Одним из ключевых вопросов проблемы инкорпорации личности в социум является проблема взаимности и проблема идентификации в личной психике элементов пассивной агрессии. Взаимность - многогранное понятие, которое заметно сужается при наличии у личности того, что принято называть интеллигентностью. Есть духовная взаимность, анатомическая взаимность, сексуальная взаимность... даже гастрономическая взаимность. А есть просто свойство настоящего интеллигента казаться быть взаимным. Присутствие или отсутствие взаимности без проблем ощущается, идентифицируется. Что же касается второго важного компонента, влияющего на инкорпорацию личности в социальную среду, то этот вид невзаимности очень редко идентифицируется в себе человеком даже в тех неприятных ситуациях, когда пассивная агрессия переходит в активную.
Собственно пассивной агрессией является такой вид противостояния с иными личностями и даже со всем обществом, который не ощущается, не идентифицируется, который не проявляется с помощью активного подавления на уровне подсознания, который личностью не контролируется. Когда человек открыто ругается на тему тех или иных проявлений людьми или обществом в целом, то он способен себя модерировать, способен ощущать в той или иной степени, что перегнул палку и надоел своими высказываниями, что его высказывания не имеют ни малейшего эффекта.
Пассивная агрессия чрезвычайно распространена в латентном виде, может носить безличностный или межличностный характер и может взрываться, перестав подчиняться здравому смыслу. На этом эффекте построены все виды революций. Человеку два-три раза отказали в женской поддатловости и на этой почве все женщины в его сознании стали называться на одну хорошо известную букву. Какой-то человек сильно помешал кому-то в карьере и все, чем-то его напоминающие, будут внушать ему неосознаваемую пассивную агрессию.
Есть предел давления на психику. За этим пределом пассивная агрессия переходит в активную. Если при пассивной агрессии в числе её многовариантных проявлений человек может, скажем, высказывать, не осознавая этого, отрицательные суждения по поводу любых мыслей, высказанных личностью, к которой он питает скрытую, пассивную агрессию, то когда он осознаёт агрессивность своей позиции, то это уже и есть то, что следует называть активной агрессией. Не только ножом или мешком из-за угла человек демонстрирует активную агрессию, но и просто осознанием того, что он - агрессивен.
Тот, кто копошится в социальных сетях, должен быть хорошо знаком с таким типом комментатора, которому всё равно, что сказать, лишь бы это было контроверсией тому, что было высказано владельцем ресурса. Таких пассивных агрессоров довольно много, возражая, они получают удовольствие, близкое к половому, снижают некомфортность своего психического состояния, повышая стоимость себя в своих глазах. И я, честно говоря, удивляюсь владельцам социальных ресурсов, которые позволяют комментировать свою писанину всем, кто этого желает. Таким владельцам хочется как можно больше комментариев, даже если это такие не сильно глубокие мысли, как "Ни хрена себе!" или "Многа букав!"
Причиной тяготения к мегакомментаторности по-видимому является не очень счастливое детство. Дефицит внимания и выражения восхищения не рассасывается, никуда не уходит со взрослением человека. Он постоянно давит на психику. Что же касается меня, у которого было очень счастливое детство, то я запрещаю в своём Живом Журнале что-либо писать посторонним, тем, кто не входит в число моих друзей. Этим самым я как бы говорю: "А пошли вы все на три сакраментальные буквы, если не можете мне ответить взаимностью". Ведь я искренне желаю быть добрым и отзывчивым ко всем, кто обращается ко мне со своим мнением или же со своими вопросами...