А ведь хотел просто подкинуть пару-тройку свеженарытых картинок в
пост Виктора Гущина про "Виллу Медем", но как всегда затянуло.
Историю виллы достаточно полно описал Кирилл Соклаков в
своей статье. Рекомендую ее прочесть.
Но пытаясь более точно датировать нарытые фотки, полез в периодику и уже не смог остановиться...
Пост получился кривоватый, перескакивающий с пятого на десятое, с экскурсами. Пардоньте :)
Постараюсь не повторяться. Добавлю только интересное, накопанное в старых газетах на тему "Виллы Медем", что в 1818 году была построена на безымянной улице (позднее ставшей Лиліенфельдской - в честь
Пауля Лилиенфельда - курляндского губернатора в 1868-1885) и до сих пор не развалилась на улице Узварас 55. Ну и местами подправлю неточности в статье Кирилла.
Вот "наша" вилла на плане 1859 года. Под номером 86 предположительно место павильона с памятником Доротее. О нем позже.
Кирилл пишет:
"Вообще Медемам в курляндской столице принадлежал большой дом на набережной Аа, но в начале XIX века там жила семья Карла Медема и Жанно не хотел стеснять брата. Место для своей резиденции он выбрал за пределами города, у Морских ворот."
Для начала семейству Медемов принадлежало целых два дома на Бахштрассе, стоящие рядом - номер 7 и номер 9 (его еще называли Дворцом Медема). Так что, подозреваю, нашлось бы место для младшего брата. Опять же "Морских" ворот в городе отродясь не было, были "Водные" (porta aquatica), иначе называемые "Озерными" из-за озерца, некогда бывшего поблизости (отсюда Seepforte - озерные ворота и улица Seestraße - Ezera iela - Озерная: See в данном случае не море, а озеро). Для неверующих пара доказательств:
Кусочек из статьи в "Zemgales Balss" от 04.11.1936 (N 251):
"Дрикса - это древний выкопанный ров.... шел параллельно Лиелупе и у быв. Виллы Медем (теп. Парка единства) втекал в "Озеро".
"Озером" назывались остатки некоего длинного озера рядом с быв. Виллой Медем. От этого "Озера" получили свое название Озерные ворота и быв. Озерная улица."
Вот это "Озеро" на плане Тобиаса Краузена от 1652 года:
А вот на плане 1800 года:
К сожалению лучше скан с книги не получается, но поверьте мне на слово - в выделенном месте написано: Die See (oder Drixe) - Озеро (или Дрикса).
До кучи:
С хозяином виллы - Жанно Медемом тоже не все понятно. Согласно Кириллу "герцог Пётр ... поручил Жанно обустройство своих новых владений... Молодой Медем занимался возведением новых построек, перестройкой и обустройством дворцов, по его распоряжению нанимали слуг.... В 1795 году Курляндское герцогство перестало существовать ... Жанно, выполнивший все поручения бывшего герцога, остался не у дел. На рубеже XVIII и XIX веков граф Медем служил при дворе российского императора Павла, но после государственного переворота 1801 года был вынужден вернуться на родину в Курляндию, потому как состоял в браке с дочерью графа Петра фон дер Палена, главного заговорщика."
Т.е. служба сначала у
Фридриха II, а затем у его сына
Фридриха Вильгельма II вплоть до смерти последнего в 1797 году не считается "делами" и остался он у разбитого корыта только по причине отъезда на пмж в Германию последнего герцога Курляндии.
Биография Жанно на немецком.
Хозяин виллы Christoph Johann (Jeannot) Friedrich Reichsgraf von Medem
То, что Кирилл называет "Планом виллы", на самом деле является проектом архитектора Сергеева по восстановлению "Виллы Медем" после второй мировой.
Проект
Берлица выглядел так:
К сожалению картинка мелкая, потому не смог разобрать все надписи. То что разобрал по номерам:
1. Saal - центральный зал
2. Billard - бильярдная
3. Buffet(?) - буфет
4. Entree - вестибюль
5. Toilette - уборная
6. Spiel(?) saal - игровой(?) зал
Проект сильно урезали, потому что на первой имеющейся фотографии виллы от 1892 года видна лишь центральная часть, без всех этих крыльев-решеток-флигелей etc.
Хотя за 70 с лишним лет с момента строительства многое могло изменится...
Согласно Томашунсу в 1835-1836 Жанно доделал (обновил?) дом и обустроил парк рядом с "Villa Medem". А через 2 года - 2 марта 1838 года - Ивана Францевича (так на русский лад переиначили Иоганна Фридриха) понесли отсюда на погост.
Следующими по хронологии получаются вот эти две фотографии из книги Карла Майснера "Das schöne Kurland. Ein deutsches Land" 1917 года издания.
Подписано - фасад со стороны сада. Тут товарищ Майснер ошибся, ибо ежу понятно, что это фасад со стороны улицы. Здания льнопрядильни уже присутствуют на заднем фоне.
То же фото немного почетче. Сначала подумал брак на предыдущем фото, но теперь вижу, что это провода так "красиво" натянуты:
Угол центрального зала.
Фото конца 1930-х. Фасад с улицы. Видно, что не только кусты под окнами и лужайку подстригли, но и снесли все эти перильца-балясины перед входом.
Фасад со стороны парка.
Примерно те же годы, фонтанчик чуток обсадили.
А вот наконец и те фотографии, с которых все копание и началось. Уменьшать не буду принципиально - лучше можно все разглядеть. Время съемки - предположительно 1940.
Фасад со стороны улицы. Кусты малость подросли.
Фасад со стороны парка. Ну явно не советские еще времена - даже маркизы на балконе имеются.
Центральный зал
Фрагмент росписи потолка
Некие фантазеры
напридумывали, что Жанно заказал комнату в "турецком стиле" для своей сестры - герцогини Доротеи. Покажите мне в этой росписи хоть одного турка, не говоря о том, что вряд ли Жанно старался потрафить вкусу сестры, которая к моменту постройки виллы больше 20 лет жила безвылазно в Эйропе.
Одно из помещений виллы.
При поисках попалась еще
статейка в "Zemgales ziņas" со ссылкой на работников музея. Цитирую:
"Diemžēl, kāds no Žanno pēctečiem esot bijis draugos ar bermontiešu sabiedrotajiem, un ļāvis šai ēkā ierīkot ko līdzīgu štābam, tāpēc «Villa Medem» bija pēdējā vieta Jelgavā, kur sakāva bermontiešus, un tai līdzās esošo Lilienfelda ielu pirmās brīvvalsts laikā nosauca par Uzvaras ielu, bet agrāko dārzu - par Uzvaras parku."
"К сожалению, один из потомков Жанно был дружен с союзниками бермонтовцев(во формулировка!) и позволил в этом здании оборудовать некое подобие штаба, поэтому "Villa Medem" была последним местом в Елгаве, где разбили бермонтовцев и примыкающую к ней улицу Лилиенфельда во время первой республики назвали улицей Узварас (Победы), а бывший сад - парком Узварас."
Мне непонятно, что мог позволить разместить в здании некий графский потомок, если сама вилла была продана Медемами(?) как минимум в 1881 году. На эту тему попалась пару статей. В газете "Latviešu Avīzes" от 11.02.1881 (N 6) нашлась такая информация:
"(Елгавское латышское) Общество, как стало известно, приобрело себе дом - так называемую "Villa Medem"."
И тут же в газете "Baltijas Zemkopis" от 25.02.1881 (N 8) обнаружилось опровержение с уточнением:
"Елгавское Латышское общество не купило себе дом, известный под именем "Villa Medem", как было недавно сообщено в "Mitausche Zeitung", но общество приобрело себе в собственность находящийся рядом с "Villa Medem" сад Людерса, где в прошлом году стали праздновать Латышские народные праздники и который является самым большим садом во всей Елгаве... Вышеупомянутую "Villa Medem" купил господин Эдуард Сиеслак, который желает перенести туда свою печатню и литографию."
Фото сделано от виллы, лицом к парку. Датировать не берусь, но исходя из того, что фонтан и проч. еще целые, предположу, что фото также довоенное.
Обратите внимание на баскетбольный щит.
1945 год. Вид со стороны парка. Через арки выбитых дверей видна роспись центрального зала.
1949 год. Вид со стороны парка. Фонтан и ограждения доломали, но баскетбольный щит на месте.
Уже поминавшийся проект восстановления виллы от архитектора Сергеева:
После реставрации (закончилась в 1952).
Советское время, когда на вилле располагался клуб льнокомбината.
Лучше всех все знающая газета "Austrālijas Latvietis" от 14.05.1971 (N 1078) сообщала, что вместо клуба там должен был разместиться дворец бракосочетаний. Хорошая была идея!
В эмигрантской газете "Laiks" от 15.09.1993 (N 74) попалось фото времен, когда "Вилла Медем" звалась в народе "Дунькой" и там проистекали дискотеки.
Эмигрантский писака не нашел ничего лучше, кроме как обложить недалекую русскую предпринимательницу, назвавшую кабак "У Медема", - дескать, угораздило же назвать в честь фашиста
Вальтера Медема. Только жЮрналист забыл, что тот самый бривкунгс, вполне возможно, ни разу в жизни на "фамильной" вилле не был по той простой причине, что в Латвию то впервые попал только с "фрайкорпсами" в 1919-м (хотя может он и есть тот потомок графа Жанно, "разрешивший" замутить там штаб бермонтовцев? Правда он freiherr - то есть из баронской ветви Медемов...), да потом получил в 1941-м получил должность Gebietskommissar von Mitau. Ну да каждый петух кукарекает как ему выгодно...
Виктор Подлубный
нафантазировал, что на "Вилле Медем" встречались опальный граф Петр Пален с будущим декабристом Павлом Пестелем.
Да, Жанно Медем был зятем Палена и такая встреча на вилле могла бы произойти. Только вот
незадача: "С осени 1814 года штаб командира 1-го армейского корпуса генерала П.Витгенштейна был расквартирован в Митаве, где Павел Пестель до зимы 1816 года исполнял обязанности адъютанта его превосходительства генерала. Затем Пестель вернулся в Петербург и вместе с несколькими другими будущими декабристами слушал частный курс политических наук, стал масоном."
Упссс. А до постройки виллы еще 2 года. Так что разве что на стройматериалах могли посидеть, побеседовать...
Немного про парк, который в народе тоже назывался "Villa Medem".
1892 год, парк рядом с виллой, который на момент фотографирования принадлежал Елгавскому латышскому обществу (см. выше).
Место было популярным, с музыкой и феерверками. Реклама из газеты "Balss" от 18.08.1882 (N 33)
С ресторанами, которые время от времени распродавали свое имущество ("Latviešu Avīizes" от 19.04.1878 (N 16).
Место так нравилось, что Елгавское латышское общество подумывало строить там дом общества ("Liepājas Atbalss" от 22.01.1908 (N 9)).
Но потом передумало и даже продало сад ("Avots" от 04.11.1909 (N 44)) другому латышскому обществу с агрономом Биссениексом во главе.
Из
книги "Mitau und Umgegend / mit historischen Beschreibungen von Oberlehrer E.Schmidt." 1913 года издания почерпнул еще капельку сведений:
"После основания Латышского общества часть сада отошла в его владение, в то время как другая половина осталась в частных руках, и в настоящее время основая часть принадлежит льнозаводу "Westerman&Döring"."
Первое упоминание "Westerman&Döring" в прессе в 1896 году. В газете "Latviešu Avīzes" от 23.07.1902 (N 59) попался адрес льнозавода - Лилиенфельда N 9. Получается адрес "Villa Medem" - Лиліенфельдская N 7!
Выходит парк и так по большей части принадлежал льнопроизводителям, позднее фабрикой (и парком?) завладели братья Хоффы (даже адрес в газетной рекламе - совпадал с современным адресом "Виллы Медем" - Узварас 55). Так что на самом деле все логично - чем было стать "Вилле Медем" как ни клубом льнозавода...
А в "лихие 20-е" место стало даже криминальным - "Latvija" от 19.08.1922 (N 53).
"Елгава. Развращенность молодежи. "Zemgaleetis" сообщает, что трое молодых людей ..... во время представления в саду "Villa Medem" завлекли девицу Голубову, 19-ти лет, в самый дальний угол сада и изнасиловали. Девица измучена до потери сознания. Развратники задержаны."
Немного про памятник
герцогине Доротее, который сначала стоял в некоем павильоне в парке рядом в виллой, потом переместился в Элею, а оттуда вообще в Рижский замок.
В газете "Jaunais Zemgalietis" от 25.02.1933 (N 46) попалась статейка, посвященная памятнику герцогине Доротее, из которой становится понятно, чем она была так дорога немецкому дворянству Курляндии, если учесть что к моменту своей смерти в 1821 она уже четверть века жила за границей. (
линк на статью)
Перевожу:
"Пропитанная идеями эпохи просвещения Доротея много сделала для своих земляков. Отзывчивая и гуманная она пыталась ввести(?) общее образование. Также ее именем названа школа для девочек в Елгаве, которая еще и сейчас действует. Поэтому после смерти герцогини родилась идея сохранить память о почившей и в Елгаве в церкви Св.Троицы установить ей памятник. Заботу об изготовлении памятника поручили старшему брату герцогини графу Медему (прим. - выходит
Карлу 1762 г.р.). Последний пригласил курляндца Эдуарда фон
Лауница (род. в Гробиня), который в Риме совершенствовал свои способности скульптора у знаменитого Торвальдсена, и попросил изготовить проект памятника. 20 мая 1824 года Э. фон Лауниц прислал проект, который с небольшими дополнениями принял комитет по разработке памятника. В 1827 году памятник был изготовлен в Италии и в 11 ящиках был выслан из Ливорно в Хельсингер, где долго ожидал оказии переправиться в Ригу. Наконец он прибыл в Ригу и на барже был перевезен в Елгаву.
Когда монумент хотели установить в церкви Св.Троицы российские власти возразили, указав, что памятник можно устанавливать только с разрешения императора, и так как герцогиня Доротея не похоронена в церкви, то и там нельзя устанавливать ее памятник.
В связи с этим запретом, памятник тридцать лет простоял в Елгаве в павильоне парка "Виллы Медем". Здесь же мраморная фигура получила свое первое повреждение - были отбиты пальцы на правой руке.
В 1863 году
Петр и
Теодор вывезли памятник в Элейский дворец, где еще до сих пор сохранился парковый каменный павильон. К сожалению следует добавить, что неизвестные проказники отбили у памятника голову, также иначе памятник пострадал от времени. Сейчас голова памятника также найдена (в Елейской начальной школе). До сего момента парком заведовала Элейское волостное правление, но оно не заботилось о сохранении памятника. Земгальский музей доложил о памятнике в Управление памятников и попросил оставить творение рук Лауница и Торвальдсена и исторический памятник в Елгаве.
В связи с этим в Елгаву явился работник Управления памятников А.Штурмс и сообщил, что памятник не будет оставлен в распоряжении Земгальского музея, а будет перевезен в Ригу. Земгальский музей не согласен с этим решением и выразил протест. Этот протест пообещала поддержать также Елгавская городская управа. Вообще Управление памятников имеет тенденцию все тащить к себе и ничего не оставлять на местах. Земгальскому музею не раз приходилось сталкиваться с такими действиями Управления памятников."
Насчет "проказников". Кирилл пишет, что "В 1919 году солдаты армии Бермондта использовали статую в качестве мишени, а голову герцогини выбросили в близлежащее озеро". Не нашел я в прессе ни одного упоминания Бермонта в связи с Элейским дворцом, несмотря на то, что на него
принято вешать всех собак. Вот, кстати, очередной пример - в заметке из газеты "Brīvā Zeme" от 18.05.1938 (N 111), про то как "вождь и друг латвийских физкультурников" посетил земгальские села, попадается такое:
"Как известно, эти самые бермонтовцы без нужды спалили также изветные старые постройки в ... Элее."
Я бы сказал, довольно странно списывать на Бермонта&Co элейские "проказы", если учесть, что отступающая русская армия спалила 18 из 19 строений Элейского дворца еще в июле 1915-го. Вот как это описано в газете "Zemgales balss" от 16.06.1937 (N 132)
"Летом 1915 год при вторжении в Земгале первых немецких подразделений граф Медем своих соотечественников приветствовал большими торжествами. В честь "гостей" было заколото несколько свиней, корова и подготовлен запас продуктов. Радости встречи помешали русские казаки, которые провели чрезвычайно смелое нападение и дворец подожгли."
Но насчет памятника Доротее зуб не дам - может и правда бермонтовцы постарались.
Как выглядел парковый павильон "Виллы Медем" с памятником внутри науке к сожалению неизвестно. Точно также как нет ни одной картинки целой статуи, стоящей в чайном павильоне в парке Элейского дворца. Да чего там мелочиться - даже сам памятник был уничтожен в Елгаве в 1944. Потому начнем с того, что осталось - с чайного павильона в Элее.
Вот как выглядел чайный павильон в 2012 году (нашел реферат одной студентки, откуда все фотографии из Элеи и надергал).
Мокрое Место памятника
Ну а теперь вернемся назад во времени.
Пострадавший памятник в чайном павильоне Элейского дворца в 1928-м:
На основании памятника были такие надписи:
ANNA CHARLOTTA DOROTHEA / JOANNIS FRIEDERICI COMITIS DE MEDEM FILIA / NATA 1761 D. 3 FEBRUAR / PETRO CURLANDIAE DUCI / NUPTA D. 6 NOV. 1779 / OBIIT LOBICHOVIAE D. 20 AUG. 1821
ANNAE CHARLOTTAE DOROTHEAE / CHURLANDIAE DUCI / GRATA / CURLANDIAE NOBILITAS / P.C. / MDCCCXXIV
Перевод, думаю, не требуется.
Рельеф с основания памятника (из статьи в журнале
Ekskursants от 01.03.1933 (N 3)). Обещали в следующем номере напечатать фото самого памятника, но так и продинамили.
Еще ниже видны фамильные гербы Бирона-Медема и герб Курлянской губернии:
Еще немного информации из газеты "Zemgales balss" от 16.06.1937 (N 132):
Выдерну только недостающие сведения: после реставрации статую установили на лестничной клетке 3-го этажа в Рижском замке... Обошелся он курляндскому дворянству в 6000 рублей серебром... Восстанавливал памятник скульптор М.Плукс.
Фото восстановленного памятника, снятое в вестибюле Государственного художественного музея в Рижском замке в 1939 году:
Ну вот наверное и все...
К чему я все это? А к тому, что 31 октября можно на эту самую "Виллу Медем" попасть - впервые за много лет, после того как ее законсервировали.
Как объявлено - перед началом восстановительных работ.