Хозяева страны:
Президент подписал закон. Наутро пришел донос 26 МАЯ 2015,
АЛЕКСАНДР ЧЕРКАСОВ 25 мая, на следующий день после подписания президентом Путиным закона о «нежелательных иностранных организациях», депутат от партии ЛДПР Виталий Золочевский предложил первых «кандидатов» на получение этого статуса. Он потребовал от Прокуратуры проверить четыре организации: «Трансперенси интернешнл - Россия», Московский центр Карнеги, «Международный мемориал» и Human Right Watch. Согласно тексту закона, предложенного депутатами Александром Тарнавским и Антоном Ищенко, «нежелательными» могут быть признаны организации, деятельность которых угрожает «конституционному строю, обороноспособности и безопасности государства». Структура, получившая такой статус, не может открывать отделения в России и осуществлять свои программы. Специально для «Ежедневного журнала» ситуацию комментирует член Совета правозащитной организации «Мемориал» Александр ЧЕРКАСОВ:
Речь пока не идёт о попадании в список, это пока ещё только запрос, то есть донос, который написали на нас и ещё на три организации. Что будет означать попадание в этот список, пока никто не знает, потому что у этого закона нет никакой правоприменительной практики. Пока что можно говорить только о самом законе, очень сильном, так как он не имеет никакого отношения к праву.
Он мог бы иметь отношение к этнографии примитивных народов, например, Средневековой Европы или дебрей тропической Африки прошлого века. Потому что работает он следующим образом. Берётся некто, и его проклинают, то есть объявляют «нежелательным». Что это означает, почему он нежелательный - юридического смысла в этом столько же, сколько и в проклятьях, это не правовое понятие. В Уголовном кодексе есть масса разных статей, но такой статьи нет, она совершенно «каучуковая» и натягивается на всё, что угодно. Причём делает это не совет племени, а колдун или шаман, в произвольном порядке - это административное решение, которое не может быть обжаловано. Почему? Дело в том, что с проклятым, то есть с попавшим в список «нежелательных», запрещено общаться. Суд не примет от него корреспонденцию, если «нежелательный» попытается обжаловать собственное включение в эту категорию.
Причём санкции будут накладываться не на самого «нежелательного», а на тех, кто с ним общается. То есть в племени объявляется бойкот этому человеку, а те, кто с ним взаимодействуют, подлежат побиванию камнями и съедению в случае повторного общения. Но они также не могут обжаловать это решение, так как, говоря юридическим языком, не являются «надлежащими истцами». Если кто-то из подвергшихся таким санкциям пожалуется на это, то ему скажут: «А причём тут вы? В список-то включены другие». Неправовой характер понятия «нежелательные» и абсурдный запрет на обжалование в суде административного решения демонстрируют, что этот закон не является частью правовой системы России. На самом деле он её ещё раз опровергает, как делал это ранее закон об «иностранных агентах», также основанный на неправовых понятиях.