Адажио соль-минор известного итальянского композитора Томазо Альбинони (1634-1709), сына богатого купца и венецианского патриция, достигло той степени знаменитости, когда это произведение регулярно транскрибируется для других инструментов и используется в массовой культуре, например как фоновая музыка в фильмах («Галлиполи», 1981), а также в телепрограммах и рекламе. Адажио часто исполняется во время траурных церемоний и столь же популярно, как «Траурный марш» Шопена и «Смерть Озе» Грига.
Между тем современные специалисты полагают, что это произведение не имеет к Альбинони никакого отношения и полностью сочинено Ремо Джадзотто (1910 - 1998) - итальянским композитором и музыковедом. С 1932 г. он работал музыкальным критиком журнала «Итальянское музыкальное обозрение» (Rivista musicale italiana), в 1957-1969 гг. был профессором истории музыки в университете Флоренции. Его перу принадлежит несколько тщательно составленных биографий итальянских композиторов, в том числе биографии Томазо Альбинони.
В 1958 г. Джадзотто опубликовал композицию для органа и струнных, так называемое "Адажио Альбинони", быстро приобретшего чрезвычайную популярность. Ремо Джадзотто утверждал, что он реконструировал это произведение на основе крохотного фрагмента, найденного им в 1945 г. В дальнейшем было убедительно доказано, что это сочинение было написано самим Джадзотто (Wulf Dieter Lugert und Volker Schütz. Adagio à la Albinoni. // Praxis des Musikunterrichts, No.53 (Februar 1998). - S. 13-22).
Click to view
Click to view