Победителя не будет

Sep 27, 2023 21:46



Что за шум, а драки нету?

А, нет, драка уже тоже есть…

Квест в разгаре. Разделившись на две команды, дети торопятся собрать подсказки: какая команда окажется более расторопной и соберет их больше, та повысит свои шансы первой добраться до тайника с артефактом.



Максим и Витя - полные противоположности друг другу.

Максим - шумный, подвижный, бесцеремонный. Очередность - не для него, любит быть первым, все время старается выскочить вперед в обход других, невзирая на недовольство окружающих и их призывы к порядку.

Витя - неторопливый и основательный, с тихим голосом и размеренной речью. Вместо того, чтобы соревноваться до выявления победителя, всегда выберет ничью, действовать предпочитает строго по правилам.

В ответ на небрежно брошенное «Подвинься!» и попытку Максима втиснуться на уже занятую скамейку Витя лишь упорнее утвердится на своем месте, не уступая ни миллиметра. Максим же никогда не даст Вите спокойно высказаться, вклиниваясь в его речь, сбивая с мысли и переключая внимание на себя, чем доводит того до белого каления.

Так и живут.

В этом квесте ребята по разную сторону баррикад.

В пылу азарта и в свойственной ему импульсивной манере Максим выхватил у соперников одну из карточек с подсказками. А услышав гневный вопль Вити, принялся с нею убегать. И вот теперь один мальчишка, истошно вереща, валяется на земле. Другой, выкрикивая «Вор! Убью!» и вырываясь из удерживающих его рук, пытается ногой пнуть первого. А взрослые до глубины души обескуражены накалом страстей и мелочностью причины, из-за которой разразилась эта буря.

Если бы они знали, из каких свойств складывается психика, как эти свойства проявляют себя и взаимодействуют друг с другом, то понимали бы, что причина конфликта не в утащенной бумажке, а в противоположности векторов в психике этих двух ребят.



Кожный вектор наделяет своего обладателя качествами, необходимыми для того, чтобы быть идеальным добытчиком. Его природная задача - тащить все полезное в свою стаю и стремиться к преуспеванию. Что и делал Максим, добывая карточку с подсказками и стараясь обеспечить победу своей команде. Другое дело, что психологически зрелый человек с кожным вектором наравне со стремлением добывать чтит закон и решает эту задачу социально приемлемыми способами. Однако психика ребенка пока только развивается, социальные ограничения в ней могут быть еще не сформированы либо отодвинуты в сторону в минуты высокого эмоционального напряжения (например, игрового задора). Поэтому маленький кожник способен загрести любой (а не только социально допустимый) полезный ресурс, не задумываясь о последствиях.

Такие действия не имеют злонамеренного характера, это всего лишь реализация функции кожного вектора на базовом уровне. Сам ребенок не придает им большого значения, относясь как к шалости и не брезгуя подразнить того, кто воспринимает их слишком серьезно. Тем неожиданнее для него столкнуться с возмездием.

Иное дело анальный вектор: обладающие им люди - это хранители традиций и устоев, обеспечивающие накопление и дальнейшую передачу знаний и опыта. В будущее должны отправляться только те знания, которые на сто процентов достоверны. Поэтому их необходимо по всем правилам проанализировать и довести до безупречного состояния, чтобы не подвести потомков, а такой процесс требует планомерности.

Если человек с кожным вектором стремится быть первым, то человек с анальным вектором старается быть лучшим. Поэтому один рвется выиграть, чтобы взять приз, а второй боится проиграть, чтобы не опозориться.

Обладатель анального вектора не создан добытчиком и не охотится за чужим, но очень болезненно относится к посягательствам на свое. Ему не свойственна психологическая гибкость, но свойственны упорство и принципиальность, и для защиты своих принципов он бывает готов на все.

В условиях недостаточной психологической зрелости или в состоянии стресса такой человек не всегда способен адекватно сопоставить реально понесенный от нарушения важных для него правил ущерб и силу воздействия, которую он готов применить к нарушителю.

У Витиной команды отняли подсказку, принадлежащую в том числе и ему. Мало того, что это беспринципное, с его точки зрения, действие - в результате данной возмутительной диверсии еще имеется риск оказаться проигравшим и испытать жгучий стыд поражения. Психика стрессует, и мальчика приходится буквально удерживать от физической расправы.



Имея подобные знания, взрослым гораздо легче было бы купировать конфликт. Ведь нет детей плохих и хороших, есть насущная необходимость развивать и воспитывать каждого так, как это потребно его психике, учитывая врожденные качества ребенка.

Например, одного дисциплинировать с помощью системы штрафов и поощрений - кожный вектор неплохо воспринимает такие меры.

Скажем, лишение команды Максима права на получение следующей подсказки и ее безвозмездное предоставление соперникам могло бы служить таким штрафом, являясь при этом способом восстановления справедливости, что очень важно для Вити.

Второму же объяснить, что соблюдение правил важно не как самоцель, а как средство разумной организации взаимодействия между людьми. А также то, что в ситуациях, затрагивающих его за живое, человек бывает необъективен, а значит, несправедлив (этот язык будет понятен ребенку с анальным вектором). Поэтому в цивилизованном обществе самосуд запрещен, «карать и миловать» вправе не потерпевший, а специально уполномоченные на это структуры. В масштабах общества это государство, в рамках детской игры - устроители мероприятия.

Не менее полезно научить детей видеть психику друг друга и оценивать свои поступки с точки зрения того, кого они коснутся.

Тогда Витя обнаружит, что Максим вовсе не стремился намеренно обобрать и унизить его команду, а лишь заигрался до состояния «на войне все средства хороши». Максиму же станет очевидно, что действие, воспринимаемое кем-то как шалость, для кого-то другого может выглядеть как грубый подрыв социальных устоев, вызывая соответствующую реакцию, и в компании такого человека от подобного лучше воздержаться во избежание неприятных последствий.

Также важно сформировать у ребенка понимание, что не такой, как он - не значит неправильный. Любые данные людям от природы качества предназначены, чтобы нести пользу обществу, на этом разнообразии держится выживаемость человеческого вида. Поэтому согласованность выгоднее противостояния.

Автор Татьяна Коноплич
Корректор Анна Мороз

Статья написана с использованием материала онлайн-тренингов «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана

Читайте также:

Режим одного «З»
Вербальный садизм. Когда словами бьют наотмашь
Это не отзывы это исповеди, чат дополнительной лекции




Google

ананльный вектор, психология бессознательного, системно векторная психология, кожный вектор

Previous post Next post
Up