Часть 2 Часть 3 О системе Шаталова впервые заговорили после публикации статьи С. Л. Соловейчика «Метод Шаталова» в «Комсомольской правде» в 1971 году, после которой к учителю пришла известность, и многократно возросла ответственность. К нему ехали со всех уголков Советского Союза, из-за рубежа, а уроки во все последующие годы были открытыми, на них присутствовало от 40 до 80 человек ежедневно. Всем хотелось перенять опыт обучения известного учителя Виктора Федоровича Шаталова, позволяющий из любого двоечника за короткое время сделать отличника даже по таким сложным предметам, как физика и математика.
Вряд ли найдется еще один учитель на планете, в одиночку сумевший решить проблемы образования, над которыми трудились исследовательские коллективы институтов и академий. Открытие, за которое В. Ф. Шаталов был удостоен высшего звания в педагогике - Народный учитель СССР, а впоследствии без написания и защиты диссертаций ему была присвоена ученая степень доктора педагогических наук.
У истоков
Педагогическую работу В. Ф. Шаталов начал в послевоенное время, когда в классе большая часть учеников не имели отцов. Второгодничество тогда было обычным явлением. Молодой учитель, переживая за судьбы потомков победителей, искал эффективные
методы обучения всех детей без исключения. «Как учиться быстрее? Как успевать опрашивать всех? Как ликвидировать отставание слабых учеников?» - такие вопросы стояли перед учителем-новатором.
Постепенно стала прорисовываться система, появились первые результаты, уверенность в правильности своих действий. Но долгих 13 лет прошло до первого представления готовой системы обучения в Министерстве образования СССР, давшей добро на проведение эксперимента в одной из школ Донецка.
Для подтверждения продуктивности созданной им дидактической системы обучения экспериментатор начал работу в 1970 г. в самом слабом восьмом классе школы, написавшем вводную, предельно простую работу по
математике со средним результатом 2 балла (по 5-балльной системе).
При пяти учебных днях в неделю, при каждодневных уроках физкультуры, еженедельная учебная занятость детей в школе по всем предметам составляла 30 часов. В. Ф. Шаталов показал, как можно учиться быстрее и эффективнее при меньших затратах времени.
Через семь месяцев ученики этого класса написали контрольные работы по математике и физике с результатом 4,8 балла. По инициативе автора системы обучения Шаталова каждый экзаменуемый получил индивидуальный конверт с заданием, составленным из задач для поступающих в вузы, вместо принятых в то время двух вариантов для всего класса. Курс математики и физики средней школы был изучен за два года. После окончания школы все участники уникального эксперимента стали студентами, и половина из них училась на «отлично».
Инновационная деятельность не ограничилась результатом одного класса и парой школьных предметов. Шаталов показал, что система работает безотказно. Учитель-новатор провел эксперимент с группой разновозрастных детей от 7 до 14, которая за один учебный год прошла полный курс планиметрии и сдала экзамен на 5.
Был эксперимент в колонии для малолетних преступников, где в течение одной недели в общей сложности за 3,5 часа был пройден годовой курс геометрии, и все участники продемонстрировали отличные знания экзаменаторам из аналогичных школ Ленинградской области, со слезами слушавших безупречные ответы детей, на которых школа давно махнула рукой.
Учитель-новатор был всегда готов провести урок по любой теме любого предмета без подготовки. Проверить эффективность системы и взять на «слабо» пытались на выездных семинарах, надеясь, что Виктору Федоровичу Шаталову просто повезло, а вот у них другие ученики. За пару показательных уроков учитель-новатор до неузнаваемости преображал класс, превращая апатичных учеников в исследователей, полных желания учиться.
Опорные конспекты, помогавшие пройти курс математики и физики средней школы за два года, копировались учителями всеми доступными в то время способами. В. Ф. Шаталов составил аналогичные конспекты по астрономии, географии, природоведению, истории, а приезжавшие на обучение к Народному учителю СССР дополнили список: русский и старославянский языки, химия, иностранные языки, самолетостроение, судовождение…
Секреты новой методической системы известный учитель раскрывает в книгах, на лекциях, встречах с учителями и родителями. Систему, прошедшую проверку временем и всевозможными министерствами, которые направляли комиссии в Донецк с напутствием «стереть в порошок выскочку». В педагогических энциклопедиях России и Украины она представлена как продуктивная система интенсивного обучения в школах, вузах, профтехучилищах.
Учитель из будущего
Катамнез - медицинский термин. Обозначает отдаленный результат. Как сложились судьбы учеников экспериментальных классов Шаталова? 64 кандидата наук, 15 докторов наук, 64 мастера спорта. А если без цифр, то это счастливые, грамотные, востребованные обществом и временем люди, реализовавшие себя в разных областях. Более того, это и тысячи счастливых учителей, посетивших Донецкие семинары известного учителя и познавших радость своего труда. Благодарные письма от них продолжают поступать автору педагогической системы В. Ф. Шаталову до сих пор.
Главный результат, который по праву заслуживает внимания и продолжения, очевиден даже не профессионалам. Силами только школы проблемы образования не решить. Ученики Шаталова получили прочные знания по всем предметам, впоследствии они стали учителями для своих детей и внуков не только в начальных классах, но и в старшей школе по самым трудным предметам.
Грамотные родители - вот та невидимая сила, которая обеспечит крепкий фундамент всей системе образования.
Школа Будущего - идея которой волнует умы не только учителей, - шанс на реальное счастливое будущее детей и страны в целом. Идет активный поиск путей модернизации образования. Главную роль в школе по-прежнему играет учитель. Требования к нему все более ужесточаются: учитель должен уметь…, обладать…, быть…, соответствовать.
Все меньше выпускников педагогических вузов стремятся работать в школе, несмотря на предпринимаемые государством попытки привлечь материальной выгодой. Проблема мотивации в любой деятельности решается с помощью полученного результата. Если учитель начал работу и получил результат, то именно это и будет стимулом для его дальнейшего движения.
Согласно системным знаниям о психологии, предлагаемым на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана, материальные поощрения могут быть стимулом для людей с
кожным вектором. Такие люди могут приложить усилия, если получат за это какую-то выгоду, в данном случае, деньги. Но в школе традиционно работают обладатели
анального вектора, имеющие в своей психике стремление к обучению. А для них важнее почет, уважение, возможность безупречно выполнить работу.
Много дискуссий о развитии творческого мышления: уроки должны быть творческими, знания не могут вкладываться в готовом виде для запоминания, учитель обязан запустить мыслительный процесс, чтобы ученик высказывал свое мнение, выдвигал предположения, доказывал свою гипотезу. И с этим перекликается упоминание о том, что мы живем в постиндустриальном обществе, и нужно не наполнять готовыми знаниями, а учить творчески мыслить.
Это перефразированные слова Плутарха: ученик - не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь. И пытаются разжигать учителя изо всех сил, по инструкции, сообразно требованиям и своим представления. Но всеобщего счастья опять-таки не наблюдается.
Хотя ответ на эту мысль был дан В. Ф. Шаталовым четверть века назад на одном из семинаров: не наполнишь - не зажжешь! И результаты обучения по системе Виктора Федоровича Шаталова - наглядный пример развития творческого мышления в процессе обучения, когда ученики, на которых махнули рукой учителя и родители, проходили курс математики и физики средней школы за два года и легко справлялись с заданиями олимпиадного уровня, а впоследствии становились научными работниками, имели патенты за изобретения.
40 лет назад в Донецке в Лаборатории интенсивных методов обучения при НИИ СиМО АПН СССР, которую возглавил Народный учитель СССР В. Ф. Шаталов, была создана технология подготовки учителей, способных идти в ногу со временем, раскрывать таланты учеников.
Продолжение следует...
Автор Набия Шаталова
Редактор Марина Алексеева
Корректор Татьяна Орлова
Статья написана с использованием материалов
онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология» Читайте также:
Коронавирус и теории заговора Зачем нужно читать книги Как пережить развод с женой, если до сих пор ее любишь?
Google