История наблюдателя на выборах 4 марта

Mar 05, 2012 16:51

Сразу скажу, что этот отчет будет скучным и "скандалов, интриг, расследований" здесь не предвидется.
Честно говоря, думал, что, несмотря на свой настрой пойти наблюдателем на следующие выборы после 4 декабря, так никуда и не выберусь. Но ближе к назначенной дате понял, что совесть покоя не даст и придется туда топать.
Тем более подвернулся знакомый в рядах КПРФ, поэтому без лишней беготни после небольшого собрания наблюдателей-коммунистов, я получил свое заветное направление на участок. Как сознательный человек заранее взял открепительное на своем участке и пошел знакомиться с комиссией за день до выборов.
Там был небольшой хаос (дело было 3-го числа в середине дня), сборка урн и заполнение избирательных списков. Судя по отношению, я оказался там не кстати, но выгонять меня никто не собирался. Меня зарегистрировали и нехотя (по их словам, они были еще не окончательно сформированы) разрешили ознакомиться со списками наблюдателей. Честно говоря, несмотря на прочтенную литературу и законы, ощущал там себя полным лохом. Ознакомился, ну список и список, в конце следовали пустые строки, которые предназначены, как мне объяснили, для людей, которые вносятся туда по причине недавней смены места регистрации и подобным причинам. Правда, если бы в этих строках был указан сам Адольф Гитлер, я бы не знал, как проверить законность его появления в них. В процессе была найдена одна галочка ручкой напротив одной из фамилий, которая была торжественно прощена. Мне предложили прийти завтра за час до начала работы комиссии и познакомить с окончательным список избирателей.
Сказано - сделано. 4-го числа в 7.00 мы были как штык на участке. Правда, председателя, обещавшего показать списки не было. Он приехал только к 7.30, потому что "заезжал в ТИК". Естественно, списков уже никто не показал. Также была проблема с тем, что урны с нашего места были видны очень плохо, их загораживала кабинка для голосования, но получаса на решение этой проблемы оказалось мало и все наплевали.




Дальше нас познакомили с ящиком для видеонаблюдения, в котором была соответствующая аппаратура. Его по закону необходимо было опечатать, что председатель и сделал:




Потом урны.
И началось голосование. Из наблюдателей было три человека от КПРФ (мы с подругой и старший напарник), два от Единой России (женщина в возрасте и паренек, который отсиживал там за 2000 рублей) и древняя бабулька от Справедливой России. Вот он, самый бдительный наблюдатель-единорос:




Эти 12 часов были на самом деле довольно скучны и однообразны, мы записывали всех входящих и сверяли их с данными, которые периодически давал председатель. Здесь мы несколько напортачили, потому что стоило считать не входящих, а только опущенные в урны бюллетени, но, повторюсь, на обеспечении хорошего обзора настоять не успели. Среди входящих же было много потерявшихся и сочувствующих, поэтому голосовали из них далеко не все, и мы шли по подсчетам с заметным опережением. На протяжении всего голосования старался бдить за голосующими по открепительным, но больших очередей там не образовывалось, а люди выглядели довольно цивилизованно и приходили даже с детьми. Редкие лица кавказской национальности тоже ничем себя не скомпрометировали, голосовали по паспортам и только по одному бюллетеню. Тем более все это происходило на прицеле веб-камер, поэтому о существенных вбросах говорить не приходится. Основной поток избирателей был с 12 до 14. В остальное время народ шел вяло и даже к 19 всплеска голосующих не наблюдалось. В 15 часов двое из нас уехали на выездное голосование и за 3 часа привезли нам 16 бюллетеней. То есть на одного избирателя вне дома уходило примерно по 10 минут.
Было небольшое нарекание, когда один из избирателей подошел к нашему столу и пожаловался на галочки в списках избирателей. Посмотрели - действительно, в списках появились карандашные галочки. Председатель объяснил это чем-то вроде опросов среди инвалидов (услышал только краем уха, когда он объяснялся с моими коллегами), и к концу голосования пообещал галочки стереть. При окончательном подсчете их затерли, жалобу писать не стали.
Еще была забавная история с ящиком для видеонаблюдения. Примерно в 14 часов, председатель подошел, сказал, что по последнему постановлению правительства он должен сделать так: сорвал печать с ящика и оставил его открытым до конца голосования. После восьми его снова опечатали.




Потом он, видимо, забыл засунуть какой-то акт в этот ящик, сорвал печать, положил акт и опечатал его снова. Зачем там была эта символическая печать не знаю.
В 20.00 участок закрыли, провели окончательный подсчет по спискам избирателей. Пересчитали открепительные (их оказалось 36 штук) засунули в пакет и составили акт. Об испорченных открепительных (их было 3 штуки) тоже составили три акта об их списании.
Потом погасили неиспользованные бюллетени, отрезав левый нижний угол:




Всего бюллетеней на участок было выдано, как сказал председатель, 2100 штук. Дальше наступила самая ответственная часть. Вскрыли переносную урну и извлекли оттуда 16 бюллетеней, потом их смешали с остальными. Затем шла очередь стационарных урн. Из новых урн бюллетени извлекать было довольно тяжело, в них для этого сделали лишь маленькое окошечко, так что члены комиссии изрядно помучились. Потом все бюллетени отсортировали и предварительно пересчитали. Сложив все полученные данные, мы получили необходимое число в 2100 штук, поэтому предварительным подсчетом и ограничились. Считали бюллетени довольно плохо, под руками членов комиссии их было не разглядеть, но при самой сортировке все контролировалось вполне сносно.
Итого получилось:

Общее количество в урнах - 1841
Путин - 1055 (57.3%)
Зюганов - 307 (16.7%)
Прохоров - 211 (11.5%)
Жириновский - 95 (5.2%)
Миронов - 145 (7.9%)
Испорченные - 28 (1.5%)

Дальше началось долгое и мучительное ожидание наших законных протоколов. Их пришлось ждать около двух часов, пока комиссия проводила свое заседание и считала контрольные суммы. Не знаю, почему все это так растянулось, но даже печать самих протоколов была феерична. Они минут пятнадцать думали, как им нужно расположить лист, чтобы отпечатать протокол требуемой формы и размеров. Но в конце концов им все удалось, на них были проставлены печати и отданы нам, мы же расписались в получении. Вот они, заветные бумажки:







Для успокоения совести мы хотели ознакомиться со списками избирателей, но сил на это уже никаких не осталось, в 1.22 мы покинули участок через черный ход.

Мои отношение к прошедшим выборам: я пошел наблюдателем, чтобы убедиться в том, что выборы прошли честно и не дать жуликам накрутить проценты. Но, когда я не увидел на участке особенных нарушений, а комиссия действовала открыто и честно, то сомневаться в результатах уже не мог. Надо сказать, что 4 декабря Единая Россия на наших участках получила примерно 32%, то есть председателей скорее всего никто не покупал.
Сейчас же при честных цифрах в протоколе Путин получил на данном избирательном участке 57% голосов. Я сильно разочарован в нашем гражданском обществе, потому что я никак не могу назвать этот выбор аргументированным. Власть может открыто воровать, ничего не делать и подтасовывать выборы, а народ все равно будет голосовать за нее, потому что "больше не за кого" и они "за стабильность". Это невероятно грустно, но результат такой, какой есть. В нынешних 63% за лидера государства фальсификации не превышают моего личного барьера в 5%. Общество имеет такого правительства, которого заслуживает.
Добавлю, что я бы не стал сейчас радоваться и обезьянничать на месте основной массы избирателей. Вот если к концу очередных двух президентских сроков, когда кончится нефть и подойдет к концу газ, Россия не испытает никаких потрясений и качество жизни только улучшится, тогда да. Можно будет сказать, что оппозиция ошибалась, и ВВ неплохой управленец.

выборы 4 марта протокол президент

Previous post Next post
Up