Фурри, или в переводе с английского «меховые», «пушистые» (не путать с териантропами и квадроберами) - одно из увлечений, набирающих популярность в среде российских подростков.
Субкультура, приверженцы которой питают интерес к антропоморфным (то есть ведущим себя как люди) животным. Они придумывают себе персонажа-фурсону, наряд, имитирующий образ животного, который может включать маску или накладную голову, лапы и хвост или полный костюм, устраивают прогулки, отыгрывая своего персонажа в реальной жизни.
Одни видят в таких подростковых забавах некий нездоровый феномен. Другие смеются над первыми, вспоминая свои новогодние праздники в детских садах, на которых половина детишек была наряжена зверюшками, и вот ничего - выросли нормальными людьми.
Любое социокультурное явление рождается из психологического запроса людей, в среде которых оно возникает, и призвано удовлетворять те или иные психологические потребности.
«Меховушки» в городе
Фурри, несомненно, творческие ребята. Придумать персонажа, его внешний вид и характер, спроектировать и соорудить костюм, воплотить особенности поведения - для этого нужно и воображение, и вкус, и артистизм. Такими свойствами обладают люди со
зрительным вектором. Богатая фантазия и образное мышление побуждают их выдумывать что-то новое и необычное.
Визуальные впечатления - свет, цвет, красота - важны для них более, чем для кого-либо.
Такие дети впечатлительны, эмоциональны, артистичны, любят внимание и испытывают большую потребность в общении.
Субкультура фурри удовлетворяет зрительным психологическим запросам.
Судя по фото в интернете, фурри не одеваются невзрачными мышками или воробушками, да и вообще, как правило, не стремятся буквально воспроизвести природную внешность животных. Нет, их костюмы фантазийны и отличаются яркостью, броскостью, замысловатостью.
Сами фурри утверждают, что их сообщество исключительно доброе и позитивное, нацеленное вызывать у окружающих эмоциональный всплеск и дарить им радость. Хотя и не отрицают, что, выходя в люди, время от времени сталкиваются с неприятием их в обществе.
Согласно научным исследованиям, в процессе человеческой коммуникации до 55 % информации передается посредством мимики и жестов.
Скрывая лицо, человек блокирует значительную часть коммуникативного пласта, тем самым заставляя окружающих чувствовать себя неуютно. Чем более глухая используется маска, тем сильнее она урезает канал передачи данных.
Плюс место и время имеют значение: на карнавале или публичном празднестве увидеть принарядившихся в маски гуляющих или ростовых кукол с накладными головами не будет неожиданностью и не возбудит негативной реакции. Однако в повседневной жизни оказаться в обществе людей, обмен невербальной информацией с которыми ограничен, может быть неприятно.
Все мы помним, какой дискомфорт создавали медицинские маски в период пандемии, а ведь это были всего лишь кусочки ткани. Трудно поверить, что изготовленные из пластика и отделанные мехом накладные головы удобнее.
Тем не менее подростки готовы мириться с этим неудобством, рискуя при этом получить негатив от окружающих.
Я в домике!
Для обладателей зрительного вектора внешность имеет большое значение. Зрительники - это те, кого мы видим на киноэкранах и рекламных щитах, кто продвигает модную одежду, косметику, фитнес, любит приковывать к себе внимание и является сегодня эталоном привлекательности.
В современном мире маски востребованы для того, чтобы защитить лицо либо скрыть свою личность.
Зачем это нужно зрительникам, от природы склонным к демонстративности?
Среди свойств зрительного вектора не значится агрессия. Зрительники добрые и мягкие, чаще всего даже за себя постоять не могут. Но в древности, у истоков формирования психики, без агрессии невозможно было выжить. Поэтому с самого рождения человека со зрительным вектором преследует бессознательный страх смерти.
При благоприятных условиях психического развития страх за себя преобразуется у зрительного ребенка в эмпатию и сопереживание другим. Такая вовлеченность в людей позволяет строить глубокие эмоциональные связи и вызывает взаимное доброе расположение. Благодаря этому ребенок со зрительным вектором испытывает чувство психологического комфорта и безопасности.
Но не всегда условия бывают благоприятными. Если подрастающий зрительник получает травму в чувственной сфере - потеря близкого человека, тяжелые взаимоотношения в семье или школе, осмеянная любовь, - психическое развитие тормозится, и вместо переживания за других людей он начинает этих людей бояться, не всегда отдавая себе в этом отчет, действуя бессознательно.
Если ты кого-то боишься, то непроизвольно постараешься спрятаться от источника страха. А если боишься людей в целом, постараешься в принципе спрятаться от них.
Маска фурри - это результат противоречия между природным стремлением зрительника показать себя и страхом быть на виду. В ней можно привлекать максимум внимания, оставаясь при этом вне зоны видимости.
Кроме того, благодаря сокрытию мимики, а также отделенности тебя-человека от тебя-персонажа, окружающие не считывают твои переживания и не смогут задеть твои чувства, так что в маске ты морально неуязвим.
А можно не только спрятаться, но еще и отпугнуть. Ведь не все фурри-маски одинаково милые. Некоторые, по замыслу их авторов, имеют угрожающий вид - это могут быть и отделанные мехом черепа, и зубастые пасти, и прочие устрашающие атрибуты, призванные продемонстрировать агрессию, которой на самом деле зрительники лишены.
Наличие страха ограничивает в общении, а без него зрительные дети чахнут, как растение без влаги.
Создание тематических сообществ позволяет им справиться с этой проблемой и социально адаптироваться, по крайней мере в рамках определенной группы.
Зрительный вектор - это в первую очередь о чувствах: испытывать яркие эмоции самому и вызывать чувственный отклик в других. При высоком уровне развития своих свойств человек со зрительным вектором способен проявлять настоящее величие души - сострадание, самопожертвование, возвышенную любовь. В случае задержек в развитии врожденные страхи не позволяют раскрыться чувственной глубине, и свой естественный запрос психика вынуждена удовлетворять поверхностным
эмоционированием.
Вот ты в фантазийном облике выходишь на публику, персонально оставаясь при этом невидимым, и испытываешь чувственное волнение. Вот ловишь реакцию окружающих: одни впечатляются твоей яркостью и необычностью, другие испытывают раздражение и неприязнь. Не так уж важно, позитивный ты получаешь посыл или негативный, - это «быстрые» эмоции, дающие желаемую эмоциональную встряску.
Вот бы быть мне кисою, вот бы быть собакою
В театральной среде хорошо известно, что появившееся на сцене животное моментально перетягивает все внимание на себя. Артисту приходится постараться, чтобы удерживать интерес зрителей, а случайно выскочившей кошке достаточно ее естественного поведения.
Как, впрочем, и в жизни. Человеку внимание и расположение окружающих надо еще заслужить, а зверюшками любуются и восхищаются без всяких их к тому усилий.
Этим вполне может быть обусловлен выбор зрительными детишками облика животных для своих прогулок-перформансов.
Подражание - один из основных элементов развития ребенка.
Новорожденному даны физические возможности, но навыками пользоваться ими он еще не обладает, они приходят со временем.
Аналогично и с психикой - ее свойства являются врожденными, но при появлении человека на свет она представляет собой чистый лист, на котором постепенно будет вырисовываться характер его взаимодействия с миром вокруг.
Мяукая, как котенок, или пытаясь повилять хвостиком, как щенок, малыш начинает изучение окружающей действительности.
Построение отношений с социумом - это многогранный процесс, раскрытие которого тоже происходит от простого к сложному.
В большинстве детских сказок для самых маленьких действующими лицами выступают звери. При этом ведут себя и взаимодействуют они как люди, то есть сказки эти - о человеческих взаимоотношениях. Эти взаимоотношения осуществляются животными, потому что малышам с их помощью удобнее проиллюстрировать отдельные человеческие черты: лиса - хитрость, зайчик - трусость, волк - злость и т. п.
По мере роста ребенка приоритет все чаще отдается произведениям, в которых фигурируют люди как носители более сложного набора свойств. Сначала изображенные общими мазками (сказочные пастух, принцесса, богач, бедняк и т. п.), затем все с большей детализацией характера и различных аспектов взаимоотношений между ними.
Подражание переходит на другой уровень, и вот уже на детском празднике вчерашние белочки и зайчики сменяются богатырями и пиратами, чародеями и космонавтами.
Причем подражают дети не кому угодно, а герою - тому, кто с риском для себя идет на какие-либо свершения. И будет ли этот герой положительным или отрицательным, зависит от взрослых и от тех художественных образов, которые они предложат детям.
Ориентация на примеры настоящей силы духа, доброты, милосердия, человечности дает возможность прожить гораздо более полную, насыщенную и интересную жизнь, чем подражание кошечке или собачке.
Своим фурри-увлечением дети сигнализируют родителям как о своем психическом устройстве, так и о присущих им талантах. Это прекрасный момент для того, чтобы обратить внимание на их творческий потенциал и помочь ему реализоваться в сфере изобразительного искусства, дизайна, сценической деятельности, медийных и социальных проектов, работы с людьми. Так занятие любимым делом позволит им обрести свое место в обществе и ощущать себя среди людей психологически уверенно.
Если
избавить ребенка от страхов, обеспечить ему чувство защищенности и безопасности и правильно развивать свойства зрительного вектора, он выйдет во взрослый мир, не испытывая потребности отгораживаться от него маской, и сможет во всей полноте реализовать свой чувственный и творческий потенциал на радость себе и на пользу людям.
Автор Татьяна Коноплич
Корректор Анна Мороз
Статья написана с использованием материала онлайн-тренингов «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана
Читайте также:
Не хочу Естественный отбор vs естественный выбор Вторая половинка подала на развод. Что делать?
Google