Гротеск и Золотой дом Нерона

Dec 26, 2012 15:59


Гротеск (франц. grotesque, итал. grottesco - причудливый, от grotta - грот).
В русский язык слово пришло из французского grotesque - причудливый; комичный. Интересно, что словари в этимологии термина "гротеск" указывают также, итальянское происхождение: "grottesco - причудливый от слова grotta - грот"
*ничего не хочу сказать, гроты, безусловно, бывают весьма причудливыми, но без дальнейшей истории термина у меня никак бы не связались вместе понятия "грот" и "гротеск"(ну, мало ли что ещё созвучно).


Гротеск появился  задолго до того, как был придуман его обозначающий термин. Но сейчас о термине. Сам термин появился в XV веке после обнаружения древних римских декораций в пещерах(гротах).
Эти "пещеры" оказались недостроенным дворцом Нерона.



Золотой дом Нерона


«Золотой дом» Нерона (лат. Domus Aurea) - дворцово-парковый комплекс в Риме, начатый постройкой после разрушительного пожара 64 года н. э. Это крупнейшая по площади городская резиденция монарха, когда-либо существовавшая в Европе, однако уступающая в площади Запретному городу в Пекине.  После гибели Нерона в 68 году недостроенный дворец был заброшен, при Тите сгорел; его территория была вновь открыта публике и застроена общественными зданиями (Колизей, Форум и Термы Траяна, Арка Тита, Базилика Константина и др.).



Римский пожар 64 года расчистил в городе обширные пространства, прилегавшие к Палатинскому холму, центру империи (arx imperii), некогда - месту жительства легендарных царей Рима. Нерон, по словам А. В. Амфитеатрова, «нашёл Палатин уже застроенным и не дающим волю его творческой фантазии… не застраивать же было ему единственную пустующую часть холма - area Palatina - традиционное место свиданий государей с приветствующим их народом.»
До 64 года планы постройки обширной виллы внутри города, а, возможно, и полной реконструкции Рима, не могли быть реализованы: пришлось бы пойти против вековой традиции и снести десятки храмов и монументов, что даже Нерону было не под силам. Пожар снял это препятствие.

"Использовав постигшее родину несчастье, Нерон построил себе дворец, вызывавший всеобщее изумление не столько обилием пошедших на его отделку драгоценных камней и золота - в этом не было ничего необычного, так как роскошь ввела их в широкое употребление, - сколько лугами, прудами, разбросанными, словно в сельском уединении, тут лесами, там пустошами, с которых открывались далекие виды, что было выполнено под наблюдением и по планам Севера и Целера, наделенных изобретательностью и смелостью в попытках посредством искусства добиться того, в чем отказала природа, и в расточении казны принцепса…"
Тацит, Анналы, кн. XV ст. 42, в переводе А. С. Бобовича

Планы Севера и Целера не сохранились; современные историки оценивают площадь дворца от 40 до 120 га. Территория его захватывала Палатин, Эсквилин, склоны Квиринала и Целия, и низину между ними, где впоследствии был построен Колизей. «Прикидывая этот путь к петербургским расстояниям, мы получаем территорию от Сенатской площади до института путей сообщений, оттуда к Аничкову мосту и от него к Троицкому мосту. Для Парижа это Лувр, Тюльери и Елисейские поля, вместе взятые. Словом, целый маленький мир».
Ядром нероновой виллы стал собственно дворец, руины которого сегодня доступны для посетителей в парке Траяна, к северо-западу от Колизея. Золотым он был назван из-за позолоченного купола (впервые в Риме применённого в частной, а не храмовой, постройке). Вероятно, это был единственный из запланированных дворцов, завершённых до смерти Нерона.

Прихожая в нем была такой высоты, что в ней стояла колоссальная статуя императора высотой 36 метров; площадь его была такова, что тройной портик по сторонам был длиной более 1,5 км; внутри был пруд, подобный морю, окруженный строениями, подобными городам, а затем - поля, пестреющие пашнями, пастбищами, лесами и виноградниками, и на них - множество домашней скотины и диких зверей… в обеденных палатах потолки были штучные, с поворотными плитами, чтобы рассыпать цветы, с отверстьями, чтобы рассеивать ароматы; главная палата была круглая и днем и ночью безостановочно вращалась вслед небосводу; в банях текли соленые и серные воды. И когда такой дворец был закончен и освящен, Нерон только и сказал ему в похвалу, что теперь, наконец, он будет жить по-человечески
Светоний, Жизнь двенадцати цезарей, Нерон, ст.31

Описание Светония, составленное спустя полвека после гибели Нерона и его дворца, указывает на две особенности, подтверждённые археологами. Целер и Север, впервые в Риме, украсили мозаикой не только стены, но и потолки (своды). Впоследствии, мозаики на куполах станут массово применяться в византийском храмостроительстве. Главный круглый зал был оснащён ложным внутренним куполом, который вращался рабами для услаждения гостей цезаря. Плиний Старший, современник Нерона, рассказал о судьбе Фабулла, талантливого художника: почти все его работы оказались сосредоточены во дворце Нерона («темницей его искусства был Золотой Дом») и погибли вместе с ним.


"вращающийся купол"



...он же...



Прихожая

Разрушение

чередной пожар при Тите, бушевавший три дня и три ночи, дали повод к разборке дворца и полной перепланировке территории: «При пожаре столицы он (Тит) воскликнул: „Все убытки - мои!“ - и все убранство своих усадеб отдал на восстановление построек и храмов, а для скорейшего совершения работ поручил их нескольким распорядителям из всаднического сословия». На землях Золотого дворца Флавии построили новый форум, термы, амфитеатр; отдалённые участки отошли под частную застройку. При этом низменности были засыпаны землёй и спланированы; под этими завалами сохранились в неприкосновенности дошедшие до нас залы дворца.



Термы Тита

Раскопки


Законсервированные временем подземные залы были случайно вскрыты в XV веке. Фрески, хорошо сохранившиеся до того времени, под действием влаги начали разрушаться
До 1683 систематические раскопки дворца не проводилось
Примерно в 1774 году римский покровитель искусств Людовик Мирри начал проект иллюстрирования интерьеров того, что ошибочно считалось Термами Тита. Для этого он нанял трёх художников: Он нанял трех художников: Винченцо Бренна, архитектора и рисовальщика из Виченцы, художника польского происхождения Франческо Смуглевича и Марко Карлони, римского гравёра и типографа
По видимому, копии были раскрашены ярче, чем сами фрески. Кроме того, Бренна и Смуглевич в некоторых случаях дорисовывали детали, чтобы заполнить пробелы в оригиналах.





...несколько бОльшее количество картинок можно посмотреть на Чердаке

Источники:

http://commons.wikimedia.org/wiki/Domus_Aurea
http://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Watercolor_paintings_of_the_Domus_Aurea_in_the_National_Museum_in_Warsaw
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B9_%D0%B4%D0%BE%D0%BC_%D0%9D%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B0
http://www.spamula.net/blog/2006/07/the_golden_house_revisited_1.htmlhttp://ipalimpsest.wordpress.com/2009/12/02/nero/3550-3/ http://im-akermariano.blogspot.com/2011/07/domus-aurea.html
http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%91%D0%A1%D0%AD/%D0%93%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%81%D0%BA/

история, гротеск, фрески

Previous post Next post
Up