные данные сложно воспринимать и оценивать различия)



Лучше (упорядоченные по убыванию данные легче оценить, найти минимум и максимум, а также сравнить отдельные показатели)

  1. Избегайте темных цветов в диаграммах и таблицах. В презентации они выглядят, как черные, текст и цифры на них не видны.
  1. Не используйте объемные фигуры, тени, штриховку и прочие эффекты в диаграммах. Они не несут никакой информации, но добавляют «визуальный шум» и искажают восприятие размеров.

Пример
Плохо ("лживый" объем и тени искажают размеры фигуры и мешают визуальной оценке различий)



Лучше (плоское изображение с расположением сегментов по убыванию значительно упрощает визуальную оценку различий)

  1. Не используйте псевдо-диаграммы для иллюстрации словесной (не цифровой) информации. Диаграммы допустимо строить только на точных цифрах.

Пример
Плохо (словесные утверждения "на глазок" нельзя иллюстрировать точными диаграммами - это грубая ошибка)

  1. Не используйте псевдо-инфографику, если она не облегчает понимание материала, изложенного просто списком.

Пример
Плохо (картинки, рамочки, человечки из клипарта и расстановка текста не обогащают и не облегчают восприятие информации. В таких случаях лучше использовать обычный список без картинок)


  1. Легенды к диаграммам должны быть осмысленными. Обратите внимание на это.

Пример
Плохо (бессмысленная расшифровка легенды справа - очень частая ошибка в диаграммах)

  1. Каждую диаграмму и таблицу должно сопровождать «говорящее» название, чтобы понимание изображенного на диаграмме было возможно без чтения текста работы (не используйте в названиях таблиц и диаграмм неизвестные читателю аббревиатуры).
  1. Диаграммы с множеством значений группируйте, отмечайте и ставьте акценты. Лучше разделять такие диаграммы на группы и показывать на отдельных слайдах. Использование диаграмм с большим количеством категорий на одном слайде оправдано только в том случае, если докладчик намерен во время выступления обсуждать разброс и различия между всеми категориями, анализировать все распределение и разбирать его отдельные элементы.

Пример
Плохо (не сгруппированные и не упорядоченные значения очень сложно воспринимаются и почти не поддаются анализу)



Лучше - вариант 1 (на диаграмму нанесена только часть значений - оценки молодых сотрудников. Значения упорядочены по убыванию и в них дополнительно выделены показатели, на которые докладчик хочет обратить особое внимание слушателей)



Лучше - вариант 2 (На диаграмму нанесены в сравнении показатели сотрудников разных возрастов, для удобства столбики упорядочены по показателям "молодых" сотрудников, дополнительно цветом выделены показатели, на которые автор обращает особое внимание в работе)



Методы исследования
  1. Подробно описывайте в работе и в презентации все использованные методы исследования.
  2. Указывайте количественный и качественный состав (пол, возраст, опыт работы, доход, квалификация и др. характеристики, важные для исследования) всех людей, принявших участие в исследовании.
  3. Если в вашем исследовании не принимали участие люди, уделите внимание описанию документов, которые вы изучали.
  4. Не приводите в тексте работы подробного описания общеизвестных методов исследования, ключей к тестам и др. Достаточно просто упомянуть назначение, название и автора теста. Описываются подробно только принципиально новые, разработанные, переделанные или переведенные вами методики. Текст методики и описание процедуры исследования можно добавить в приложения.
  5. Используйте только профессиональные и валидные методы исследований. Обратите внимание, был ли опубликован метод исследования в научном журнале или книге (на эти источники принято ссылаться в работе, указывая, откуда взят метод). Старайтесь не использовать в работе:
  • методики из Интернета (встречается много опечаток в ключах и тексте, искажающих обработку);
  • переводные методики из иностранных источников (пока методика не прошла жесткие процедуры адаптации и повторной валидизации, она считается не валидной). Вы можете сами перевести методику, но перед ее использованием нужно ее адаптировать и валидизировать. То же касается самостоятельного перевода методики на белорусский язык;
  • методики сомнительных авторов и сомнительной тематики (например, методики энеаграммы, социограммы, самостоятельно изобретенные методы отдельных авторов, не признанные специалистами и не прошедшие проверку);
  • методики, для интерпретации которых нужно специальное образование (например, проективные методики, анализ творчества, сложные личностные опросники - если у вас нет специального психологического образования или вы его не получаете в данный момент);
  • методики собственной разработки. При использовании их необходимо описывать процедуры разработки, операционализации и валидизации.

Исключения могут составлять анкеты опроса мнения (важно понимать, что в таких анкетах вы узнаете только мнение людей о каких-то ситуациях, но не их реальное поведение в этих ситуациях. Поэтому в выводах результаты опроса следует представлять как мнения людей, но не как факты).
  1. Указывайте количественный и качественный состав опрошенных экспертов при презентации любой аналитики (SWOT, PEST, 5 сил Портера и др.). Другими словами, покажите, что информация в анализе не выдумана, а основывается на авторитетном мнении экспертов (или статистических данных, отчетах консалтинговых агентств и т.д.).
  2. Указывайте статистическую значимость различий, если приводите сравнение средних. Обычно достаточно упоминания размера статистической значимости и статистического критерия, с помощью которого была доказана значимость (тест Стьюдента, Манна-Уитни и др.).

Пример:
«Текучесть кадров предприятия Н. после оптимизации процесса принятия управленческих решений составила 5% в квартал, что значительно ниже текучести кадров предприятия К. (25% в квартал), в котором оптимизация процесса документооборота еще не проводилась. Различия значимы на уровне p=0,013. *Для доказательства значимости различий применен непараметрический критерий Манна-Уитни».
  1. Не забывайте, что взаимосвязь между двумя переменными доказывается с применением коэффициента корреляции. Недостаточно просто сравнить средние или визуально оценить графики изменения двух переменных, чтобы обосновать их взаимосвязь. Если взаимосвязь выявить не удалось, это тоже результат, достойный упоминания и анализа. При представлении данных о взаимосвязи приводится коэффициент взаимосвязи r и вероятность ошибки р.

Пример:
«Проведенное исследование показало, что производительность труда рабочих прямо связана с продолжительностью их отпусков и отгулов за последние полгода (r=0,765, p<0,01) и обратно связана с количеством человек, одновременно работающих в цеху в смену (r=-0,645, p<0,05). При этом не была доказана взаимосвязь между производительностью труда и размером премий (r=0,012, p<0,01) и штрафов (r=-0,102, p<0,01) рабочих за последние полгода».
  1. Не забывайте, что корреляция - это еще не доказательство зависимости и влияния. Избегайте утверждать наличие влияния одного явления на другое, если у вас нет тому доказательств (помимо коэффициента корреляции). В такой ситуации корректнее просто сообщить о взаимосвязи двух явлений, чем о влиянии одного на другое (помните, что может существовать третья переменная, определяющая динамику исследуемых вами явлений).
  2. Не приводите в тексте работы промежуточные статистические вычисления, формулы и процедуры проверки статистических гипотез (Н0 и Н1). Достаточно просто упоминания значения и уровня статистической значимости p. Промежуточные таблицы вычислений статистических программ приводятся в приложении.


Основной текст работы
  1. Не забудьте дать определения ключевым терминам в тексте работы. Особенно словам, вынесенным в название.
  2. Постарайтесь обосновать измеримый эффект - экономический, социальный, или даже психологический, от предлагаемых вами нововведений. Даже если работа касается неизмеримых на первый взгляд категорий, таких как «корпоративная культура» или «потребительская лояльность», или предстоящие нововведения только ожидаются, и нет возможности измерить эффект от их внедрения. Найдите в литературе, как принято измерять эффективность исследуемых вами процессов. Иногда измерение осуществляется за счет вычисления упущенной выгоды, либо на основе сопоставления со сходными процессами в отрасли. В крайнем случае можно использовать экспертные оценки прогноза экономической эффективности или даже опрос удовлетворенности людей, задействованных в процессе. Одним словом, простого утверждения «будет лучше, чем было» недостаточно.
  3. Следите, чтобы теоретическая часть работы была связана с эмпирической (исследовательской) и обе они были связаны с рекомендациями и выводами. Проводите «мостики» между параграфами и главами, упоминайте при обсуждении результатов фамилии и теории, процитированные в первой главе, обсуждайте, насколько результаты вашего исследования соотносятся с рассмотренными исследованиями других авторов или с теоретическими концепциями. Постоянно показывайте, что используете в исследовании и выводах результаты анализа теоретической главы.
  4. Выстраивайте логическую линию изложения информации в тексте работы и во время презентации: вначале нужно обосновать проблему (почему вообще следовало заниматься этим исследованием), а потом постепенно «раскручивать клубок» решения этой проблемы. Каждый параграф и слайд должны быть подчинены этой общей линии изложения.
  5. Убедитесь, что работа и выводы из нее четко соответствуют названию: если в названии работы есть слово «Стратегия», то в итоге работы должно быть предъявлено описание стратегии, если есть слова «План», «Модель», «Процесс», то в итогах должен быть четко выделен план, разработана модель или описан процесс, и т.д.
  6. Убедитесь, что для каждой поставленной задачи отведено место в исследовании и получен конкретный вывод. Выводы по каждой задаче должны быть даны в заключении и представлены в презентации.
  7. Не используйте местоимения «Я», «Мой» и др. Старайтесь описывать исследование предложениями безличной формы («Проведенное исследование показало…», «Были установлены следующие закономерности…»). Если такое перефразирование не удается, в крайнем случае можно использовать местоимения «Мы» или «Наш».

Пример:
(плохо) «При проведении экспертной оценки я задавал экспертам следующие вопросы…»
(лучше) «При проведении экспертной оценки мы задавали экспертам следующие вопросы…»
(совсем хорошо) «При проведении экспертной оценки экспертам были заданы следующие вопросы…».
  1. Не забудьте добавить ссылки на список источников ко всем цитатам, методам и определениям.
  2. Постарайтесь применить в работе максимум знаний, полученных в процессе обучения на программе МБА. Дипломная работа МБА является показчиком того, что вы можете использовать на практике полученные знания. Поэтому не лишним будет использовать конспекты и учебники по основным курсам при описании внутренней и внешней среды компании, постановке проблемы и выборе методов ее решения.
  3. При обсуждении экономической ситуации и социополитических тенденций (в том числе, при ответе на вопросы комиссии) старайтесь избегать суждений, основанных только на личном мнении. Приводите обоснование своей точке зрения из статистических сборников, публикаций аналитических компаний, мнений авторитетных в этой области экспертов, лично проведенного исследования и т.д. В некоторых случаях в качестве обоснования можно использовать аналогии со странами-соседями или компаниями, аналогичными вашей.

Заключение к работе МБА
  1. В заключении не пишите общие слова и лирику, не нужно заново обосновывать актуальность и нужность работы для компании и общества. Только четкие выводы: что показал теоретический анализ, каковы результаты исследования и какие рекомендации (внедрения, инновации) на этот счет вы предлагаете.
  2. Проследите, чтобы в выводах были четко представлены ВСЕ важные результаты работы. Здесь студенты МБА чаще всего допускают следующие ошибки: 1) Пишут выводы формально, делая акцент на процедуре (на том, что они делали), без указания конкретных результатов работы;  2) Пишут выводы очень скомканно, делая акцент только на одном тезисе или рекомендации, и упуская результаты проведенного теоретического анализа и эмпирического исследования; 3) Пишут выводы без какой-либо привязки к проведенному анализу и исследованию, сообщая какие-то рекомендации, сформулированные независимо от остальной работы. Ваши выводы должны содержать основные результаты всей работы: теоретического анализа и исследований, а также ваши рекомендации по результатам исследований. Прочитав ваши выводы, читатель должен получить полное представление о работе и иметь возможность применить ваши результаты на практике без дополнительного прочтения всей работы.

Пример:
(плохой пример, так писать не следует) “В результате проделанной работы были изучены основные источники по теме адаптации персонала, обозначено три уровня адаптации на рабочем месте, выделены основные причины дезадаптации, проведен анализ процесса адаптации сотрудников основных крупных предприятий Беларуси, а также разработан план адаптации сотрудников производственного предприятия”. - Как видите, из этого заключения совершенно не ясно, что именно обнаружил автор в результате исследования. Такое заключение не дает читателю никакой полезной информации об исследовании, он никак не сможет использовать результаты в своей практике.
(хороший пример, так можно формулировать результаты) “В результате проделанной работы были получены следующие выводы: 1. В процессе адаптации работника на рабочем месте выделяются следующие уровни адаптации: профессиональная, социальная и психологическая. 2. Основными причинами дезадаптации на рабочем месте являются: … 3. Анализ процесса адаптации сотрудников основных крупных предприятий Беларуси показал, что в крупных предприятиях государственной и негосударственной форм собственности процессы адаптации сотрудников различаются. На предприятиях негосударственной формы собственности преобладают…, в то время как на предприятиях государственной формы собственности наблюдаются такие метода адаптации, как… 4. Предложенный план адаптации сотрудников производственного предприятия разработан на основе принятой практики крупнейших белорусских предприятий и таких европейских практик, как … План содержит следующие этапы: 1. … ” - Из этого заключения читатель узнает больше полезной информации, сможет оценить, является ли работа интересной и значимой для него, и стоит ли знакомиться с ее полным текстом.

Новизна работы МБА
  1. Не спешите утверждать в работе, что вы первым установили такую-то взаимосвязь или впервые изучили такое-то явление. Такие глобальные утверждения можно делать только на основании анализа большого массива научных публикаций, в том числе, зарубежных. И тот факт, что вам не удалось их найти, не является доказательством, что такие исследования не проводились до вас.
  2. Требование новизны от дипломных и магистерских работ не означает, что студент обязательно должен произвести научное открытие. Термин «новизна» станет понятнее, если вы ответите на такой вопрос: «Чем результаты вашего исследования отличаются от обыденных представлений о данном вопросе?» или, еще проще: «Что в вашем исследовании показано такого, чего мы до сих пор не знали?». Ответ на этот вопрос должен незримо присутствовать во введении и выводах к работе.

Пример:
В дипломной работе студента МБА доказывается, что существует значимая взаимосвязь между уровнем сплоченности IT-команды и ее производительностью. Слушатели могут резонно возразить: «Неужели, до вашего исследования не было очевидно, что, чем сплоченнее команда, тем эффективнее она работает?». Действительно, если работа доказывает очевидные вещи, то в ней нет никакой надобности. И утверждение в стиле «это исследование впервые проводилось на IT-командах» не будет доказательством новизны, так как, во-первых, у студента нет обоснованных доказательств того, что исследование на IT-командах не проводилось до него, и, самое главное, у него нет обоснованных доказательств того, что IT-команды существенно отличаются от других команд, для которых была доказана эта закономерность (везде работают люди, психология у всех одинаковая, почему они должны отличаться?).
Как в данном случае обосновать новизну исследования?
  1. Можно попробовать доказать, что IT-команды действительно по некоторым признакам отличаются от других производственных или творческих команд. Доказать это можно с помощью анализа литературы (возможно, кто-то уже писал, что в IT-командах действуют совсем другие принципы организации труда, или были замечены другие групповые процессы). Если это удастся, проведение исследования станет обоснованным, так как теперь, зная, что IT-команды существенно отличаются от других типов команд, мы не можем с уверенностью утверждать, что для них свойственны те же процессы и закономерности. Значит, нам стоит это перепроверить, то есть провести исследование и доказать, либо опровергнуть то, что кажется очевидным для других типов команд.
  2. Можно провести анализ литературы и изучить факторы, влияющие на производительность труда команд. В результате этого анализа могут обнаружиться исследования, указывающие на то, что здоровая конкуренция или психологическая дистанция членов команды были факторами, увеличивающими эффективность труда, в то время как излишняя сплоченность и дружба, напротив, вредили производительности. Одного такого упоминания будет достаточно для того, чтобы обосновать необходимость повторной проверки тезиса о сплоченности непосредственно для IT-команд.
  1. Новизну также можно формулировать скромнее, указывая на узкую область применения результатов (страна, отрасль, масштаб предприятия), а также на специфическое или нестандартное применение методов исследования, технологий или управленческих решений, не применявшихся ранее в исследуемой среде. (Возвращаясь к примеру с IT-командами, можно обосновать новизну, доказав, что в практике подбора и адаптации IT-команд до этого времени не обращалось внимания на сплоченность команды, и автор своей работой обосновал важность такого подхода для целой отрасли, отобрал методы, подходящие именно для этой отрасли и предложил рекомендации по их применению).
Посмотреть другие записи автора

Магистерская диссертация в МБА, Мастер-класс, Ляпы, Графическое представление количественных, Методы исследования в социальных науках , Количественные методы, Часто задаваемые вопросы, Качественные методы, Подготовка и публикация научной статьи, Написание и защита научной работы, Студентам, Статистическая обработка данных эмпириче

Previous post Next post
Up