- В предыдущей лекции Вы говорили о том, что ноосфера Земли как предположительно мыслящая оболочка Земли, формирующаяся общечеловеческим сознанием, "матереет", как Вы изволили выразиться, неравномерно во времени и что эта неравномерность жестко коррелирует с различного рода беспорядками в отношениях внутригосударственных и межгосударственных, коррелирует с мировыми войнами, с ростом ксенофобии и т.п. Предположим, что на самом деле всё обстоит именно так, как Вы описывали этот феномен. А что же всё таки тогда является причиной такой неравномерности. Откуда возникают эти неравномерности на казалось бы ровном месте?
- Ноосфера как высшая стадия эволюции биосферы, оказывающая глубокое воздействие на природные процессы, является суперпозицией двух видов мыслительной активности, как в плане психической деятельности, так и в плане приложении этой деятельности к реальным процессам жизнедеятельности и взаимоотношения людей с окружающей средой. Эти два вида активности представляют собой производство знания и акцептирование, потребление знания. Здесь имеется ввиду не научное знание, а знание вообще, близкое к термину "информация", например, знание о том, как лучше всего ограбить банк или перевезти наркотики через границу. Между производством знания и акцептированием знания существует локальное равновесие и равновесие на определенном временном промежутке.
Известно, что акцептирование знания - процесс избирательный, специфичный для каждой данной страты общества. Понятно, что, например, бандита интересуют сугубо специфические проблемы, а о происхождении жизни на Земле или о строении атома, если он и задумывается, то чрезвычайно редко, и в силу своей бандитской профессии неспособен акцептировать то обширное, но по существу крайне немногое, что сообщается в научной литературе по этим проблемам. С другой стороны, обеспеченного буржуа, если и интересует техника ограбления банкоматов, то это - редчайшее исключение для этой группы населения. Иными словами, процессы производство знания и акцептирования знания являются процессами высокой специфичности и, как правило, пребывают в состоянии steady state.
Этот гомеостаз оборота знаний нарушается на определенных стадиях развития человеческой цивилизации. Возникновение новых технологий в сельском хозяйстве, появление крупного промышленного производства, развитие компьютерных технологий и связанный с этим научно-технический прогресс - все эти новшества возникают рывками и неизбежно подталкивают население надеяться на быстрое улучшение своих жизненных возможностей, провоцируют мечтать о более светлом будущем. Именно эта провокация лежит в основе социализма, фашизма и других форм религиозного фанатизма.
Если когда-то, как говорится, автомобиль был роскошью, то в наше время - это просто средство передвижения. Конечно, на приобретение этого средства передвижения можно потратить сотни тысяч долларов, но это, как правило, всего лишь дело вкуса и желания экстраординарно выглядеть в глазах общества. Известно, что некоторые миллиардеры передвигаются на весьма затрапезных автомобилях. Но на временном промежутке истории автомобилестроения был период, когда основной процент населения мог только мечтать стать владельцем автомобиля. То же самое можно было наблюдать на фоне компьютеростроения, ай-фоностроения и т.п.
Иными словами, все рывки в области цивилизационного прогресса, улучшения научного и технологического обеспечения общества, порождают повышенные ожидания как раз у той части населения, которая в основном способна лишь мечтать, а не претворять мечты в жизнь. После очередных рывков цивилизационного прогресса на всех уровнях функционирования общества возникают микро- и макрореволюционеры, которые осваивают по принципу "свято место путо не бывает" новый вид бизнеса: провоцирование и раздувание у населения мечты о светлом будущем, которое - это они твёрдо знают - наступит только для них, а не для провоцируемых.
Микро- и макрореволюционеры делятся на эксгибиционистов и аферистов, а также на смесь тех и других. Например, Троцкий был эксгибиционистом, Ленин и Сталин - были аферистами-революционерами, Клинтон был помесью того и другого. Не нужно себе представлять, что революция - это обязательно баррикады. Революция - это провокация к сдвигу в область охлократии, представляющей для эксгибиционистов и аферистов среду максимального благоприпятствования. Если в древние времена революционеры должны были захватывать мосты, почту, телеграфы, то нынешние революционеры захватывают университеты, газеты, телевидение с целью внедрение веры в светлое послезавтра и банки, секретные службы, суды и т.п. с целью создания светлого сегодня для себя. Таким образом, современный цивилизационный прогресс слепил революцию с эволюцией и превратил эти два вида развития в нечто вроде кентавра.
На уровне латентного развития мечтательности и совершенствования квалификации аферистов и эксгибиционистов характер производства и акцептирования знания резко изменяется. Поизводится очень высокая доля никчёмного, обманного знания, акцептированию которого уделяется основное внимание населения. При правильной постановке обманных действий никчёмное знание начинает потребляться всё более широким кругом населения. Этот феномен я могу объяснить, но это отдельная тема.
Термин охлократия был введён Полибием. Аристотель описывал Афины при Перикле и позднее как охлократию, ибо тогда господствовала чернь. Люди знатного происхождения систематически устранялись от участия в делах управления, при назначении на должность решающую роль играла жеребьёвка - аналог современной демократии. Неизбежным результатом такой системы был деспотизм по отношению к бывшим союзникам и беспорядки в управлении. Как свидетельствует история, со временем мечтатели устают мечтать и всё возвращается на круги своя до следующего рывка цивилизационного прогресса. По ряду особенностей последний не может развиваться без рывков. После каждого рывка или после освоения обществом практических последствий рывка состояние steady state ноосферы временно нарушается. Это мой ответ на Ваш вопрос в брутто-форме.