Когда пионер переводил старушку через дорогу, это было очень хорошо и гуманно. Но встречались и такие пионеры, которые потом в красках рассказывали о своём гуманном подвиге в школьной стенгазете для того, чтобы их избрали в совет отряда, для того, чтобы убедить всех в том, что этот пионер всем ребятам пример. Кто-то не обращал на это никакого внимания, кто-то не понимал, что подобные подвиги шиты белыми нитками, а кто-то втихую возмущался, посколько громко это делать было нельзя. Как говорили у нас в детстве, "пузырился".
Потом из этих пионеров, работавших на публику, вырастали большие люди у советской власти. Вместо старушек они переводили через дорогу колхозы и фабрики, районы и области, Анголу и Никарагуа, Эфиопию и Гондурас, палестинцев и конголезцев, а что потом происходило с объектами их показушной деятельности, ни их, ни их начальников особо не волновало. Показуха высокого пошиба была неотъемлемой частью существования коммунистического правления. Дзержинский убивал родителей и ссылал их в лагеря, детей отправляли в детдома, шефство над которыми брал лично этот убийца родителей. Он заботливо переводил их через дорогу жизни для того, чтобы они становились благодарными пасынками советской власти.
Ложь и показуха пронизывали все слои советского общества, в особенности в республиках СССР. В сентябре 1972 г. генерал-майор внутренней службы Э. Шеварнадзе был избран первым секретарём ЦК КП Грузии и объявил о начале кампании по борьбе с коррупцией и теневой экономикой. За первые полтора года чистки кадров он освободил от занимаемых постов 20 министров, 44 секретаря райкомов, 3 секретарей горкомов, 10 председателей райисполкомов и их заместителей, назначив на их места сотрудников КГБ и МВД. Я хорошо помню, как Э. Шеварнадзе выступал в печати и по телевидению и клялся полностью истребить коррупцию. За пять первых лет им было арестовано более 30 тысяч человек, половина из которых являлись членами КПСС; ещё 40 тысяч были освобождены от своих постов.
Эта бурная деятельность Э. Шеварнадзе была чистой воды показухой, рассчитанной на то, чтобы использовать свой разработанный им путь во власть. С момента приобретения Грузией независимости в 1991 году при Э. Шеварднадзе коррупция проникла на все уровни грузинского общества - элитарный, средний и самый низкий. Без взятки невозможно было ездить на автомашине, получить паспорт, оформить автомашину, осуществить экспорт-импортную операцию и многое другое. После того, как Э. Шеварнадзе достиг потолка власти, после того, как он получил все возможности для борьбы с коррупцией, эта борьба, определившая его путь во власть, перестала его интересовать. Насколько я слышал, его больше интересовала сама коррупция, нежели борьба с ней.
Два года назад в интервью тбилисской газете Шеварнадзе извинился и покаялся перед гражданами Грузии за то, что во время революции роз отдал власть М.Саакашвили, который просто без особого трёпа избавил Грузию от коррупционной обыденности. М.Саакашвили со своей командой, видите ли, нарушал демократию. А коррупция почему-то не считается у них нарушением демократии. Арест 30 тысяч человек в целях показушности у них не считается нарушением демократии. Неужели найдётся такой идиот, который верил в то, что Шеварнадзе не знал, что занимается показушной деятельнолстью ради того, чтобы влезть в Политбюро?
Пионеры, переводившие через дорогу древних
старушек - Грузию, Абхазию, Россию, Азербайджан
В июле 1969 года генерал-майор КГБ Гейдар Алиев стал первым секретарём ЦК Компартии Азербайджана в период советской кампании по борьбе с коррупцией. Эта борьба была затеяна Брежневым сотоварищи, поскольку республиканские местные царьки обладали намного большим могуществом, чем сами члены политбюро. Как и Шеварнадзе, Алиев использовал борьбу с коррупцией для того, чтобы стать ещё бОльшим человеком у советской власти. Он садился в такси в штатской одежде и арестовывал таксистов, которые не давали правильно сдачи. Всё это широко освещалось в средствах массовой информации.
При Алиеве большое количество людей были приговорено к тюремным срокам; в 1975 году пять председателей колхозов и директоров фабрик были приговорены к смертной казни за коррупцию в больших размерах. С согласия Алиева КГБ и МВД Азербайджана арестовало в полном составе государственную торговую инспекцию Министерства торговли республики в количестве 24 человек. В течение первых пяти лет руководства республикой были сменены две трети министров, 8 из 10 членов бюро ЦК, 37 из 45 секретарей райкомов. Эта показушная активность Алиева не осталась без внимания. Когда Брежнев приехал в Баку, то на асфальте бакинских улиц, через которые он проезжал маслянными красками были нарисованы розы. Старый маразматик, увешанный пудом орденов, прослезился и назначил Алиева членом Политбюро. После этого борьба Алиева с коррупцией полностью прекратилась.
Вся алиевская показуха окончилась во много раз возросшим уровнем коррупции. Впоследствии, однако, коррупция достигла ещё более больших размеров, когда различные должности в административно-командной системе стали занимать земляки, или точнее, выходцы из Нахичевани. Писатель Чингиз Абдуллаев в статье "Час откровения" следующим образом описал сложившуюся при Алиеве ситуацию: "В условиях нашей республики местничество приобрело особенно откровенный и издевательский характер. В конце семидесятых правительственными дачами в Загульбе распоряжались несколько родственных кланов, поскольку почти все члены правительства и ответственные работники ЦК были родственниками друг друга. Сквозь такую круговую оборону было нелегко пробиться. В лучшем случае это удавалось сделать за счёт удачной женитьбы… Страшное в условиях Азербайджана "харалысан?" - откуда ты родом? - разобщало нацию… Липко-грязное слово "взятка" мы заменили на "хормет" - "уважение" и начали уважать друг друга…"
Кончилась алиевская показушная борьба с коррупцией тем, что он передал своему недорослю, проигрывавшему в те времена в карты миллионы долларов, всю чёрную икру и всю нефть Азербайджана. Благополучно женил его так, чтобы жена и тесть управляли Азербайджаном, особо не напрягая его отпрыска, умственные способности которого он никак не мог переоценить, поскольку прекрасно понимал потенциал своего сына. Приставил к нему проверенных советников и спокойно ушёл туда, где со взятками не борются и взяток не дают.
Гейдар Алиев - безусловно умный человек. Переход на тот свет он тоже продумал со всей тщательностью. В июле 1994 года Алиев совершил малый хадж в Мекку. Он стал первым азербайджанским лидером после 1920 года, совершившим хадж. В Книге почётных гостей Мечети Пророка в Медине, Гейдар записал: "Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного! Я как мусульманин счастлив, что посетил священный город Медину, священные памятники ислама, мавзолей, Мечеть пророка Мухаммеда. Слава Аллаху, что мне посчастливилось осуществить желание, намерение, долгие годы жившие в моём сердце. Это историческое событие вызвало в моей душе чувства большого волнения и спокойствия. Я вновь осознал то, насколько истоки ислама опираются на общечеловеческие, философские, научные основы. Я осознал величие Всемогущего Аллаха".
Мне кажется, что распределение людей по их индивидуальным особенностям мало зависит от политики и географии. Просто в некоторых странах и социях те или иные качества людей считаются непрезентабельными и поэтому придерживаются и скрываются от демонстрирования носителями этих качеств. Но никуда они не деваются и в определенных условиях они вдруг могут внедряться в отношения между людьми с непредвиденной силой. Люди могут удивляться, поражаться, возмущаться: откуда появились такие необычные люди, вчера выглядевшие совершенно обыденными. А эти люди ниоткуда не появились. Они жили рядом, но просто инстинктивно скрывали то, что у них было за душой, поскольку понимали, что душа у них выглядит весьма неприлично с точки зрения общественной морали.
У Мераба Мамардашвили в его цикле лекций под общим названием "Эстетика мышления" есть понятие "ситуация духовных марионеток". Это существа, которые внешне выглядят сознающими и чувствующими, а в действительности управляемы внешней силой. Мамардашвили сравнивал "духовных марионеток" с одномерными существами Пуанкаре, живущими в одномерном пространстве, то есть на линии. Они в принципе не могут вырваться за пределы своего измерения, и все, на что они способны, это послушно следовать за волей "чертежника", который может превратить линию в круг, восьмерку, сделать ломаной или волнообразной.
При моём глубочайшем почтении к памяти этого великого человека не могу не сказать, что по моему мнению он всё же заблуждался. Я вроде бы неплохо владею родным для меня русским языком, пишу рассказы и по мнению ряда друзей моего журнала обладаю способностью адекватно отображать то, что думаю. Все мои попытки найти адекватный мамардашвилевским "духовным марионеткам" термин привели меня к вульгарному эпитету "жлоб". В любом человеческом обществе наличествует некоторое количество и немалое количество жлобов.
До поры до времени эти люди скрывают и даже порой стесняются своего жлобства. Но вдруг на какоми-то этапе политической трансформации гражданского общества они ощущают, что кто-то из их когорты вот-вот вырвется в верхние слои общества. И жлобская душа жлобов просыпается из спячки, наливается румянцем и начинает светиться гордостью на свою исконно посконную жлобность. Тут плотина открывается и дерьмо начинает вытекать в гражданское общество. На этом говённом удобрении расцветает главный жлоб-инициатор, он строит иерерхию жлобов, часть захапанных денег он тратит на парки и небоскрёбы, на то, чтобы и нежлобы также прониклись к нему любовью...
Я, к сожалению, - не Толстой и Достоевский. В этом месте нужно было бы в красках описать деградацию морали и душевного статуса общества. Каждый может что-то сообразить из разряда этих превращений. Но главное, на что я хотел обратить внимание, это то, что затолкнуть выпущенное наружу жлобство - процесс очень и очень непростой, требующий намного большего времени и невероятных усилий со стороны обосранного жлобами общества, намного большего времени, чем затрачивается на раскрытие жлобских душ навстречу жлобу-инициатору. В отличие от Мераба Мамардашвили я считаю, что не жлобы (духовные марионетки) управляются внешней силой, а внешняя сила управляется жлобами (духовными марионетками). В этом тотальном жлобстве центром поклонения является пирамида лжи и показухи. И в строительстве этой пирамиды главный жлоб лишь инициирует активность жлобских масс. Без одушевлённых и воодушевлённых им жлобов он - просто ничто, нуль. Жлобы делают главного жлоба, а не главный жлоб мультиплицирует жлобов.