Мысли об арабо-еврейских отношениях

Jul 13, 2011 16:07

 
Виталий Крош 
сотрудник "Клалит", публицист

Доктор Сулейман интересный человек. Он бедуин одного из влиятельных кланов на юге Израиля. Учился в Италии, много лет жил в Европе. Образован, начитан, очень приятен в общении. Мы знакомы много лет, какое-то время работали вместе. В моих глазах он всегда был неким символом успеха, лояльности, нормальных отношений между нормальными людьми.

Однажды он пришел на некий маленький междусобойчик вместе с женой. Мне было интересно, я ожидал увидеть современную продвинутую женщину, образованную, под стать ему самому. Но вместе с Сулейманом появилась серенькая арабская мышка, закутанная в платочек. Сидела тихо, в разговоры не вступала, скромно улыбалась. Сам доктор разговаривал с ней больше жестами: "сиди тут", "вставай", "пошли".

Я помню, насколько был удивлен. Мелькнула мысль: А как он с ней живет? О чем говорит? Что обсуждает? Советуется?

Просто он "не стоит"
Удивление быстро прошло, сменившись пониманием. Каким, сейчас поясню. Однако обратим свой взор ненадолго в прошлое. Давно, в глубокой юности, занимался я спортом. И как-то стал свидетелем разговора моего тренера с тренером соседней команды. Речь шла об одном парне из нашей группы, назовем его "А.":

- Послушай, - спросил "соседский" тренер, - вот этот парень, "А.", как он вообще?

- А.? - задумался тренер.- Ты знаешь, он ничего... но он, как бы тебе сказать...он "не стоИт"...

"Что значит "не стоИт"? - подумал я тогда, - Ноги слабые? Равновесие не держит? На татами не стоИт? Что?!"

Прошло много лет, и я понял, что тренер имел ввиду. А. был неплохим дзюдоистом, крепким, достаточно опытным, техничным. Но он почти никогде не добивался серьезных побед. Что-то постоянно ему мешало. То с весом проблемы, то форму не набрал, то вдруг проиграл слабейшему сопернику. А то просто заболел. То есть, вроде все при нем, все данные, но...не стоИт. Не было в нем решительности, желания, заточенности на победу.

К чему я веду разговор? А к тому, что в современном индустриальном обществе мусульмане, в массе своей, "не стоят". Хотя есть, разумеется, среди них и умные, и толковые, и энергичные. Есть те, кто пробивается. Но большинство сползаются в гетто, где черная работа, социал и преступность.

Прочий среди равных?
Капитализм, по сути своей, достаточно жестокая религия. Жестокость ее в том, что ей глубоко плевать, кто вы есть, ей важно, сколько вы стОите. И платит она столько, сколько вы сами способны у нее оторвать. Вы должны быть инициативны, энергичны, предприимчивы. Образованы, знающи, способны принимать решения и анализировать. Не только не бояться новизны, но и искать ее, пробовать новые подходы и решения. Тогда будет успех.

Попытки интеграции мусульман в западное общество доказали, что именно этих качеств у них нет. Несомненно, этому есть множество причин. Тут и общий уровень образования и тяга к клановости, коррупции и землячеству. Религия, с ее ограничениями, заменяющая кругозор. Менталитет, культура, роль и место женщины в жизни общества. Пазл, как известно, всегда складывается из множества кусочков…

В этом плане Израиль - не исключение. Израильские арабы живут большей частью скученно, в своих деревушках или районах, по своим понятиям, пользуясь своеобразной автономией. И бог бы с ними, но нам с ними жить, как это не прискорбно. Дело не в том, люблю лично я арабов или нет. Дело в том, что они и мы - два абсолютно разных, даже принципиально разных социума. И это при том, что дела у нас обстоят лучше, чем в Европе. Хотя бы на государственном уровне их стараются тянуть наверх, прекрасно понимая, что альтернатива этому - падение вниз. Их падение, не наше. А вот понимают ли это они сами?

К примеру, полно в стране арабов-учителей, инженеров, бухгалтеров. Но работают они в основном со своими. Много арабов-врачей, но скольких из них мы видим в академии? А зачем? Гораздо проще и выгодней сидеть в своей деревушке, хорошо зарабатывать за счет частной практики и чувствовать себя полубогом.

Разные планеты
И дело тут не только в пресловутой дискриминации, о которой отдельная песня. И не в том, что в частном секторе арабов берут с большим натягом. Действительная проблема в том, что для того, чтобы стать "своим" в современном обществе, человек должен принять его - общества - правила игры. В случае израильских арабов-отказаться от своего менталитета, культурных особенностей, даже религии. Другими словами - полная замена идентификации. А иначе он так и останется чужаком.

Степень трудности этой задачи можно понять, если взглянуть на нас. Даже нам, "русским", непросто влиться в израильскую ментальность. Хотя мы из одной и той же, европейской среды. Если честно, я не вижу, смогут ли израильские арабы пойти на такой шаг. И это мы говорим лишь об социально-экономическом аспекте. А религиозный? Националистический? Территориальный?

С другой стороны, без этого, наше совместное существование радужных перспектив не несет. Пропасть будет увеличиваться, так как в одном обществе запускают спутники, а в другом убивают девочек за "честь семьи".

Конфликт неизбежен
Здесь не худо бы вспомнить, что говорил по этому поводу известный востоковед, профессор Льюис. "Допустим,- говорил он,- случилось чудо, и вы (евреи) заключили с арабами мир. Полная благодать, любовь и согласие. И что вы сделаете первым делом? Первым делом вы создатите свободную экономическую зону, совместные предприятия и все такое. И в эти совместные предприятия вы (евреи) принесете науку, высокие технологии, эфективный менеджемент, современное управление. А что привнесут арабы? Дешевую рабочую силу и управление низшего, в лучшем случае - среднего звена. При таком раскладе, из каждого заработанного доллара, девяносто центов будет уходить вам, а десять-арабам. Что рано или поздно приведет к новой конфронтации". Профессор Льюис был умным человеком и видел намного лучше тех, кто упорно не желает снимать розовые очки. Этот пример лишь один из многих, которыми он доказывал невозможность мирного сосуществования столь разных культур.

Итак, что же делать? Какое-либо территориальное разделение - не видится возможным. Никакой здравомыслящий араб добровольно отсюда не уедет, каких денег ему бы не заплатили. И в будущем ничего не изменится. Израиль будет процветать, соседние страны - нищать и завидовать. Самый реальный путь - постепенная интеграция. Вопрос, возможна ли она?

Один из аспектов мы уже рассмотрели. Есть еще дин из них - ментальный.

Арабское население Израиля прекрасно осознает свою ущербность. Мы постоянно напоминаем им об этом своим существованием. Арабское окружение напоминает им об этом своей враждебностью. Их лидеры не устают напоминать им об этом своими провокациями. Возможно ли в таких условиях надеяться на что-то? Сможет ли арабское меньшинство интегрироваться в еврейское большинство? А теперь вспомним доктора Сулеймана и зададим себе самый главный вопрос: а захочет ли?

арабы, Израиль

Previous post Next post
Up