Про мою бабушку, психологию, еврейский юмор...

Apr 09, 2021 18:15

Как-то один очень дружественный мне человек из Нью Йорка посетовал мне на то, что я пишу быстрее, чем он успевает читать. Причиной такого моего неадекватного поведения является моя дурацкая манера постоянно активно думать. Вообще у нормальных людей принято думать с перерывом на обед, с принятием душа, посещением туалета, со сном, наконец. А я думаю непрерывно, что-то активно обдумывая даже во сне. Дело ещё в том, что я обычно обдумываю несколько вопросов одновременно, но каждая из обдумываемых мною тем еще имеет привычку разветвляться. Чтобы избавиться от этого патогенного водопада мыслей, я быстро выбирают что-то наиболее значимое и начинаю писать. Когда я пишу, то приобретаю способность сосредотачиваться, а не путаться в интеллектуальных жертвах моего мозга. Если писать у меня не получается или мне что-то писать лень, то я в сопровождении моей собачки Лили иду спать.

Кстати о мозге... В самом недалёком будущем я собираюсь написать статью о том, что мы представляем собой симбиотическую ассоциацию различных организмов - мозга и тела. Эта статья необходима для завершения моей статьи под названием "Разговор за геронтологию", четыре части которой я уже написал (https://systemity.wordpress.com/2021/02/24/216/) и много написал других статей на подступах к логическому завершению этой темы. Дело в том, что существует около трёх сотен теорий старения и авторы всех этих теорий объясняют старение... старением. На самом деле старение связано с запутыванием подходов к извлечению информации, хранимой мозгом.

В природе симбиотические ассоциации широко распространены. Например лишайники, насчитывающие более 26 000 видов, являются симбиотической ассоциацией грибов и микроскопических зелёных водорослей и/или цианобактерий. Здесь же мы имеем одновременно дело с сочетанием мутуализма с паразитарной формой симбиоза. Мутуализм это - такая форма симбиоза, при которой отношения между партнерами характеризуются взаимной выгодностью и ни один из них не может существовать без другого. А в симбиозе мозга с телом мозг играет роль паразита, командуя телом и принуждая его производить то, без чего мозг существовать не в состоянии. Например, глюкозу. Симбиоз человеческого мозга с телом, эволюция, приведшая к возникновению этого мутуалистического симбиоза - тема серьёзная, требующая ответственного обсуждения и изложения.

Я решил однажды произвести эксперимент по описанию того, что мне приходит в голову чередование мыслей за ограниченный промежуток времени. Задумал я этот эксперимент перед сном и положил на тумбочку перед кроватью кусочек бумажки и ручку. Утром, ещё не разлепив глаза, я начал думать, перескакивая на разные темы. Разлепив глаза, я записал несколько ключевых слов, с помощью которых главным образом для себя, но и для моих читателей, которым это может быть интересно, сейчас нарисую сложную структуру потока моего сознания, который всё же следует рассматривать не с общепринятого представления потока сознания, как бессмысленной болтовни, поскольку между отдельными тематическими компартментами моего повествования я надеюсь будут логические преходы.

Итак, я начинаю:

Мы с моей сестрой, живущей в Израиле, при общении никогда не забываем вспоминать, что выросли в семье, в которой чувство юмора всегда воспринималось не как демонстрация личного остроумия, а как противогаз от задымления мозгов, как первое средство скорой помощи от неприятностей всех мастей и калибров. Мы с сестрой хорошо знаем, что по крайней мере два поколения нашей семьи использует этот инструмент в ситуациях, когда нормальным людям вовсе не до смеха. И хорошо знаем, что всё это мы получили в виде доброго наследства от нашей бабушки Надежды Николаевны Андреевой (урождённой Беланишвили). Когда я пишу о психотипических особенностях человеческих характеров, то в качестве эталона интроверта у меня всегда перед глазами образ нашей любимой бабушки. И чем больше мы живём на этом странном свете, тем выпуклее и ярче высвечивает удивительно скромная на вид и одновременно уникально яркая жизнь нашей бабушки.

Она была действительно необыкновенным человеком, которая никогда не претендовала на доминантную роль, никогда ни на кого не давила, но все мы - её потомки - несём в себе драгоценные перлы её неназойливого духовного давления. Она вылепила многое в нашей психике, и я в своей жизни не видел лучшего примера того, как замкнутый в своём поведении призыв "делай как я!" оказался неизмеримо эффективнее активной педагогики с активным вколачиванием в мозги воспитуемых тривиальных истин, которые являются копией того, что вколотили в детстве и юности самим педагогам, якобы облегчив им путь к самостоятельному пониманию того, что такое хорошо, а что такое - плохо, а в реальности - лишив их возможности качественно эксплуатировать свои доставшиеся им при рождении мозги. Одная из главных особенностей высококачественной педагогики заключается в том, чтобы ненасильно привить воспитуемуму сильное сопротивление восприятию аксиом, навязываемым ему как непосредственным окружением, так и менторами различного калибра, включая государство. Эту первостатейную, важнейшую особенность педагогики почему-то никто не видит.

В детстве, наблюдая за жизнью своей бабушки, которую обожали все жильцы нашего огромного бакинского дома (https://proza.ru/2013/03/06/442), я подсознательно, в подкорке, копил вопросы из области психиатрии, абсолютнго не понимая этого. Это порождённое бабушкой давление в подкорке по достижении зрелого возраста стало просто невыносимым. Невыносимым выглядело различие в том, что я видел в своей бабушке и в людях, меня окружавших. Ещё до окончания университета по профессии "химик" я прочитал все учебники по психиатрии, с которыми удалось ознакомиться в бакинской публичной библиотеке, хотя просиживать в библиотеках для меня - хуже пытки: меня неудержимо тянет положить голову на стол и заснуть, глядя на заторможенное окружение. Как-то в переписке со знакомым израильским психиатром, я его удивил цитированием по памяти кейсов из советских учебников психиатрии, которые в наше время трудно раздобыть даже в архивах университетских библиотек.

В течение всей моей жизни вопросы психологии и психиатории меня неизменно волновали. Я опубликовал много статей по психологии (https://www.proza.ru/2019/12/08/191, https://www.proza.ru/2019/12/08/195, https://www.proza.ru/2019/12/08/197), хотя по своему характеру в психологи и психиатры я просто никак не гожусь. При написании каждой статьи, при обнаружении новых для меня закономерностей, я никогда не забываю вспоминать о том обширном компартменте моего интеллекта, развитию и самоорганизации которого я обязан своей бабушке, которая покинула эту бренную Землю, когда я был совсем, совсем молодым.

Например, не будь в моей памяти совокупности отдельных эпизодов из жизни моей бабушки, до меня никогда бы не дошло одно из важнейших рельефных отличий юнговского экстраверта от интроверта. Любой экстраверт плохо переносит, как в ближайшем окружении, так и в вынужденных контактах, например, по работе, людей, его заметно талантливее, умнее, способнее... И здесь возникает удивительный феномен, существование которого никто до сих пор не зафиксировал, хотя его легко может обнаружить любой человек в зрелом возрасте.

Агрессия, злоба по отношению к более умному и талантливому быстро исчезает и обычно бесследно, как только визави экстраверста прекращает намеренно или неосознанно демонстрировать свои преимущества. Этот феномен объясняется очень просто: экстраверту очень трудно поверить в существование этих преимуществ перед ним у других людей, не у виртуальтно воспринимаемых гениев, у простых людей, с которыми он так или иначе контактирует, но он не может их не чувствовать "спиной". У него возникает потребность и всегда подсознательная потребность обмануть себя. Описанная особенность психологии экстравертов никак не свойственна интровертам. Преимущества других на практически не портят им настроение, они подобные ситуации переносят достаточно легко.

Описанный феномен ярко проявляется в способности интровертов подшучивать над своими недостатками, над своими неудачами. Эта преимущественная особенность интровертов может проявляться и у экстравертов, но для них она факультативна и, как правило, нехарактерна. История жизни еврейского народа уникальна в связи с тем, что история сделала их в собирательном смысле своеобразым магическим средством для самооправдания недоносков и неудачников по жизни всех мастей и национальностей. Особенно это хорошо видно на недоносках еврейской национальности, поскольку антисемитизм евреев самый злобный из всех антисемитизмов (https://systemity.wordpress.com/2021/04/01/245/).

Я начал, но ещё не закончил статью, в которой рассматриваю как психотипы человеческих личностей могут быть приложимы к характеристике политических формаций (https://systemity.wordpress.com/2021/04/04/247/). Так вот, неоспоримым является тот факт, что рассеянная в странах рассеяния еврейская нация под давлением коренного населения вынужденно приобретала черты интровертности. Поскольку жизненная сила, направленная от себя искусственно ограничивалась, они преимущественно развивались и эволюционировали в себя. Неоценимая роль раввинов в истории евреев в этом смысле весьма положительна. Они руководили и направляли течение этой внутренней силы во внутрь. Ну, об евреях-амбивертах говорить - заниматься трюизмом. Эта описанная мною наведённая интроверсия и является главной причиной высокого качества и распространённости еврейских анекдотов в странах рассеяния не только среди евреев, но и среди коренного населения.

https://systemity.wordpress.com/2021/04/09/251/

Размышления

Previous post Next post
Up