Маркутье

Jan 22, 2007 06:23

Местность, называемая Маркутье, расположена почти против Бельмонта, только по другую сторону реки; это - лучшая из дачных загородных окрестностей Вильны. Красивая, вся в зелени, долина эта пересекается Вилейкой и с одной стороны окружена холмами, покрытыми лесом, с другой - зелеными лугами. Масса дач придает уютный, сельский вид всей местности.



Здесь же, на месте бывшей дачи Мельникова, находился некогда дворец великой княгини Елены, очень любившей проводить здесь лето. По желанию княгини Елены, после кончины кн. Александра, Маркутье перешло к придворному вельможе Унковскому, затем в 1540 г. досталось Кишкам, а в XVII ст. - Ходкевичам, от которых путем наследства и продажи переходило уже в руки разных владельцев. В настоящее время Маркутье принадлежать г-же Пушкиной. Часть Маркутья - предместье „Поплавы", находящееся в 6 стане Виленского уезда, примыкает к городу (к 5 полиц. участ.) и носит характер городской как по условиям жизни, так и по занятно ее обитателей. Домов здесь числится более 400 с 3,500 жителей.
В 1902 г. владелица Маркутья, г-жа Пушкина, возбудила ходатайство о присоединении Маркутья и Поплав к городу. Но Городская Дума отклонила это ходатайство, объясняя свой отказ тем, что им. Маркутье до сих пор носит характер исключительно, дачный: среди леса, в живописной, холмистой местности разбросаны отдельные домики, соединенные между собою только тропинками и самыми примитивными проселочными дорогами, местами настолько узкими, что на них не могут разъехаться два экипажа. Проектировать поэтому по извилистым дорогам, среди холмов и лощин, городские улицы было бы крайне затруднительно и сопряжено с большими расходами. Потребовалось бы также и укрепление высоких оврагов, постройка мостов и проч., а следовательно, пришлось бы затратить, благодаря топографическим условиям этой местности, значительную сумму, без надежды на ее возврат.
Так описывает эту местность виленский путеводитель 1908 года...

Сейчас эта местность называется "Маркучяй", и там расположен Литературный музей А.С. Пушкина



Очень редкий снимок - интерьер усадьбы в самом начале ХХ века

Пушкинские следы в Маркутье очень хорошо описала Ирина Арефьева в своей статье:

"ВЛАДЕЛИЦА «ПУШКИНСКОГО ГНЕЗДА»"
Гений русской поэзии А.С.Пушкин в Вильнюсе не был. Пушкинский музей в Маркучяй, как известно,- это усадьба его младшего сына, который не помнил своего отца, погибшего, когда ему не было и двух лет. Григорий Александрович Пушкин был последним владельцем села Михайловского под Псковом, где муза Пушкина витала особенно привольно. Из Михайловского  в Вильнюс привезены были некоторые реликвии и часть обстановки поэта и с ними вместе - та атмосфера помещичьей усадьбы Х1Х века, которую бережно сохраняла последние 30 лет своей жизни вдова Григория Александровича - Варвара Алексеевна Пушкина, урожденная Мельникова.
Ныне здравствующие выпускницы довоенной Виленской гимназии имени А.С.Пушкина помнят, как Варвара Александровна посещала гимназические вечера, бывала на экзаменах. Помнят, что некоторые девочки из провинции получиди образование благодаря Пушкинской стипендии, которую учредила Варвара Алексеевна.
Найденные в Литовском государственном историческом архиве документы из фонда помещицы Маркучяй, другие открывшиеся исторические  источники позволяют полнее восстановить облик владелицы наследственного имения, половина жизни которой пришлась на Х1Х век.
В.А.Пушкина была племянницей министра путей сообщения А.П Мельникова, в молодости блистала на балах в высшем свете Петербурга, танцевала с будущим императором Александром II...
«Впервые вышла замуж она в 1875 г. за офицера лейб-гвардии Конного полка В.Н.Машкова. Брак не был счастливым и вскорен распался. Вторично Варвара Алексеевна вышла замуж за Григория Александровича Пушкина, с которым познакомилась в Петербурге.Венчание совершилось в Вильне, в церкви детского приюта «Иисус Младенец» по ул.Субоч, называвшейся тогда Сиротской. (Источник - статья «Жизненный путь невестки А.С.Пушкина В.А.Пушкиной», «Литовский вестник», 1935 г.)
Некролог в Виленской газете «Наше время» от 15 декабря 1935 года гласил: «Прервалась та живая, реальная свячзь нашей русской общественности с личностью великого русского гения, ставшего для нас символом русской культуры». И далее: «В самой личности Варвары Алексеевны мы потеряли живой центр русской общественности».
Она ушла из жизни в 80 лет, будучи почетным прелседателем Пушкинского комитета, почетным членом Вильнюсского русского общества, почетной попечительницей русской гимназии имени А.С.Пушкина. «Почетной» Варвара Алексеевна стала уже в преклонные годы, а до того была весьма деятельной. Ее современники отмечали, что она как-то объединяла всех около себя. Русские общественные деятели, часто навещавшие радушную хозяйку усадьбы Маркучяй, признавались, что «не только отдыхали здесь душою, но и как бы черпали силы и набирались духа для своей работы». Чем-то далеким, но таким милым, дорогим прошлым веяло ото всей обстановки «дворянского гнезда» Х1Х века, где еще сохранялось много реликвий от самого Пушкина и его эпохи.
...Отпевали Варвару Алексеевну снежным декабрьским днем, в построенной ею же в честь святой Варвары церкви - она и по сей день красуется в Маркучяй неподалеку от музея Пушкина, бывшей ее усадьбы. В крохотной церковке поместилось лишь служащее духовенство да близкие родные. Весь народ, - а тут была масса гимназистов и, наверное, вся русская общественность, - во время богослужения находился у площадки у храма. Литию совершал сам архиепископ Виленский и Литовский Феодосий.



На снимке: Под одной могильной плитой покоятся останки Григория и Варвары Пушкиных.

В прощальном слове кафедральный протоиерей Иосиф Дзичковский назвал Варвару Пушкину «истинной христианкой, любившей Бога  и ближних». Ведь она построила храм во имя святой великомученицы, вышивала покровцы. Иконостас был в 1906 году  был выполнен по ее рисункам. У могилы слово держали председатель Виленского русского общества А. Крестьянкин, глава Пушкинского комитета В.В.Богданович и другие - все они говорили о вкладе Варвары Алексеевны а русскую культуру края.
Но к 1935 году уже мало кто помнил о подаренных Варварой Алексеевной двух домах для подкидышей, о многочисленных пожертвованиях для бедных и сирот. Следы этой благотворительности сохранились в Литовском Государственном архиве, где имеется фонд В.А.Пушкиной. В основном там собраны хозяйственные документы и контракты на аренду земли, начиная с 60-х годов Х1Х века, когда имение приобрел генерал-инженер Алексей Петрович Мельников. Он строил, между  прочим, железную дорогу из Петербурга в  Вильну. А его брат, Павел Петрович,  прокладывал железную дорогу из Петербурга в Москву.
И сейчас, подъезжая поездом к Вильнюсу с востока, в окно вагона можно любоваться холмистым видом района, называвшегося во времена младшего сына Пушкина  Поплавы. Живописные окрестности, видимо, напоминали селившейся здесь знати о красотах заморских стран и европейских курортов. Иначе не объяснишь появления на карте  Вильны предместья Карлсбад, районов Бельмонт, Иерусалим, Вифлеем. Из библейских названий Вифлеем уже стерся с карты города, а вот Иерусалимка - осталась...
Судя про архивным бумагам, сам А.П.Мельников, занимаясь хозяйством, хлопотал о починке моста по Лидскому тракту, о взыскании крепостных пошлин с арендаторов, о компенсации ущерба за воровскую рубку леса. Когда же его дочь Варвара в 1883 году вышла замуж за Григория Пушкина, она получила в наследство имение Маркутье, как тогда называлось Маркучяй, и стала хозяйничать сама. На ее землях строились  электростанция, учреждалась полицейская команда, в ее домах располагались сиротские приюты.



На снимке: Григорий и Варвара Пушкины. Фото начала 20 века.

В 1896 г. общее собрание общества «Доброхотная копейка» избрало В.А. Пушкину попечительницей девятого, Поплавского городского участка. На смовременном языке «доброхотная копейка» звучала бы, наверное, как «благотворительный лит».Словосочетание «подать доброхотно» раньше не было архаичным, оно значило дать добровольно от души. Была и поговорка: «Доброхотна дателя любит Бог». А еще: «Была бы охота - найдем доброхота»...
Надо сказать, что во времена В.А.Пушкиной милосердием занимались все дамы высшего общества. Ведь общество «Доброхотная копейка» состояла под высочайшим покровительством государыни императрицы Марии Федоровны, и собрания общества в Вильне проходили обычно в Губернаторском (ныне Президентском)  дворце. Самой первой его председательницей была графиня Екатерина Васильевна Потапова. Ухаживая в Виленском госпитале за больными во время эпидемии холеры, она внезапно скончалась, заразившись опасной болезнью. В память о ее самоотверженном служении была построена на берегу Нерис, в районе Жверинаса, белая Екатерининская церковь.
Членами «Доброхотной копейки» считали своим долгом стать  многие представители дворянства, духовенства, - как православного, так и католического. Общество помогало бедным, призревало стариков, калек и детей, не различая из вероисповедания. Интересно, какой четкой была организация его деятельности. Весь город  поделили на врачебные участки для оказания бесплатной медицинской помощи состоящим на учете бедным людям. Составили список врачей с их адресами, а также список аптек, владельцы которых согласились выдавать лекарства больным бесплатно.



На снимке: Так в начале 30-х годов 20 века выглядел господский дом в усадьбе Маркучай.

Пожертвования собирались на балах, где разыгрывалась «лотерея аллегри». Устраивались танцевальные вечера, например, в пользу Виленской Мариинской общины сестер милосердия «Красного Креста». Или гулянье в городском  Бернардинском саду (ныне Серейкишском), в пользу Ольгинского приюта, был в Вильне и такой.
В архивных папках сохранились бланки, где попечительница бедных В.А.Пушкина должна была указать сведения о положении каждого просителя и дать свое заключение, какую помощь можно ему оказать.
В 1897 г. В.А.Пушкину избрали председателем временного попечительства «Дневной приют» для детей работающих женщин. Под постоянным ее присмотром еще прежде находился приют для подкидышей «Иисус Младенец», которому она пожертвовала два дома и участок земли. Кстати, в этом приюте имелась домовая церковь во имя Покрова Божией Матери. Исторические источники указывают, что там, на углу Сиротской (Субачяус) и Бокшто, венчались Варвара Алексеевна и Григорий Александрович Пушкины. Именно в приютской Покровской (у обоих это был второй брак), а не в Пятницкой церкви, как принято рассказывать туристам и гостям столицы Литвы.Откуда пошла гулять эта легенда, неизвестно. Может быть, экскурсоводам удобно было соединить факт крещения Петром 1, в Пятницкой церкви на улице Диджейи (бывшей Большой), прадеда Пушкина Ганнибала с венчанием якобы здесь же младшего сына поэта?..Коротка наша память! Ну, кто же теперь помнит о Покровской церкви да и о самом приюте «Иисус Младенец»?..



На снимке: Варваринская часовня в Маркучай.

Однако красуется в Маркучяй рядом с Пушкинским домом- музеем архитектурный памятник - точно  залог благочестия и верности христианским традициям - изящная домовая церковь во имя святой великомученицы Варвары.

Previous post Next post
Up