В этом необычном мультфильме нет супергероев, пиратов, принцесс и драконов, полицейских, волшебников, инопланетян, противостояния добра и зла и даже спасения висящей на волоске вселенной - всего того, чему принято быть в современных мультиках. Есть обычные животные. Не такие, которые, как мы привыкли видеть в мультипликационных фильмах, разговаривают и ведут себя по-человечески.
За весь фильм на экране не произносится ни одного слова, а сюжет развивается с неторопливостью щепки, влекомой течением. При этом непреодолимо затягивает зрителя, потому что происходящее дает чувственный отклик и намекает на спрятавшиеся за картинкой смыслы.
Разношерстная компания
В мире, хранящем следы прежнего присутствия человека, начинается наводнение. По воле случая Кот, Капибара, Птица, Лемур и Пес оказываются в прямом и переносном смысле в одной лодке, плывущей в неизвестность.
Эти животные разные настолько, что в обычных условиях никогда не имели бы причин взаимодействовать между собой. Поначалу они проявляют испуг и агрессию. Однако с резким изменением среды обитания поодиночке не справиться, и совместное спасение примиряет их друг с другом.
Так они продолжают путь вместе, попадая в новые места и встречая других зверей.
Хлебом насущным
Жизнь любого живого существа крутится вокруг пищи. Посредством отношения к пище зрителю показывают основы внутреннего устройства различных социумов и эволюцию героя.
Когда путешественники причаливают к острову, населенному птицами, Птица приносит Коту свежевыловленную рыбешку. Но птичий вожак отбирает у него еду и отдает своим.
Во время дальнейшего пути Кот приспосабливается плавать и нырять и даже ловко рыбачить под водой. Натаскав на палубу кучку рыбы и собираясь поесть, он видит, что Пес и Птица тоже голодны, и отдает им часть своего улова.
Далее компания подбирает свору собак, мечущихся на подтопленном водой пятачке суши. Собаки врываются в лодку, съедают оставшуюся рыбу, а после продолжают рыскать по палубе, хватая и ломая человеческие вещи, составляющие бережно хранимое имущество Лемура.
Собаки живут по принципу «мое - это мое, а твое, раз я сильнее, тоже будет моим». Этот принцип действует в отношении как чужих, так и своих - в начале фильма собаки дерутся друг с другом за еду, добытую одной из них.
Другое дело птицы. Вожак не съедает отобранную у Кота рыбину, а бросает ее в клюв ближайшему птенцу. Птицы проявляют заботу, но только внутри стаи. А снаружи - «я не посягаю на твое, но и своим с тобой не поделюсь».
До наводнения Кот имеет наклонности воришки - воспользовавшись грызней собак, тащит у них пищу. А после бескорыстно кормит товарищей по несчастью, обозначая движение от эгоистического восприятия мира к альтруистическому.
Когда принятые на борт собаки съедают остатки рыбы, технически они делают то же самое, что Пес и Птица - кормятся едой, добытой Котом. Но Пес и Птица получают ее в дар и испытывают чувство благодарности, а совместная трапеза имеет большое психологическое значение - она сближает, сплачивает разношерстную команду перед лицом трудностей. Собаки берут пищу самовольно и не испытывают ничего подобного, а к концу фильма легко бросают попутчиков в минуту, когда вопрос стоит о жизни и смерти одного из них.
Не бойся, я с тобой
Существует такой психологический эффект - когда о ком-то заботишься, начинаешь его любить.
Птичий вожак не только отнимает у Кота принесенную Птицей рыбу, но и вместе со стаей собирается напасть на него. Тогда Птица вступает в схватку с вожаком. Победить его ей не по силам, и она оказывается повержена. Тем не менее птицы отпускают их с Котом, но перед этим ломают ей крыло.
Зачем Птица сделала это? Ведь на острове она оказалась в кругу таких же птиц, как и она сама, могла остаться среди своих, вести привычный образ жизни. А Кот - он даже не относится к одному с ней виду животных...
Принесенное Коту угощение символизирует заботу и объясняет причину готовности Птицы защищать его даже от собственных сородичей.
От очередного временного причала лодка случайно отплывает без Кота, и ему не удается ее догнать. А вскоре после этого вода уходит так же неожиданно, как и пришла. Наводнение закончилось, можно спокойно вернуться к прежнему образу жизни.
Вместо этого Кот бежит разыскивать своих спутников и застает лодку висящей над пропастью с зацепившимся за ветви дерева парусом. Рискуя жизнью, он помогает всем выбраться без потерь и сам оказывается спасен благодаря тому, ради кого сильнее всего рисковал.
Как известно, кошка - это животное, которое гуляет само по себе, олицетворение индивидуализма. Таким и был Кот в начале фильма.
Индивидуальное получение ограничено физическими возможностями тела. Ты не можешь съесть больше, чем помещается в твой желудок, спать один на пяти кроватях, играть во все игрушки мира. Такое удовольствие быстро заканчивается. В то время как отдача безгранична - можно сколько угодно заботиться о других, получая от этого бесконечное удовольствие.
Став частью коллектива, попробовав вкус отдачи, Кот не желает возвращаться к прежнему индивидуализму, даже когда условия снова это позволяют.
Чудеса
В какой-то момент лодка натыкается на огромную пирамиду с уходящими ввысь выбитыми в камнях ступенями. Кот и Птица отправляются по этой лестнице и на вершине попадают в некий ритуальный круг. Там неведомая сила отрывает их от земли, будто бы они оказались в невесомости, и увлекает вверх. Однако через несколько мгновений Кот опускается обратно, а Птица поднимается все выше и навсегда исчезает в небесах.
Пару раз за время путешествия из-под воды появляется огромный хвост таинственного существа, условного Кашалота, который однажды, подняв волну, помогает лодке, застрявшей посреди затопленного города, сняться с вынужденного якоря.
Наслаждение высшего порядка
Когда-то художественные книги о путешествиях писались ради отображения происходящих с героями событий. По мере гуманизации общества путешествие в литературе стало присутствовать как канва, в которой происходят внутренние изменения героев.
В мультфильме «Течение» путешествие, как цепь событий, без единого произнесенного персонажами слова раскрывает их внутренние изменения (или отсутствие таковых).
Готовность, с которой ребенок соглашается обсудить увиденное на экране, говорит о том, что фильм по-настоящему затронул его, оставил богатое послевкусие. Он понимает, что при полном отсутствии в кадре людей снято это о людях, о взаимодействии между ними.
Главной темой для обсуждения стало, конечно, исчезновение Птицы. Думается, своим самопожертвованием она удостоилась вечности.
За спасение Кота Птица поплатилась сломанным крылом. В дикой природе животные с поврежденными конечностями не выживают - не могут защититься от хищников и добыть пропитание. Так что, вступившись за Кота, Птица фактически обрекла себя на смерть.
А тот, кто готов отдать свою жизнь за другого, заслуживает вечной жизни.
Во время путешествия герои встречают семейство лемуров, уже упомянутые выше стаи птиц и собак. Хотя все обитатели лодки, кроме Кота, - стайные животные, ни один из них не примыкает к соплеменникам. Когда ты раздвинул границы восприятия и осознал тех, кто на тебя не похож, равнозначными себе, сложно снова втиснуться в рамки кланового или блокового мышления.
Недаром наибольшее сопереживание вызывают те персонажи, которые вкусили наслаждение высшего порядка в заботе о ближнем.
Сложные обстоятельства, созданные для героев, показывают, что даже существенные внешние и внутренние различия не препятствуют объединению ради совместного спасения жизни. А раз так, то настолько ли эти различия важны, чтобы придавать им большое значение, в том числе и в спокойные времена, когда угроза гибели не стоит у порога?
Мультфильм «Течение» хорош тем, что заставляет работать разум и чувства, развивает
навык сострадания, заставляет задуматься о взаимоотношениях людей и о возможности достижения единства между ними, не дожидаясь наступления катастрофы, посредством которой природа добьется этого кнутом, а не пряником.
Прийти к глубокому пониманию других людей и ощущению себя частью единого человечества помогают знания об устройстве психики, которые можно получить на тренинге «
Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.
P.S. Нам с сыном пока не удалось разгадать замысел появления Кашалота, особенно в последней сцене фильма (как, возможно, и ряд других смыслов, заложенных авторами). Было бы здорово увидеть в комментариях мнение на данный счет от тех, кто тоже посмотрел этот замечательный мультфильм.
Автор Татьяна Коноплич
Корректор Анна Мороз
Статья написана с использованием материала онлайн-тренингов «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана
Читайте также:
Главное на свете - это наши дети Кормить или не кормить? Свидание и пища Вкусно - почти искусство, или Мукбанг как популярный тренд
Google