На состоявшейся в Сербии международной конференции "Афон - уникальное духовное и культурное достояние современного мира" было заявлено, что духовенство должно осторожно подходить к внедрению в монастырях информационных технологий, включая интернет и социальные сети, поскольку для некоторых монахов это может стать серьезным препятствием на пути их духовного совершенствования. Это мнение высказали насельники монастырей Святой горы и другие участники форума. "В монастырях на Афоне есть компьютеры и современные технологии, но их нет в монашеских келиях. У монахов нет компьютеров, монах не гоняется за миром. Не нужно быть чрезмерно привязанным к технологиям", - заявил представитель древнего афонского монастыря Симонопетра монах Феотокий.
По его словам, когда однажды афонский монастырь посетили католические монахи-бенедиктинцы, то они во время общения с братией Симонопетра говорили о том, что, "если вы хотите, чтобы монах "потерялся", купите ему компьютер".
Как отметил инок афонской обители, многое здесь, конечно, зависит от конкретного человека, и если кто-то даже и не вспомнит про возможности, предоставляемые современными информтехнологиями, то другой насельник может начать часами разговаривать по мобильному телефону или сидеть в интернете, "забыв о том, что он монах, - он становится рабом" этих вещей.
"Нужно отличать правильное употребление вещей от неправильного. Бездумно вводить то, что дает современный мир, опасно. Во всем должна существовать мера", - сказал Феотокий.
В свою очередь представитель Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк отметил, что, по его мнению, "интернет - это настоящее вторжение в сердце и душу монаха", и, хотя "современные технологии необходимы, нужно этот процесс регулировать".
"Я говорю это исходя из своего опыта и опыта других монахов. Если человек умеет вовремя "выключить" интернет, это хорошо, но, к сожалению, в наше время люди очень часто не умеют этого делать, не чувствуют, когда они должны выйти из интернета", - сказал архиепископ.
В то же время, заметил он, каждый человек волен сам делать свой выбор: "От нас зависит, как мы используем свою свободу - пользуемся ли мы ею для нашего духовного прогресса или для распада духовного".
В те времена, когда начиналась христианская или мусульманская (хиджра) эра, я не говорю уже о начале иудейской эры, было множество культурных и технологических достижений, которые были в основном достоянием состоятельных людей. Например, в Древнем Риме главной рабочей силой были рабы, которыми становились жители захваченных Римом государств или жители Рима, ставшие несостоятельными должниками. При императоре Клавдии в Риме насчитывалось до 20 тысяч рабов. Если в богатом патрицианском доме было до 30 комнат вокруг атриума, обогреваемые бани и водопровод, то рабы и плебеи жили в невероятно трудных с точки зрения выживания условиях. Современный миллиардер может иметь дом из любого числа комнат, передвигаться на суперяхтах и суперсамолётах, но всё это будет чистым выпендриванием сверх достаточной программы жизни в нормальных условиях. В отличие от современных жителей цивилизованных государств такая достаточная для нормального проживания программа была доступна лишь небольшой части наших далёких предков.
Когда христианское учение пришло в Рим, в эту веру обратились в первую очередь бедняки и рабы, которым надежда на загробные радости согревала смертельный холод земной безысходности. Социализм равенства перед Богом, его всемилостивость и сверхсправделивость захватили сначала воображение нищих умом и имуществом, но в последствии к ним примкнули люди с относительным достатком, поскольку любви, справедливости и надежды на нескончаемые райские радости хотелось всем. Но всё же все откровения священных книг любой из религий были рассчитаны в первую очередь на самую тёмную часть самых бедных жителей, у которых не хватало ума или физической силы завоевать место под солнцем.
Например, священный ритуал обрезания основывался на вере в то, что если отдать злым духам кусочек плоти, то они уже не загребут донора крайней плоти. Утверждение о том, что Ева была сотворена из ребра уснувшего Адама, тоже как-то не очень согласуется с опытом человечества последнего тысячелетия. Поскольку произвести подобную операцию без наркоза над спящим Адамом было невозможно, то все религиозные постулаты оказались пронизанными верой в то, что Бог, тем не менее, всё сможет, включая абсолютно неестественное. Этот принцип "всё или ничего" является до сих пор основой любой религии. Отсутствие веры в любую религиозную мелочь, например, в то, что поваренная соль, расфасованная в субботу, намного хуже той же соли, расфасованной в остальные дни недели, равносильно полному неверию в Бога, поскольку он Всемогущ и сможет сотворить всё, что ему в голову взбредёт.
Средняя продолжительность жизни бедных людей времён зарождения религий составляла 20-30 лет, за которые было невообразимо трудно понять смысл жизни. Священнослужителям было относительно просто "работать" с тотально неграмотной частью населения. Отсюда простота и доходчивость священных текстов, рассчитанных на потребителей невысокого уровня знаний, живших в эпоху, когда знание таблицы умножения было эквивалентно современной кандидатской диссертации. Кроме того, интенсивная работа с простонародьем поощрялась классом богатых людей, которые быстро сообразили, что религия - их друг, товарищ и брат в плане удержания в рамках предсказуемости толп обделённых или мечтающих о лучшем будущем (вспомните бывшего атеиста-коммуниста подполковника Путина со свечечкой в руках).
За прошедшие тысячелетия всё кардинально поменялось, но простота и доходчивость религиозных норм, процедур, текстов и социалистических лозунгов, рассчитанных на небольшое превышение над уровнем плинтуса, продолжает привлекать массы. Кто-то имеет свой независимый от религиозной мишуры взгляд на веру во Всевышнего, но таких очень немного. Для кого-то вера в существование Бога под большим вопросом, но этические нормы предельно упрощённых братских взаимоотношений между людьми продолжают привлекать людей. Согласно доктрине Католической церкви она была "возвещена в прообразах уже от начала мира, дивно предуготована в истории Израильского народа и в Ветхом Завете и основана в последние времена, явившись через излияние Святого Духа, и обретёт славное завершение в конце веков".
Никто не сомневается в том, что священнослужители намного умнее, хитрее своей паствы и лучше разбираются в тенденциях развития. Приедённых выше текст свидетельствует о том, что иерархи обоснованно боятся, что не очень славное завершение наступит значительно раньше, чем предполагалось тысячелетия назад. Ведь в те времена интернета не было даже у очень богатых, поэтому подобное никак не могло придти в голову.