Когда мне было 8 с лишним лет мне отец подарил немецкий аккордеон "Шулер". После того, как я покончил с игрой на скрипке ("Как я скрипку ломал" -
https://proza.ru/2010/10/16/291), я некоторое время под давлением родителей посещал уроки фортепиано, от которых быстро избавился. Но прошёл год и меня вдруг усиленно потянуло на музыку. Подарок отца был весьма кстати, и я в первый же день подобрал на аккордеоне похоронный марш. Мы жили в Баку на центральной улице Низами и под нашим балконом ежедневно проносили покойников, которых сопровождал оркестр, игравший похоронный марш, в который я влюбился сразу, его услышав. В первый же день я его научился играть на слух и очень гордился тем, что играю его с выражением. Не так, как уличные халтурщики. Только потом я узнал, что это был т.н. "Похоронный марш Шопена" (CHOPIN Sonata No. 2 in B-flat minor, Op. 35, отрывок от 15-ой до 24-ой минуты на приведённом ниже видео).
Но мама из-за непонятного мне суеверия категорически запрещала мне играть этот марш. Она гонялась за мной по квартире, а я убегал от неё, не переставая играть. Есть такой закон Рибо, согласно которому в самую последнюю очередь забываются впечатления детства. Для меня "Похоронный марш Шопена" сохранился в виде радостной музыки детства, начала моей пожизненной любви к симфонической музыке и к красивым мелодиям, поскольку этот марш совмешал в себе высокие качества того и другого, это была для меня душераздирающая красота. Привожу видео (
https://www.youtube.com/watch?v=9KjIzGCRtaE) с прекрасным исполнением молодой пианистки Avery Gagliano (
https://www.chopin.org/avery-gagliano) сонаты №2 (февраль 2020 года, Филадельфия).
Click to view
Фредерик Шопен написал свою вторую сонату для фортепьяно, когда ему было под двадцать. Шопен был вундеркиндом, писал в основном для фортепиано соло и за свою короткую жизнь заработал прочную репутацию ведущего композитора эпохи романтизма. Эта соната быстро стала фаворитом публики. В частности, «Marche funèbre» («Похоронный марш») мгновенно покорил публику. Ференц Лист, друг Шопена, назвал эту музику "музыкой такой пронзительной сладости, что мы едва ли можем представить то, что она выражает, будучи на этой земле". Этот марш был исполнен на похоронах Шопена, а также был частью похорон Уинстона Черчилля, Джона Ф. Кеннеди, Маргарет Тэтчер, Сталина. Соната сразу привлекает внимание в своей первой части (Grave) медленными драматическими октавами, предвещая грядущие эмоции. Вихрь октав, хроматики и прыгающих аккордов скерцо уступает место возвышенной красоте в его средней части. Похоронный марш, сочиненный за два года до остальной части сонаты, демонстрирует драматический характер, варьирующийся от глубокой трагедии до душераздирающей красоты.