Эта тема всем знакома, у всех на слуху, но не понята до конца. Что такое самооценка? Откуда она берётся?
Как повысить самооценку? Что с ней делать?
Дети не рождаются с низкой самооценкой, они себя не оценивают, а просто растут, живут, развиваются. Оценивать и сравнивать их начинают родители, дедушки и бабушки. А потом или гордятся своим вундеркиндом, чем завышают ему самооценку, или стыдятся за своего отстающего от других ребёнка, чем самооценку ему занижают.
И понеслось - догнать и перегнать: школы раннего развития, курсы иностранных языков, кружки и секции. Всё это хорошо. Но часто это не столько забота о ребёнке, сколько
удовлетворение родительских амбиций.
Как повысить самооценку, от чего она зависит?
Самооценка - это оценка ребёнком своих качеств, своих умений, своего места среди других детей. Самооценка начинает формироваться у детей в дошкольном возрасте, примерно в 4-5 лет.
Не всегда родители интересуются тем, как себя ощущает ребёнок. Все проблемы, комплексы и якоря взрослых людей выросли из их детства от неправильного воспитания. И наоборот, девушке, у которой в детстве и отрочестве была адекватная самооценка, вряд ли придётся задаваться в дальнейшем вопросом: Как повысить самооценку женщине? Всё это очень взаимосвязано.
Мама - это самый важный человек для любого ребенка. Именно её отношение к ребенку и её безусловная любовь поддерживает в нем чувство уверенности в себе и окружающем мире. Здоровая атмосфера в семье и дошкольном коллективе формируют адекватную самооценку у детей. Истеричная мама и неадекватный папа не могут дать своему ребенку
чувство защищённости и безопасности, а значит, и ребёнок будет расти с заниженной самооценкой - считает системно- векторная психология Юрия Бурлана.
Низкая самооценка - опасная штука, она может сыграть плохую роль, мешая полноценной реализации в социуме. Поэтому родители прежде всего должны разобраться с собой, а затем уже помогать своему ребенку повысить самооценку и уверенность в себе.
Какие дети страдают от заниженной самооценки?
Есть дети, которые от природы не очень уверены в себе и своих силах. Нерешительные, обидчивые, стеснительные. Они часто отказываются от новых видов деятельности, считают, что не справятся с заданием. Они медлительны, рассудительны, неторопливы. Очень аккуратные, любят порядок и чистоту. Надёжные, ответственные. Сам процесс обучения приносит им удовольствие (так заложено в них природой).
Но если этих детей не поддерживать, не хвалить, их уверенность в себе, а значит, и самооценка будет снижаться. Таких детей нельзя подгонять, торопить, обзывать «копушей» или «тормозом» или давать другие обидные прозвища. Иначе они могут сильно обидеться и даже впасть в ступор.
Тогда такого ребёнка вообще не сдвинуть с места. А если его обижает мама, то он будет помнить об этом всю жизнь. Системно-векторная психология определяет таких детей как представителей анального вектора. К таким детям всегда нужен особый подход.
Как помочь детям с заниженной самооценкой
Нужно их поддерживать во всех начинаниях, особенно в самостоятельной работе и творчестве. У этих деток золотые ручки, они могут делать аккуратные, замечательные поделки, постройки, рисунки.
Одобрение лучше стимулирует ребёнка, чем наказание. Если ребенок не получает похвалы - чувство неуверенности не проходит. Помочь, поддержать, подсказать, но не делать за него. Постепенно у ребенка появляется уверенность в себе, он начинает понимать себя и это влияет на его самооценку в лучшую сторону.
Заострять внимание на том, что получилось хорошо: «Вот эта постройка - правильная», «Вот эта часть рисунка получилась хорошо, красиво». Тем самым мы развиваем у детей в том числе и умение устанавливать хорошие отношения со взрослыми и другими детьми.
Завышенная самооценка, у кого она бывает?
А бывают другие дети, совершенно противоположные по своим свойствам. Они бойкие, подвижные, очень активные. Хотят быть во всём первыми, считают себя самыми умными, самыми хитрыми. Любят командовать, перебивают детей и взрослых, рвутся быть лидером. На лету схватывают новую информацию. Легко приспосабливаются к любым условиям. Всё это способствует завышению самооценки.
Но их следует сдерживать строгой дисциплиной, и ограничивать в пространстве, во времени и в действиях. Таких подвижных и шустрых детей системно-векторная психология Юрия Бурлана называет представителями кожного вектора. Похвала таким детям не особо нужна. Они и так считают себя первыми во всем.
Как нормализовать самооценку?
Иногда дети кажутся пугливыми, невнимательными, подвижными, гиперактивными, раздражительными или даже истеричными. На самом деле, все это различные проявления отсутствия
чувства защищенности и безопасности, которое ребенок получает от мамы. И главная задача родителей - как раз повысить у ребенка это базовое ощущение.
Ребенок с адекватной самооценкой, какой он бывает?
Ребёнок чувствует, что его ценят, хвалят. Он верит, что у него всё получится. Может организовать детей на игру, труд. Такой малыш может попросить о помощи. Он способен испытывать разнообразные чувства. У него получается принимать других детей такими, какие они есть. Все это способствует росту самооценки.
Вот некоторые советы:
- Для того, чтобы у ребёнка была адекватная самооценка, похвала и наказание должны быть соразмерны его поступку;
- Не нужно сравнивать детей друг с другом, с братьями, сёстрами;
- Поощряйте инициативу детей, она не должна быть наказуемой;
- Отрицательное отношение к ребёнку и его делам снижает интерес и желание творить;
- Проводите анализ неудач вместе с ребёнком. Не нужно ограждать его от различных ошибок. На ошибках мы учимся;
- Принимайте ребёнка таким, каков он есть от природы. Не ломайте его, не переделывайте под себя. Развивайте те качества и способности ребенка, которые ему достались при рождении.
Адекватная, здоровая самооценка формируется тогда, когда чувства, желания и потребности ребёнка признаются и принимаются родителями.
Click to view
У дошкольников наблюдается завышение самооценки
В дошкольном возрасте чаще всего происходит завышение самооценки, т.к. детей в детском саду часто хвалят и во всём поддерживают. Возможностей выразиться у ребенка много, а обязанностей мало. В основном, все проблемы начинаются в школе. Школьные трудности резко снижают самооценку.
Но если ребёнок в дошкольном возрасте правильно воспитывался, то в школе не возникают проблемы с детьми и учителями, ребенок не отстает в учебе. И если родители правильно реагируют на всё происходящее с ребёнком, уровень его самооценки, скорее всего, останется адекватным.
Зависть, ревность, обиды, уныния, тоска взрослых связаны с низкой самооценкой в их детстве. Адекватная мама, которая понимает своего ребенка и любит его безусловно - суть всего воспитательного процесса и развития любого ребенка. Но многие мамы даже не догадываются об этом. На занятиях по системно-векторной психологии мы учимся понимать себя и своих детей. Учимся видеть их неповторимость и уникальность. Наша жизнь меняется от понимания причин наших поступков и поступков наших детей.
Вот какие результаты получили участники тренинга и как они смогли понять своего ребенка, а значит и решить вопросы самооценки.
«…После тренингов я смогла вселить ей веру в себя, у нас сложились более глубокие, доверительные отношения. Она и сама стала излучать радость и притягивать к себе людей. А еще мне удалось раскрыть «тайные желания» сына. Кроме увлечения спортом он оказался любителем экспериментов в области химии. Подарочный набор, в состав которого входят перчатки, пробирки, разные химические элементы и т.д. привел его в полный восторг!. Теперь проводим опыты в области биологии и химии всей семьей…»
Лариса Л., педагог, Петрозаводск «…Все же мне повезло. Я успела. Сегодня мой 15-летний сын играет на гитаре, сочиняет музыку, занимается вокалом. Он чувствует огромное удовлетворение и гордится, что всего этого добился сам. Он не бросил спорт, занимается легкой атлетикой в удобном ему режиме. Ему не нужно быть профессиональным спортсменом, ему вполне достаточно пробежать кросс и внести свой вклад в командный зачет, уметь подтягиваться на турнике, отжиматься, иметь хороший пресс. Теперь он не стесняется своих слез, потому что знает, что такова его природа и стыдиться нечего.
Когда мой сын был маленьким, я часто говорила, что не понимаю его. Ну вот совсем. Дочь для меня была как открытая книга, а сын - нет. И было очень тяжело жить с этим непониманием. Сейчас не осталось никаких вопросов. Я знаю, как вести себя, что говорить, как говорить. Я знаю, что не надо перескакивать с темы на тему (как обычно я делала) в разговоре с ним; что нужно обязательно заметить его старания и сказать ему об этом, если он помыл посуду или выучил новую мелодию, или получил хорошую отметку в школе. Я знаю, что нужно обязательно сразу попросить у него прощение, если невольно обидела…»
Наталия С., педагог, репетитор, Липецк Click to view
Если вы хотите узнать, как повысить вашему ребёнку уверенность в себе, посетите бесплатные онлайн-лекции по системно-векторной психологии Юрия Бурлана, которые помогут вам подробнее разобраться в этом вопросе. Записывайтесь
здесь Автор: Елена Вахрушева, педагог-психолог
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Читайте также:
Врачебная история: почему мы влюбляемся в тех, кто не любит нас Ох уж эти неуправляемые эмоции! От истеричности до любви один шаг Как расстаться с парнем
Google