Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, он же архиепископ Лука, почетный профессор многих университетов

Jun 03, 2015 16:32


Человек на все времена

Сергей Протасов

Летом 1921 года у группы тяжело раненых красноармейцев в Ташкентском госпитале в ранах якобы были обнаружены личинки мух. Всех врачей госпиталя включая директора арестовали. Глава Туркестанского ЧК Петерс (соратник Дзержинского, один из самых жестоких чекистов всех времен) решил сделать из суда над врачами показательный процесс.


На суде Петерсу возражал лишь один свидетель - известный хирург и православный священник, профессор Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий. Когда Петерс спросил: «Скажите, поп и профессор Войно-Ясенецкий, как это вы ночью молитесь, а днем людей режете?» - отец Валентин ответил: «Я режу людей для их спасения, а во имя чего режете людей вы, гражданин общественный обвинитель?»



Следующий вопрос: «Как это вы верите в бога, поп и профессор Войно-Ясенецкий? Разве вы его видели, своего бога? - «Бога я действительно не видел, гражданин общественный обвинитель. Но я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума. И совести там тоже не находил».

Петерс ставил людей к стенке сотнями за гораздо меньшую дерзость. Но на этот раз по каким-то необъяснимым причинам матерый палач смутился и отступил. Врачам вместо расстрела дали по шестнадцать лет тюрьмы, а через неделю всех их по-тихому отпустили. Зато через год «за антисоветскую агитацию» арестовали самого Войно-Ясенецкого. С тех пор он почти семнадцать лет скитался по ссылкам и лагерям, где в будни лечил людей, а по выходным тайно проводил крестины и читал проповеди. В 1941-м его - одного из главных европейских светил в области гнойной хирургии - освобождают и привлекают к работе в военных госпиталях. Он проводит по три-четыре сложнейшие операции в день и наотрез отказывается снять рясу и крест в операционной. Между операциями он молится за каждого больного, принимает исповеди, отпевает, утешает. От перенапряжения у него развивается слепота на один глаз и неврастения.

Но все же он ухитряется выкроить время еще и на сбор среди верующих денег для помощи фронту. За несколько месяцев 1944 года для нужд фронта им было перечислено более 250 тысяч рублей на строительство танковой колонны имени Дмитрия Донского и авиаэскадрильи имени Александра Невского. В общей же сложности за неполные два года отец Валентин собрал для армии около миллиона рублей. Все это время на него пишутся сотни страниц доносов, его постоянно допрашивают и арестовывают, но всегда выпускают, потому что за операционным столом его - признанного во всем мире гения хирургии - некому заменить.

Поражает то, что даже перед следователями НКВД он не скрывал своего отношения к режиму. Вот цитата из протокола его допроса: «Я являюсь идейным и непримиримым врагом советской власти. Это враждебное отношение у меня создалось после Октябрьской революции и осталось до сего времени… так как не одобрял ее кровавых методов насилия… Большевики - враги нашей Православной церкви, разрушающие церкви и преследующие религию, враги мои, как одного из активных деятелей церкви, епископа».

В 1946 году происходит чудо: Валентину Феликсовичу, несмотря на аресты и судимости по политическим статьям, присуждают Сталинскую премию за труды по гнойной хирургии, и он почти всю ее перечисляет на помощь детским домам. Но судимости не снимают, и реабилитируют его только в 2000 году.

Умер Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, он же архиепископ Лука, почетный профессор всех мыслимых и немыслимых мировых университетов, 11 июня 1961 года, в воскресенье, в День Всех святых, в земле Российской просиявших. На его скромном надгробии была высечена надпись: «Архиепископ Лука Войно-Ясенецкий, 18 (27). IV. 77 - 19 (11). VI. 61, доктор медицины, профессор хирургии, лауреат». Но если бы кто-то попытался высечь там же имена спасенных им людей, то размером этот камень превзошел бы самые помпезные мавзолеи, которыми история удостоила прославленных убийц.

Сегодня жители России почти поголовно жопой вперёд и ногами вверх
двигаются в то милое им время, когда власть была в руках людоедов


История, СССР и Россия

Previous post Next post
Up