Крушение российского самолета в Египте: доводы в пользу версии о теракте

Nov 04, 2015 16:16

Крушение российского самолета в Египте: доводы в пользу версии о теракте

Владимир Янкелевич, Военный эксперт "Полосы"

11.04.2015

О катастрофе российского аэробуса А321 в небе над Синаем опубликовано достаточно много разного рода материалов. Это вполне понятно, ужасная трагедия, гибель людей, для которых вместе с завершением отдыха в Египте завершилась и сама жизнь.

Проблемой занимаются различные ведомства, вероятно, мы вскоре узнаем, что произошло на самом деле в небе над Синаем.

Только узнаем ли?

Интересанты

•    “Когалымавиа” всегда будет утверждать, что катастрофа  не вызвана человеческим фактором или состоянием самолета. Для них единственно возможный вариант - внешнее воздействие, что дает возможность избежать серьезнейшей ответственности за гибель пассажиров и сохранить лицензию авиакомпании.

•    Авиапроизводитель “Airbus” будет объяснять, что это самый надежный в мире самолет, иной вариант ответа работает на их конкурентов - “Boeng”. Кроме того, после касания хвостовым оперением взлетной полосы при посадке в 2001 году самолет прошел, так называемый, «основной ремонт» в Тулузе. То есть, был отремонтирован и протестирован производителем в соответствии с ими  же разработанной документацией.

•    Ирландия будет говорить, что они прекрасно сделали тяжелую форму обслуживания «C-check» в марте 2015 года. По результатам этой серьезной проверки они признали авиалайнер годным к полетам и продлили летную годность на год.

•    Египет более всего заинтересован в человеческом факторе или технической неисправности, в противном случае, если имел место теракт или все же произошла ракетная атака, то пострадает туризм, а это важная часть бюджета.

•    Ну и, само собой, Россия совсем не заинтересована в версии теракта. Потому что теракт автоматически свяжут с сирийской кампанией, сколько бы ни  утверждал обратное пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

«Абсолютно объективные эксперты» интересантов будут бороться до последнего, никто не скажет, что «Да, это мы виноваты».


Отказ одного или даже двух двигателей к такому результату не привел бы. В 2001 году у Аэробуса в небе над Атлантикой отказали оба двигателя, пилот планировал до авиабазы на Азорских островах более 100 км. И посадил самолет.

Такие умельцы есть и в России. В 2002 году Ту-204 с неработающими двигателями благополучно сел в Омске. В общем, дело не в этом.

В настоящее время можно считать достоверно установленным, что самолет развалился в воздухе, и то, что, по сведениям сайта izvestia.ru, российские судмедэксперты диагностировали у большинства погибших из хвостовой части самолета взрывные травмы со множественными ожогами мягких тканей, но тут же появились сообщения, что таких травм не обнаружено.

Версий, как обычно, выдвигается много. На каждый аргумент тут же находится контраргумент, эта проблема стара, как мир. Примерно 700 лет назад монах-францисканец Оккам сформулировал принцип, позже названный «Бритвой Оккама». Этот принцип утверждает, что, при различных объяснениях одного и того же явления, верным следует считать самое простое.

А таким объяснением является версия теракта. Для уничтожения самолета совсем не нужно разнести его в клочки, достаточно небольшого взрыва в багажном отсеке. При такой причине катастрофы практически все данные находят свое объяснение.

Версия о ракетном ударе по самолету просто не выдерживает критики. «Стингеры», что наверняка есть у синайских боевиков, могут доставать до высоты 3,5 км, новейший ПЗРК «Верба», принятый на вооружение в России в 2014 году, может достать цель на высоте 4,5 км., но таких на Синае точно нет. Есть утверждения, что, по крайней мере, один зенитно-ракетный комплекс ("Куб") попал в руки боевиков. В этом нет ничего невозможного, по состоянию на 2012 год в Египте числилось 56 установок  2К12 «Куб», куда они могли попасть при власти Мурси, сказать трудно, но комплекс включает в себя две машины, одна - установка разведки и наведения, и вторая - собственно пусковая установка. Обе машины достаточно заметны, да и при длительной операции египетской армии против боевиков ни разу не были отмечены в боевых действиях. Так что вероятность применения, да и существования у боевиков такой установки крайне мала.

Но зачем усложнять? Все можно сделать гораздо проще.

Система безопасности в Египетском аэропорту оставляет желать лучшего.

Собственно, авиационный терроризм явление не новое. Удобная штука, серьезный, очень чувствительный эффект, первые полосы мировых СМИ, при сравнительно незначительных затратах. Кусок пластида С-4 размером чуть больше мобильного телефона, и не нужны никакие «Кубы». Это любимая взрывчатка террористов, не имеет запаха, легко перевозится, без детонатора не взорвется, да и производителей в мире много. Вот, к примеру, Иран производит ее вполне достаточно. Американский пластид не подойдет, в него добавляются специальные маркеры, чтобы была возможность  определить производителя, и для запаха, по которым его находят собаки.

Дело в том, что погибший рейс - чартерный, вечно, как и все чартеры, опаздывающий. Для ускорения египетские грузчики загружают багаж в самолет одновременно с посадкой, бесконтрольно заходят внутрь багажного отделения, в общем - гуляют все!

В пользу взрывчатки говорит то, что джихадисты Египта в последнее время использовали ряд довольно сложных взрывных устройств, так что создание небольшого, но эффективного самодельного взрывного устройства им вполне по силам. Тем более, что состояние безопасности в аэропорту  Шарм-эль-Шейх, как известно, особенно плохое. Агенты безопасности в аэропорту,  достаточно легко, за провоз в обход контрольно-пропускных пунктов досмотра чего-либо, берут взятки, превращая требования безопасности в благие пожелания.

Сегодня уже стало нормой, когда авиакомпании, особенно европейские и израильские, часто требуют дополнительных проверок безопасности. Это вызвано повышенными угрозами для гражданской авиации, но российские перевозчики, как правило, такие меры не применяют.

Все это говорит о том, что пронести взрывчатку на борт воздушного судна в Египте достаточно легко, а слабое обеспечение безопасности в аэропорту увеличивает вероятность такого решения для тех, кто хотел совершить теракт. Зачем им усложнять себе жизнь, придумывать ракетные атаки, самый простой путь - он же и самый эффективный.

А есть ли такие задачи у джихадистов?

Такие стремления, к сожалению, есть. Россия начала определенные боевые действия в Сирии. Адекватно ответить России джихадисты не могут, не в состоянии ответить бомбежкой на бомбежку. В таких случаях всегда слабая сторона прибегает к ассиметричным действиям. Взрыв самолета именно таким действием и является, да к тому же там два в одном флаконе - удар по России и удар по ненавистному Ас-Сиси.

Такой аспект трагедии категорически отверг пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков, призвавший не связывать катастрофу с сирийской кампанией.

С ним не согласились сами джихадисты, воюющие по обе стороны баррикад в Сирии. Сторон баррикад там много больше двух, но джихадисты, ассоциируемые с Аль-Каедой, прислушались к Аль-Завахири, заявившему  буквально следующее:

"Мои братья моджахеды, где бы они ни находились и в каких бы группах ни состояли ... мы сталкиваемся с агрессией со стороны Америки, Европы и России ... так что нам надо стоять единым фронтом от Восточного Туркестана до Марокко".

Практически в тот же день, когда РФ вступила в войну против сирийских противников Асада, группировка "Армия ислама" объявила России войну, назвав ее врагом сирийского народа.

Ну, а для конкретной реализации угроз «братьев моджахедов» в Египте вполне хватает. А с другой стороны баррикад не отстают в своих угрозах и боевики ISIS. Как мы видим - желающих реализовать угрозы и условий для этого вполне хватает.

Сегодня у России есть все основания опасаться террористической активности исламистов, и если собственные аэропорты возможность прикрыть системой безопасности в той или иной степени есть, то самолеты в аэропортах туристических центров, таких, как Шарм-эль-Шейх или Хургада, защитить весьма проблематично.

Израиль доверяет безопасность самолетов только собственным службам безопасности, правда, подвергается непрерывной критике за это. Поборникам чистоты эксперимента безразличны результаты, их возмущают назойливые вопросы отъезжающим и, самое ужасное, профилирование, которое акцентирует внимание служб безопасности на стране, из которой прибыл пассажир, его происхождении или внешнем виде. Это ужасно, это, говорят западные критики Израиля, неприкрытый расизм. Ну, расизм или нет, но это работает.

Но, все же, как сделать этот взрыв в самолете последним?

Тут, безусловно, нужно создавать реальную систему безопасности для самолетов, где бы они ни находились, в Домодедово или Шарм-эль-Шейхе. Это долгий, сложный и дорогостоящий процесс, но возможный. Важно не уговаривать, что «все хорошо, прекрасная маркиза», а заняться реальной безопасностью. Такие высококлассные специалисты в России есть, им нужен только приказ и финансирование.

Ну и, безусловно, завершить начатую операцию в Сирии. Либо блестяще всех победить, либо сообщить, что всех уже победили и задачу выполнили. А вот с этим все гораздо хуже.

Победить такими силами, которые есть у России в Сирии, невозможно. Три десятка боевых самолетов могут уничтожить конкретный объект, например, такой, как иракский реактор «Озирак», могут поддержать наступление пехоты, в данном случае - пехоты Асада. Но реактора нет, а пехота Асада, как оказалось, недееспособна. Там еще есть около полутора тысяч российских военных, которых как боевую единицу рассматривать не стоит. Для реальных результатов России нужно перебросить в Сирию не менее 200 самолетов и 7-8 армейских бригад. А им еще нужно примерно 800 тысяч тонн грузов в месяц. В общем - всего этого нет, а значит, и победа в Сирии не предвидится.

А вот рост терроризма  предвидится, и, скорее всего, он будет единственным эффектом.


Терроризм, Сирия-Россия

Previous post Next post
Up