На северном побережье Финского залива в районе Лисьего Носа и Сестрорецка планируется построить город площадью 510 гектаров, из которых 377 - намывная территория. «Новый берег» - беспрецедентный для России проект по масштабу и подходу к его реализации, когда приоритетом становятся экологические интересы. Две недели назад проект получил положительное заключение государственной экологической экспертизы. О том, как будет строиться город, рассказывает представитель инвестора - заместитель генерального директора компании «Северо-Запад Инвест» кандидат архитектуры Владимир Жуйков.
По-соседски
- Владимир Николаевич, еще до прохождения государственной экологической экспертизы проект был направлен на международную экологическую экспертизу в Финляндию. Чем была вызвана такая инициатива компании?
- Это наша изначальная позиция - решать все экологические вопросы бескомпромиссно. Мы и проектировщикам поставили задачу найти максимально эффективные решения с экологической точки зрения. Помимо финской экспертизы у нас есть еще результаты пяти российских независимых экспертиз.
Финская - только одна из общего числа. Для нас имеет значение репутация компании как в Петербурге, так и в регионе Балтики. Поэтому перед финской стороной мы определили задачу анализа не только конструктивных решений, но и трансграничного воздействия на природу. Наш доклад в министерстве охраны окружающей среды Финляндии показал, что это правильный подход. Реакция представителей этого ведомства на проект и идею его согласования с соседями по Балтийскому региону была положительной. Они отметили, что это может стать шагом на пути к взаимодействию и в других проектах.
- На недавнем экологическом форуме говорилось о необходимости международной интеграции в области экологии.
- По этому пути мы и идем. Мы дважды докладывали в министерстве охраны окружающей среды Финляндии. Когда делали это первый раз, были замечания. Тогда мы провели дополнительные исследования, необходимые по европейским нормам, что заняло четыре месяца. Внесли в проект изменения, показали его второй раз и получили одобрение.
- Как восприняли ваше первоначальное появление в министерстве Финляндии - не удивились?
- Поначалу удивились и задали вопрос, зачем нам это. Была некоторая настороженность, финская сторона не понимала, для чего нам ее мнение. Но в ходе второй встречи, когда увидели, что мы в точности учли все их замечания, сделали ровно те исследования, которые они нам рекомендовали, сложилась уже другая атмосфера. Финские партнеры увидели искренность наших намерений.
- Но, действительно, зачем соответствовать руководящим принципам ХЕЛКОМ, если наше государство еще не присоединилось к этой конвенции?
- Если употребить подзабытое выражение «гражданская позиция», то это сможет отразить наше отношение. Есть российское законодательство, которое мы строго исполняем, но есть и обязательства перед зарубежными соседями, перед международным сообществом.
Мелководье будут восстанавливать
- Один из представителей Росприроднадзора считает, что вред экологии наносят не крупные проекты с серьезными инвесторами, чья деятельность прозрачна, кто заинтересован в открытости, даже содержит собственную экологическую службу, помогающую контролировать ситуацию, а мелкие и средние компании, не стремящиеся к открытости в работе. Но шум-то поднимается как раз по поводу больших проектов.
- Мелкие предприятия труднее отследить, они в тени. Нарушения, которые они порой допускают, по масштабу вроде не слишком велики, но когда картина складывается в одно целое…
- Какая для вас самая сложная задача из области сохранения окружающей среды?
- Не навредить природе. А из технических - проведение компенсаторных мероприятий по созданию дополнительных мелководий.
- Вы собираетесь компенсировать мелководья, занятые строительством, создав другие?
- Да, мы готовы создавать мелководья. Рядом с нашей территорией пролегают маршруты миграции птиц. Ученые Санкт-Петербургского университета, с которыми мы сотрудничаем, должны обосновать возможности компенсации с научной точки зрения. По мнению представителей экологичес-ких организаций, новые мелководья могут быть в своем роде продуктивнее тех, которые есть сейчас. Воссоздание природной среды - сложное и дорогостоящее мероприятие. Мы хотим, чтобы оно не стало профанацией.
- Каковы были выводы российских независимых экспертиз?
- В целом положительные. Конечно, какой-то ущерб при вмешательстве в природную среду всегда есть. Выводы делались такие же: ущербы компенсируются, если провести реальные мероприятия. Сегодня состояние акватории оставляет желать лучшего - берег и воды загрязнены, наблюдается заиливание. При наводнениях вся муть смывается в залив. Когда экологи сопоставляют нынешнюю ситуацию с нашими предложениями, то вместо минуса получается плюс. Новые компенсаторные площадки изменят ситуацию к лучшему.
Мы развиваем город
- Есть два взаимоисключающих взгляда на то, что происходит с береговой зоной: с одной стороны, залив наступает и подмывает берег, с другой - мелеет, мы наступаем на залив. Как в этих условиях строить?
- В Петербурге все берега топкие, непригодные для строительства. Не случайно Петр ушел строить в глубь территории. Троицкая площадь, Тучков буян, Марсово поле, Летний сад - это все образованные участки. Раньше это делалось по-другому, но так или иначе насыпали. Сам процесс возведения города в местах, прилегающих к воде, полностью основан на создании новых территорий. Когда нам задают вопрос, неужели нет другого места для стройки, надо обязательно насыпать, я отвечаю: мы же не ищем место, чтобы просто строить, мы город развиваем. Да, территория существует, но строить там нельзя, берег низинный, затапливается. Поэтому городские власти приняли решение, что кто-то должен освоить, преобразить эти земли. Упор делается на комплексное освоение. Перед инвестором поставили задачу создать все, что нужно для полноценной городской жизни.
- В качестве технологии намыва вы выбрали шпунтирование. Насколько оно распространено?
- И за рубежом, и у нас шпунт применяется давно, но в более локальных проектах. В таком масштабе, как задумали мы - отгородиться от залива на такой большой площади, чтобы исключить его замутнение, наверное, никто еще не применял. Шпунт - радикальная защита от взвесей, поэтому наша технология и была одобрена экологами Финляндии.
- Как вы поступите с территорией, где складировался снег, собранный в Курортном районе?
- Там нужна рекультивация, потому что выявлен участок с загрязненной почвой. Этот слой придется снимать и вывозить на полигон в Красный Бор.
Рукотворная дюна
- Станет ли ваш проект частью концепции многоядерного развития территории, когда отдельные развитые городские анклавы, входя в состав мегаполиса, остаются автономными, но при этом много привносят для общего движения вперед?
- Новый город и задуман в развитие этой концепции. Мы будем стараться, чтобы городское образование было самодостаточным, чтобы были созданы места приложения труда его жителей, объекты социальной и культурной инфраструктур. Мы хотим построить центр, сопоставимый по масштабу и уровню развития со столичным, чтобы туда хотелось ехать, чтобы в его посещении был смысл. Проект включает и рекреационную составляющую: будут новые пляжи длиной до пяти километров, новые парки, площадь которых составит 100 гектаров.
- Планируется ли поднятие берега?
- Да. Это будет техническое решение - в результате получится что-то вроде дюны вдоль береговой линии, напоминающей Комаровскую, высотой два-три метра, которая защитит от наводнений.
- Можно ли назвать проект примером международного взаимодействия?
- Да, и не только в области экологии, но и в области градостроительства. По экологии мы сотрудничаем с финской компанией Poyry Finland Oy, через нее с регионом в целом. А для выработки градостроительных аспектов пригласили японское архитектурное бюро Nikken Sekkei, крупнейшего в мире специалиста. Японцы создали нам версию градостроительного освоения территории. Это только начало. Мы собираемся уделить большое внимание архитектурной составляющей, заниматься поисками новых решений на конкурсной основе. Завершится строительство в 2028 году. Это необычный проект, потому что мы строим город, здесь надо все увязать.
- А название у него будет?
- Пока условно называем Новым берегом. Может, потом конкурс объявим, но это будет отдельная история…