2. Вопросы на посошок
Итак, в предыдущей части этой главы я сформулировал весьма непростую задачу идентификации некого мифического микросущества под названием "Демон веры", сформулировал задачу установления, где именно в мозге, в бесконечно большом множестве его нейронов и десятках анатомически специализированных компартментов сосредоточены
(
Read more... )
---
Вы упоминаете Демона Веры как некую более или менее самостоятельную сущность, поселившуюся в мозгу и манипулирующую человеком, причем человек об этом не догадывается (как правило). Это паразит или психический симбионт, который решает какие-то вопросы помимо человеческого сознания, и тем самым делает нашу жизнь существенно иной, нежели мы сознательно бы хотели для себя.
Но можно ведь привести и другие аналогии. Скажем, человек дышит, переставляет ноги при ходьбе, пьёт, ест, пердит и даже ездит в метро на работу практически бессознательным образом. Равным образом любые иные рутинные функции проходят помимо активного сознания. Несколько расширительно - если за день ничего "не случилось" и в памяти не отложилось, то можно сказать, весь день прошел совершенно бессознательно.
Однако при этом человек совершенно автономен и никто им не манипулирует помимо так сказать целого человеческого гештальта. Можно конечно выделить какого-то там демона дыхания, курения или демона употребления кофеина. Но зачем? Это совершенно ничего нового о человеке не скажет. Особенно мне кажется опасно выделять всякий порок, всякую вредную привычку в виде "демонов", которые мной овладевают, - это уже попахивает средневековым мракобесием.
Допустим далее, что демона веры мы поймали. Уловили так сказать за хвост. Что дальше-то? Ну я признаюсь, что я алкоголик. Или верующий. Или любитель порнографии. Ну и что со мной теперь делать? Отообрать у меня открытки? Бутылку? Комплекс верований? Сделает ли это меня лучше хоть в каком-то смысле? Допустим, это меня оздоровит, но является ли здоровье тем идеалом, к которому я стремлюсь? Большая часть бывших алкоголиков, например, - глубоко несчастные люди; в виде алкоголиков он были чем-то симпатичны, интересны и иногда гениальны, а без бутылки быстро становятся банальными, причем сами они эту банальность переживают с громадным трудом.
Алкоголизм, скажем, в таких случаях был не паразитическим демоном, а существенной частью гештальта. Вырезать его хирургически - это преступление, а не подвиг.
Демон веры, как вы его описываете, пока напоминает мне такого средневекового демона, с которым необходимо якобы бороться путем совершения неких ритуальных подвигов, инквизиции и священных костров, которые часто слишком похожи на преступления перед человечеством.
Если разобрать грешного человека и отделить демонов, от него останется некий чистый дух. Святой, видимо. Как можно не мечтать о святости? О сверхчеловеческой небесной жизни?
----
То есть это конечно можно, но ни к чему хорошему не приведет, а наоборот, усугубит положение человека :)
Reply
Но существует феномен насильственного искажения нормальной естественности человека, когда он не принимает и не воспринимает логику и очевидные факты, которые нормально воспринимает в иных ситуациях, когда они не угрожают его вере. Если алкоголику сказать, что он алкоголик, то он может к этому отнестись по-разному. Может не поверить, может просто помолчать, может озлиться или устыдиться, но не может заставить себя поверить в то, что он эти слова не слышал. А ярому сталинисту доступно не брать в голову картинки преступления этого щербатого мудака. Вера может управлять восприятием человеком объективной информации. С таким человеком спорить - всё равно, что спорить с кактусом на просторах нашей Аризоны. В этом и заключает феномен, который я пытаюсь разобрать по косточкам - управление сознанием.
Поскольку существует какое-то управление мышлением у верующего, то я по аналогии с Демоном Максвелла ввёл Демона веры, который точно также, как тот, термодинамически нацеленный Демон, открывает клапан для одних мыслей и закрывает для других.
Это, конечно, моя вина, что я плохо разрисовал картинку неприятия всего, что угрожает вере верующего. Но я думал, что практически каждому известно ощущение, когда говорить с кем-то "как об стенку горох", когда ставится под сомнение то, во что он верует. Хотя в нормальной ситуации, не касающейся символов веры, он на 100% адекватен.
Reply
В первой части можно было ещё допустить, действительно, что ваш демон веры - это умственный эксперимент, который похож на демона Максвелла.
Но во второй вы принимаетесь искать этого демона в нейронах, частях мозга и молекулах, - то есть делать что-то такое, что Максвеллу в голову бы не пришло. Его демон - это чистая фикция и используется же как фикция, в природе искать его бессмысленно и даже вредно, потому что можно что-то такое найти и объявить демоном, и построить вечный двигатель, которым надоедать занятым людям в патентном бюро.
Аналогично вашего демона можно подкинуть лечащим психиатрам, попам или гуру, например, сколь бессмысленно бы это ни было :) С предсказуемыми неприятными последствиями.
Во-вторых, что мы понимаем под "алкоголиком" или "сталинистом"? Тут надо быть поаккуратнее в терминах. Если лейбл "алкоголик" или "сталинист" абсолютно исчерпывающе описывает личность, то да, с алкоголиком не надо общаться, его надо лечить. И сталиниста надо лечить. Общество анонимных сталинистов, десять шагов к либерализму, первый из которых - признание себя сталинистом. Но этого ли желает сталинист? Или алкоголик?
Если мы определяем человека как алкоголика, мы заменяем человека на диагноз. Действительно, бессмысленно вести дискуссии со "сталинизмом", как и с алкоголизмом или бледной спирохетой. Но определяя здоровье, как норму, мы можем легко продемонстрировать отличие сифилитика от здорового, потому что большинство в обществе - свободно от шанкров. А если наоборот? Нормой является изобилие шанкров, а ровная сыпь и вообще считается признаком особого шарма и красоты?
Вдобавок, что ещё важнее сообразить, - сифилитик умрет раньше и мучительнее, чем здоровый человек, а что касается алкоголика - это не факт. Например, множество бывших алкоголиков кончает самоубийством или занимается саморазрушением каким-то иным образом, благо наркотики нынче в ассортименте.
Ещё труднее со сталинистами. Умрет ли сталинист раньше? Вряд ли. Будет ли он жить остаток жизни несчастливее? Скорее всего опять нет.
Боюсь, вам сложно будет определить сталинизм, или скажем путизим, коммунизм или ещё там что-то такое как болезнь или даже отклонение от нормы, потому что общество, которое определяет норму бытия, именно таково - разнообразные формы сыпи, шанкров, гумм, проваленые носы - это все нормально, слыш, чувак, все путем.
Я опять конечно утрирую, но думаю, вы понимаете, к чему я клоню.
Reply
Максвелл придумал своего Демона для того, чтобы установить, при каких условиях будет выполняться второй закон термодинамики, если Демон будет осуществлять свои специфические действия, которые Максвелл ему приписал. Демон веры, о котором я говорю, обладает характерной и выразительной общностью с Демоном Максвелла, позволяющей обозвать его родственным именем: он закрывает клапан для восприятия определенной информации, как Демон Максвелла закрывает заслонку перед медленными молекулами. Но между двумя демонами существует важное различие. Максвелловский демон придуман в качестве модели определенного отклонения от нормы, мой Демон веры существует в реальности, только он непонятен по локализации и в особенности непонятен в происхождении. Когда читательница моего журнала пишет мне "чтоб вы сдохли как собака" за то, что я описываю идиотизм высосанного из пальца патриотизма словами, в которых нет ни капли вранья, то Демон совковой веры этой читательницы не позволяет увидеть гадливость нонешней российской ситуации. Он закрывает заслонку перед сенсорной и логической информацией. Попробуйте чокнутому исламисту сказать, если родственница дала соседу, то не нужно её убивать, поскольку дала она не чужое, а своё. Демон исламской веры тутже закроет заслонку и никакая логика и примеры из истории человеческой цивилизации до этого товарища просто не доберутся. Демон не позволит.
Вы ошибаетесь, считая, что Демона нет. Есть он. Их много разных. Они функционируют, но как - никто не понимает. Поэтому я и взялся за эту работу.
На самом деле Демон веры это вполне конкретная штука и о происхождении этого Демона, о том, как он возникает и где локализован, я и собираюсь писать.
Reply
Reply
Reply
(несколько в сторону)
Например, если поглядеть на мир глазами патриота России "спасибо господу за Путина", возникает в первую очередь комический эффект, а потом считывается и моральное поучение, - эффект как в романах достоевского. Поэтому у меня во френд-ленте есть толика таких. Никаких романов писать не надо, сюжет на глазах разворачивается.
У меня есть насчёт вашего Демона одно глобальное соображение, имея в виду которое я гляжу на ваше усилие несколько скептически, но безусловно, я лучше воздержусь до финала серии.
Reply
Reply
Reply
Но не буду больше, честно.
Но вот ещё вам соображение - несколько в сторону. Вы например, говорите об алкоголике. как о человеке, который просто объективно много пьёт. Но! Позвольте! Я живу в стране, в которой объективно существуют две малосмешиваемые группы хомо сапиенс. Первая - итальянцы, которые в течение дня выпивают такое количество алкоголя, которое я бы не рискнул повторить, потому что мне бы трудно было бы работать. И при этом их трудно назвать алкоголиками. Просто язык не повернется. Для них это привычная культура употребление пищи, в число которой входит вино и его производные.
Вторая - аборигены, у которых генотип настолько иной, что им достаточно однажды выпить столько, сколько пьёт итальянец за обедом, чтобы совершенно рехнуться. То есть начать совершать поступки, несовместимые со званием хомо сапиенс. Можно ли их назвать алкоголиками? Опять трудно, - потому что объективно они пьют немного.
Вот вам дилемма для разрешения научным образом.
Reply
Я курил 57 лет. Курил по две пачки в день, плюс 2-3 сигары, плюс трубку. За это время не курил однажды пол дня. Но лет пять тому назад, сидя в зале и слушая оперу Моцарта, никак не мог дождаться антракта, чтобы выбежать и покурить. Я понял, что я окончательно онаркоманился. Наутро я бросил курить и ни разу не закурил. Ящик с сигарами лежит напротив меня, а за спиной лежат две неоткрытые пачки Мальборо и две пачки Кэмэла.
Три волоса на голове - мало, тори волоса в супе - много. Одно дело в чём-то сомневаться, другое дело - отрезать своё сознание от повреждающей веру информации. Это реальное состояние, хорошо известное в психиатрии.
Reply
Вам и в голову не пришло бы выбегать во время антракта, - вы свободно закурили бы на своем месте, как и ваши соседи.
И вряд ли вы пришли бы к выводу, что вы совсем онаркоманились. Напротив, если бы вдруг кто-то посоветовал вам выйти, - и это в то время, когда у вас во рту только начала дымиться ароматнейшая сигара, безусловно углубляя удовольствие от Моцарта - вы решили бы, что перед вами опасный маньяк. И нащупали в кармане револьвер (тоже объективная реальность недавнего прошлого, о которой многие забывают).
Я к чему? Ваше знание - кто есть курильщик, кто наркоман - практически целиком лежит за пределами вашего мозга, и является так сказать элементом коллективного полубессознательного.
Reply
Reply
Ну по нормам одного общества (ну хоть мормонов, хоть современной корпоративной этической модели) вы сами - спившийся алкоголик, с которым спорить не надо, надо лечить. Поллитра граппы за комьпютером! Разве можно после этого говорить всерьёз!
А по нормам другого (итальянцы или те же международные корпорации, но пятьдесят лет назад) - вы очень даже вполне приличный дядька. Вроде Черчилля. Который тоже с утра начинал, заканчивал за полночь.
Но общество в целом полубесоознательно и неспособно понять, почему это у нас сейчас принято считать курильщика на автобусной остановке - отравителем детей? Ну почему?
А потому что у человека нет ни исторической памяти, переживаемой как личный опыт, ни как правило опыта жизни (не туризма) в других общественных формациях. История - это не то часть аппарата пропаганды, не то сказки для тех, кто любит сказки, равно как и "клуб кинопутешественников". Но если мы начинаем и заканчиваем тем, что я туманно обозначаю "общественным полубессознательным", то ловля в нем демонов - это бесконечная, неблагодарная и совершенно непродуктивная задача, как травля тараканов в Москве.
Reply
Reply
Но научность подхода такого рода - не гарантия от энтропии. Например, Ричард Докинз изобрел теорию мемов, которые чем-то видимо близки к вашим демонам. И взяв её на вооружение, доказал, что Бог - это иллюзия, которая ведет себя наподобие вирусной инфекции.
А сравнительно недавно один неординарный мыслитель рассмотрел подробно идеи самого Докинза, и доказал, что сам Докинз одержим иллюзиями и находится в плену мифов
http://moldbuggery.blogspot.com.au/
Нет, конечно, я же говорю - с удовольствием дочитаю вашу серию до конца (уже начал читать иные ваши тексты и нахожу их приятными и полезными), тогда и посмотрим.
Reply
Leave a comment