В журнале "Laikmets" от 24 апреля 1942 года (N 17) обнаружилась симпатичная статейка про елгавское зодчество.
Картинки покрупнее и перевод статьи под катом.
Наряду с восхитительными монументальными строениями - свидетелями великолепия герцогского периода - у Земгальского зодчества имеется еще и другое: более заурядное и одновременно более интимное лицо. В начале прошедшего столетия, в особенности начиная с 20-х годов, образовался характерный облик старой Елгавы. Особая заслуга в этом у генерал-губернатора
Паулуччи, который заботился о нарядности города, правилами упорядочив застройку. Наиболее характерной является симметричное построение здания, с акцентированием разделенной пилястрами средней части фасада. Тут своеобразно проявляется по-
бидермейеровски ощутимый ампир. В тихой обособленности, внешне как бы сдержанной сухости звучит уют и дух романтичной мечтательности. Спокойным улочкам и домам старой Елгавы присуще свое очарованье, свой звук, выражая особый характер Земгальской равнины. Не менее привлекательны дворы между тесно нагроможденными зданиями с лестницами и деревянными галереями. Заслуживают внимания и интересные работы столяров и резчиков по дереву в отделке окон и дверей. Тут всюду видны выросшие в местных традициях ремесленное мастерство и вкус.
Средняя часть фасада бывшей Курземской гостиницы. Это одно из наиболее красивых строений в стиле ампир в нашем городе.
Типичное жилое здание в Елгаве. Ломаная мансардная крыша, одноэтажные крылья и выделенная средняя часть в два этажа с пилястрами и треугольным всходом(?) смыкаются в привлекательный общий вид.
В изгибе дверных филенок отголоски рококо. Созданное в стиле ампир полукруглое окно с решеткой(арматурой?); туда же входят две массивные розетки.
Своеобразное образование средней части фасада одного жилого дома. Самыми выразительными являются три пилястры вместо обычных четырех.
Двери елгавских домов со световыми окнами, созданными в виде интересных орнаментных решеток(?), показывают богатые здешние традиции и прекрасную работу столяра и резчика по дереву.
Уголок двора Курземской гостиницы. Формы исторических стилей - массивные каменные и тонкие деревянные колонны - здесь переплавляются в нечто уютное и одновременно выразительно торжественное.