Лживые воспоминания нерасстрелянного.
Д. Купяк сегодня очень богатый человек, в украинской диаспоре Канады имеет славу большого национального героя и борца за «Независимую Украину».
В 1991 году в Канаде в Торонто в книге, названной «Воспоминания нерасстрелянного», были опубликованы его воспоминания. Это своего рода история борьбы украинских националистов за «независимость», однако содержит слишком много лжи, чтобы быть такой уважаемой. Имел возможность ознакомиться с её содержанием и удивился содержащимся в ней лжи и бреду Д. Купяка и историков, которые помогали в её написании. Этот убийца, который хладнокровно лишал жизни безоружных женщин, детей и стариков, представляется как верующий и очень религиозный человек. Часто обращается к богу с благодарностью за то, что выбрался целым из беды, то есть возможность побега за границу.
Слова «благодарю бога» не являются в этой книге редкими. Также часто выражает свою тоску по «неньке Украине», но не спешит с возвращением на неё. Теперь Украина свободна, не существует советский режим и не угрожают ему уже расстрелянные, но он боится своих земляков. Люди помнят его преступления. Остались в живых родственники убитых семей, которых не удалось ликвидировать как семью Яремкевичей, сохранили в памяти его преступления и передали всё молодому поколению.
Содержание книги авторства Купяка наполнено ненавистью к полякам и всему, что польское. Украинский разбойничий атаман болезненно дышит ненавистью на Польшу и поляков. Это проявляется, в частности, в описанном случае его побега через Польшу в Канаду. В нашу страну выехал со Славкой Фалиньской, якобы, со своей женой, как экспатриант под именем Владислава Бродзяка. Оба доехали до Лубавки, местности, находящейся в 2 км от чешской границы. Купяк остался в Лубавке, она же отправилась в Бялу Подласку, где находилась её свекровь с внучкой, дочерью Славки. Свекровь, полька по фамилии Капий, выехала из Буска в Бялу Подласку в июле 1944 года тотчас же после смерти своего сына, мужа Славки - Осипа Капия.
Этот человек, будучи районным проводником ОУН в Буске, убегая с немцами от приближающегося фронта советской армии, в последние минуты убил своих соседей. Его жертвами стала пара старичков по фамилии Гилевичовы, проживающих на Воланах (часть Буска). Ему не удалось далеко убежать, был застрелен советскими солдатами в соседнем селе Ланеровце. Его похоронили рядом с убитыми жертвами на кладбище при церкви. Чем эти старики, поляки, вызвали гнев Капия? Так вот, этот районный проводник ОУН происходил из смешанной семьи, его мать была полька, отец же, украинцем. Этим убийством доказал, что является настоящим бандеровским националистом, ненавидящим поляков. Лучшим доказательством было бы убийство собственной матери, но, вероятно, в нём осталось небольшое количество человечности, которая не позволила ему совершить такое преступление.
Такие случаи не были редкостью. Для примера сообщаю о происшествии, какое имело место осенью 1944 года в селе Гайовске, недалеко от несуществующего сегодня села Адамы, в смешанной семье Стопницких. Он был украинцем, его жена - полькой, имели троих детей: двоих сыновей и младшую дочь. Сыновья вступили в УПА, где получили приказ убить свою мать - польку. Отказались и за это по приказу своих руководителей были убиты. Родственникам под страхом смерти было запрещено принять участие в похоронной церемонии собственных сыновей. Их дочь Стефания, которая вышла замуж за украинца и считалась украинкой, в настоящее время бледнеет от испуга, когда спрашивают о судьбе братьев. После минуты молчания отвечает, что была тогда ребёнком и может рассказать немного. Известно ей только, что под Бродами её братья были выданы поляками в руки большевиков, которые их там убили. Таким коварным способом ещё сегодня укрывается преступление, совершённое людьми под флагом ОУН - УПА.
Из книги Д.Купяка узнаём, какие были дальше превратности судьбы. В Лубавке он был принят на работу бухгалтером на текстильную фабрику. Быстро заслужил доверие директора фабрики и всего окружения. Вступил в Польскую социалистическую партию (ППС) и стал секретарём Профессионального союза Текстильных Работников. Был даже агентом УБ, но тут не успел порисоваться своими «умениями», потому что вскоре у него начала гореть земля под ногами. В апреле 1946 года поехал по службе в Валбжицх, где в отеле наткнулся на поляка из села Побужаны. Опознанный, убежал в Лубавку. Эта встреча и известие о линчевании опознанного бандеровца-убийцы на улице Валбжицха, напугали его до такой степени, что он немедленно сбежал в Чехословакию. Оттуда через Германию и Англию сбежал в Канаду.
В изданных в Канаде воспоминаниях Купяк бесцеремонно, непринуждённо врёт, делая из себя большого героя и борца в борьбе с «оккупацией польской», немецкой и большевицкой. Все доказанные его преступления обходит молчанием, хотя следы от них остались в памяти людей до сегодня. В своих воспоминаниях признаётся только в одном убийстве, своего товарища - Богдана Мороза, которого подозревал в сотрудничестве с НКВД. Во всей книге, аж, роится от лжи, которой не постыдился бы сам Геббельс, гитлеровский министр пропаганды.
Невозможно перечислить всего, для примера приведём одно очень знаменательное и характерное, касающихся моих родных краёв. На странице 178 своих воспоминаний Купяк пишет: … «В уезде Каменка Струмилова были большие лесные территории, на которых находились большие и маленькие польские сёла и поселения: Адамы, Шлонзаки, Варцхолы, Мазярня и другие. Во время польско-немецкой войны в 1939 году несколько полков польской армии собралось в тех лесах с целью спрятать там для поляков своё общее вооружение с пулемётами и гранатометами. Со временем польские подпольные организации высылали своих проводников в эти леса - в польские сёла, чтобы на месте создавали воинские группы и тем доказали польское присутствие на этих украинских территориях. Вооружённые до зубов оставленным оружием, польские банды безнаказанно терроризировали окрестные украинские сёла. И они, поляки, а с ними большевистские банды ответственны за несколько сотен невинных украинских жертв на той территории».
Во-первых, поляки присутствовали на той земле испокон веков, и никто не слышал о существовании украинского государства или народа. Испокон веков на этих землях проживали поляки и русины, и не должны были доказывать своего присутствия украинцам, появившимся из древних русинов. Во-вторых, оружие, оставленное польской армией, спасло польских жителей от кровавой и нечеловеческой резни, которая им непрерывно угрожала со стороны ОУН - УПА.
Слухи, распространяемые среди украинцев о количестве оружия, находящегося в распоряжении поляков, отпугивали банды УПА от нападения. Это было тем более спасительно, так как нападения совершались ночью и нападали на людей, погружённых в глубокий сон. В селе не было ни пулемётов, ни гранатомётов, которых так сильно боялись стреляющие из-за угла банды ОУН - УПА. Нашли только ящик оборонительных гранат; взрыв такой гранаты отпугивал героических палачей из УПА, как выстрел из пушки.
Если в то время, в тех окрестностях погиб какой-нибудь украинец, то только от рук Купяка и его банды за неподчинение и неповиновение его приказам. Теперь этот убийца старается перекинуть свои преступления на своих жертв. Все сёла, перечисленные в вышеупомянутой цитате, были сожжены им и его бандой, а оставшиеся жители убиты.
Отчёт с судебного процесса о совершённых преступлениях потрясает. Трудно поверить, чтобы вооружённый человек дошёл до такой степени дегенерации, чтобы издеваться и убивать безоружного человека, невиновного перед ним.
Встречал высказывания, что процесс в Красном был сфабрикован для пропаганды, выгодной советской власти. Согласен с тем утверждением, что время, цель и шумиха вокруг всего процесса не были делом случая, но представленные на нём факты и преступления, разумеется, были правдивые, и никто, тем более Купяк своей ложью, не сможет это перечеркнуть. Доказательством их существования стали следы от сожжённых сёл, гробы убитых, а человеческая память об ужасных событиях остались не только среди поляков, но и у местного населения, терроризированного и запуганного в те времена до такой степени, что до сегодняшнего дня не могут со всей смелостью говорить о преступлениях, совершённых украинскими националистами.
Теперь унаем этого нерасстрелянного героя по судебному процессу, описанному в книге «Расплата».