Евреи трижды в день проклинают христиан по учителям Церкви.
Учитель Церкви Иероним Стридонский (342-420) в своих комментариях к Исайе горько жаловался на то, что евреи порицают «ноцрим» - верующих в Иисуса, «назареев» - в своей ежедневной молитве «Амида», в той ее части, которая называется «Биркат га-миним»: «Евреи… после приглашения Господом к покаянию… до сего дня упорствуют в ереси и трижды в день во всех своих синагогах предают христианское имя анафеме».
В жалобе его отражается еще более жесткая христианская полемика. Один из ранних отцов церкви Епифаний Кипрский (315-403) писал:
«Еврейский народ не только ненавидит своих врагов; евреи встают на заре, в середине дня и ближе к вечеру, трижды в день, когда читают свои молитвы в синагоге, и проклинают, и предают их (врагов) анафеме. Трижды в день говорят они: “Пусть Бог проклянет назареев*”. Ибо держат на них очень сильную обиду… поскольку, невзирая на собственное еврейство, проповедуют те, что Иисус - Христос, в отличие от остальных евреев, которые по-прежнему иудеи, ибо Иисуса не признали».
Отсюда:
http://booknik.ru/today/from-the-other-side/proklinayut-li-iudei-hristian/ В царской России до революции - раз в год, на Чин Торжества Православия отступники от Церкви анафемствуются раз в год.
С 1917(8) года, после революции, Чин анафемствования в Московской Патриархии на Торжестве Православия не произносится в течение многих десятилетий ("Спасибо" Ленину-Сталину!).
Уточнение:
После 1917 г. анафематствованы: "творящие беззакония и гонители веры и Церкви Православной" (1918 г.), несколько священников "публично похуливших Имя Божие" (1959, 1960 гг.).
В последнее десятилетие были осуждены те, кто пролил невинную кровь ближних своих в 1993 г. Слова отлучения были произнесены тем, кто разделяет учения сект, "новых религиозных движений", язычества, астрологии и т.п. (1994 г.). Был отлучен от Церкви монах Филарет (Денисенко), который дерзнул наименовать себя "патриархом Киевским и всея Руси-Украины" (1994 г.). Архиерейский Собор 1997 г., после неоднократных увещеваний и предупреждений о бесчинном ношении иерейского креста после лишения сана, постановил: "Отлучить Глеба Павловича Якунина от Церкви Христовой. Да будет он анафема пред всем народом."
Предание анафеме не является проклятием, не является актом бесповоротно закрывающим путь к возвращению в Церковь и ко спасению. При покаянии и достаточных основаниях анафема может быть снята. Может быть она снята и после смерти. Важное значение для Русской Церкви имеет отмена анафемы старообрядцам в 1971 г.
Отсюда.
http://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_497/Источники:
1. Православная энциклопедия. М., 2001, т.2
2. Общедоступные беседы о Богослужении Православной церкви. М., 1898
3. Как правильно обращаться с иконами. О грехе небрежения и об истинном благочестивом отношении к иконам.
4. Миниатюры чина Православия. Из книги: Л.Б. Сукина "Рукописная книга позднего русского средневековья":
http://dll.botik.ru/Synodik В течение многих десятилетий после революции 1917 г. чин анафематствования был запрещен для соборного провозглашения, и чин Православия включал только поминовение усопших.
В РПЦЗ - да, каждый год произносился. в 1983 году был анафемствован экуменизм.