Грустно плавают в тарелке морковка и кубики картофеля, и также грустно я смотрю в нее. Мама уже битый час пытается уговорить меня съесть этот злосчастный суп. На какие только ухищрения она не идет, думая, как заставить ребенка кушать.
- Смотри, какой необычный кораблик с морковкой просится к тебе, -фантазировала мама, направляя ложку супа к моему рту. Выдавив улыбку сквозь слезы, я с жалостью приняла первую ложку. Так по чуть-чуть «приплыли» еще три.
- Доча, давай еще ложечку! - настойчиво уговаривала мама.
- Посмотрим, что там на дне тарелки: петушок или зайчик?
- Мамочка, я не хочу, - уже не сдерживая рыдания, простонала девочка лет четырех.
- А ты ешь через не хочу! - крикнула мама, окончательно потеряв терпение.
Так каждодневный прием пищи превращался в экзекуцию с принуждением.
Нужно ли заставлять ребенка кушать
Так нужно ли заставлять? Эта тема до сих пор остается актуальной у родителей. Естественное желание накормить своего ребенка, чтобы он не испытывал чувство голода и не умер от истощения, то есть был сыт, обут и одет. В послевоенное время разрушенная страна пыталась накормить всех истощенных детей. Насильно поили рыбьим жиром, чтобы сохранить им жизнь. Так в СССР возникло насильственное кормление. Сейчас такой необходимости нет. Но страх недокормить остался у современных родителей.
И я была не исключением
Сколько перечитано литературы по правильному питанию детей дошкольного возраста. Сама как заботливая мать пыталась кормить ребенка по часам, строго соблюдая интервалы приема пищи. И в голову не приходила мысль, а хочет ли ребенок в данный момент есть, голоден ли он? Мне лучше знать, он же еще маленький. И с упрямой настойчивостью звучит: «Давай кушай, ложка за маму, ложка за папу!»
Режим питания никто не отменял, но насильственное кормление никто и не прописывал. Однако в садике или дома над тарелкой супа или каши продолжают часами сидеть несчастные дети, глотая слезы.
На какие только ухищрения не идут мамы и бабушки, чтобы накормить любимое чадо. Разыгрывают немыслимые спектакли про ложку - кораблик, плывущей в рот, тарелку с картинкой на дне и тому подобное.
Какие советы дают психологи, чтобы заставить ребенка кушать:
1. Показывать на своем примере, есть с аппетитом то, что вы предлагаете ребенку.
2. Разнообразить блюда, незаметно «подсовывать» полезные продукты.
3. За столом отвлечь ребенка интересным для него разговором.
4. За съеденную кашу, например, пообещать поход в зоопарк или кино.
Этот
шантаж и разного рода ухищрения кого-то и сделают сговорчивым, но не принесут ему удовольствия от приема пищи. И эти действия, казалось бы, мягкие и совершаемые на благо ребенка, все равно могут дать негативные последствия.
На первый взгляд, и украшения блюд в виде милых зверушек кажутся невинными, но для ребенка, не испытывающего чувства голода, это будет выглядеть далеко не забавно и не привлекательно. И он не получит необходимого опыта принимать пищу с настоящим наслаждением. А особо чувствительный ребенок может испытать шок, когда посмотрит на еду в виде зверей или человечков.
В детстве моя мама пыталась разогреть мой аппетит красиво украшенной едой.
На всю жизнь запомнилось первое и последнее мамино кулинарное творчество.
- Смотри, что мама тебе приготовила! - Глаза дочери застыли в изумлении: в тарелке на курином желе сидел зайчик, искусно сделанный мамой из вареного яйца, перед ним лежало его любимое лакомство -морковка.
- А давай съедим зайчика, посмотрим, что у него внутри! - загадочным голосом шепчет мама. Изумление девочки сменилось жутким страхом. Она съежилась в испуге и закричала:
- Нет, я не буду есть зайчика, он живой!
Желание мамы привлечь и приятно удивить дочь обернулось истерикой и уже ни о какой увлекательной трапезе не могло быть и речи.
Такое «украшение» еды может стать для
детей со зрительным вектором тяжелой психологической травмой. Они очень чувствительны и эмоционально восприимчивы. Амплитуда их эмоций может колебаться от страха до сопереживания и сострадания. Они относятся к игрушкам и другим предметам как к живым существам. И плюшевый мишка или зайчик из вареного яйца будут для зрительного ребенка живыми.
Как заставить ребенка самому кушать
Ребенок рождается с природным желанием кушать и получать наивысшее наслаждение от пищи. И нет необходимости заставлять ребенка принимать пищу. Чуть проголодавшись, он сам заявит об этом. Если младенец, то криком. От годика и старше - попросит кушать и будет есть с аппетитом. Чувство голода дает возможность получить от еды огромное наслаждение. В моем детстве, наверно, один-два раза пришлось сесть за стол действительно с чувством голода.
Мама часто оставляла меня с прабабушкой, но как заботливая и любящая мать заранее готовила полноценный обед для меня. Набегавшись во дворе и изрядно проголодавшись, я просила у бабушки что-нибудь поесть. Не знаю, по каким причинам она не кормила меня готовым обедом, а пыталась накормить своим незатейливым угощением. Усаживала меня за стол, в чайную тарелочку наливала чай, крошила хлеб и посыпала сахаром. Вкуснее в детстве я ничего не ела!
Насильственным кормлением и даже мягким принуждением мы можем нанести
вред психике ребенка. Таким образом переучиваем на невозможность получать наслаждение сначала от еды, а потом и от жизни.
Click to view
Способность же с наслаждением получать пищу в дальнейшем обернется способностью наслаждаться самой жизнью, достигать целей, радоваться каждому дню и каждой мелочи.
«…Я очень благодарна за тренинг о вкусе пищи и вкусе жизни. Дочь 9 лет кушала раз в день и то какую-то отраву в виде чипсов и супов из пакетиков. Я прослушала тренинг и перестала страдать, что дочь не ест и она стала кушать с аппетитом 3-4 раза в день…»
Анна С., Санкт-Петербург Во время
тренинга Юрия Бурлана «Системно-векторная психология» приходит глубокое осознание
влияния на взрослую жизнь насильственного кормления в детстве, и появляется возможность
избавиться от негативных последствий, начать по-настоящему наслаждаться жизнью.
Click to view
Автор Ирина Медведева
Корректор Анна Катаргина
Статья написана с использованием материалов тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Читать также:
Как забыть любовь Оставьте «третий глаз» в покое, или Как читать мысли людей без магических ритуалов Как не упустить способного ребенка, или Связь музыки с математикой
Google