Переходный возраст для родителей часто становится неожиданностью, хотя разговоры о сложностях воспитания подростков слышали все и часто, всегда кажется, что с моим-то ребенком это будет проще. Однако час Х наступает, и еще недавно милый малыш вдруг начинает грубить родителям, а послушная девочка-отличница внезапно превращается в героиню пересудов всех бабушек у подъезда.
Специалисты дают рекомендации, как общаться в этот период с подростком и до некоторой степени объясняют взрослением и гормональными изменениями происходящие метаморфозы. Но родителям не легче - хочется заранее понимать, в какую сторону «понесет» ребенка, ведь никто не может предугадать, какие проблемы переходного возраста ожидают именно этого конкретного малыша в пубертате. Точнее, предсказать поведение завтрашнего подростка не было возможности до возникновения системно-векторной психологии. Системно любое поведение любого человека не только предсказуемо и объяснимо, но и поддается коррекции, особенно если речь идет о детях.
Во взрослом возрасте мы пожинаем плоды того, что заложено до пубертата, потому именно на плечах родителей лежит полная ответственность за будущее их детей. Это тот случай, когда незнание законов не освобождает от ответственности.
С трех до семи
В старину говорили, что ребенка нужно воспитывать, пока он поперек лавки лежит. Отчасти это было верно для того времени. В еще недавнем прошлом к семи годам ребенок становился уже полноценным членом семьи, общины. Этакое маленькое совершеннолетие. Основные навыки для выживания получены, малыш способен выполнять несложную работу.
В возрасте трех лет, когда малыш понемногу осознает присутствие в мире других людей с их желаниями, он начинает приспосабливаться к своему пока маленькому обществу, ранжироваться. Важно, чтобы это общество было соответствующим по возрасту, со взрослыми-то не поспоришь за место под солнцем. Понаблюдайте, как малышня бегает, толкается, кусается, отнимает друг у друга игрушки. Кто-то заводила и драчун, кто-то вечно хнычет и жалуется. А воспитателю так хочется, чтобы все были одинаковыми и послушными, ведь игры и режим предусмотрены для всех одинаковые.
Да, что там воспитатели, самые заботливые родители из лучших побуждений допускают грубейшие ошибки, которые аукнутся им во время переходного возраста. Особенно, это касается раннего развития. Хочется, чтобы ребенок с ранних лет проявил свою гениальность, потому его необходимо изолировать от чужих «невоспитанных» детей или загрузить развивающими играми в стенах центров раннего развития, а то и дома.
До семи лет ребенку жизненно важно быть среди сверстников. Да, получать затрещины от более сильных. Да, переживать, что Васенька играет с Машенькой, а не с ним. Толкаться, кусаться, прыгать и бегать наперегонки, учиться взаимодействовать с обществом пока на таком примитивном уровне маленьких зверенышей.
А примитивен ли этот уровень? Дети отыгрывают отношения, с которыми в будущем им так или иначе придется сталкиваться. Они как раз в этом возрасте учатся проявлять свои свойства и управлять своими свойствами, в играх примеряют разные роли. Маленький обладатель уретрального вектора учится быть вождем, а кожник ловким охотником. Это как раз тот возраст, когда лучше ребенка «недоразвить» в плане образования, чем ограничить возможности в определении его ранга в детском коллективе.
До семи лет развиваются нижние вектора, как раз и отвечающие за либидо и ранжирование. Родители обеспечивают
чувство защищенности и эмоциональную поддержку, направляют его, а двор или детский сад - огромный чужой мир. Дома малыш самый умный, самый красивый, самый любимый. Во дворе - он один из стаи, выполняющий свою, очень важную и для всей стаи, видовую роль. И чем правильнее идет развитие векторальных свойств, тем меньше будет проблем переходного возраста, и во взрослой жизни.
Родители, не ожидая порой, что ребенок может сильно отличаться от них самих по свойствам и желаниям, попросту не наполняют его потребности. Ведь понятие «необходимое количество» воспринимается совершенно по-разному. Ребенку с кожным вектором может не доставать физического контакта - материнских объятий, поглаживаний, и требуются разумные ограничения и возможность много двигаться. Анальнику жизненно необходима мамина поддержка, своевременная похвала, а вот суета и одергивания противопоказаны категорически.
А уж если вам повезло воспитывать малыша с несколькими векторами, придется постараться, чтобы все стороны его характера развивались гармонично. Да еще поди различи все свойства характера! Это лишь кажется простым делом. Тут знание системно-векторной психологии Юрия Бурлана поможет сократить количество ошибок в воспитании до минимума и избежать проблем переходного возраста. Тем более, нельзя сбрасывать со счетов и верхние вектора, негативное влияние на которые еще можно не отследить в этом возрасте.
С семи до двенадцати. Близится переходный возраст
Вот малыш пошел в школу. Он уже представляет себе, как вести себя в коллективе, как знакомиться с другими детьми. Если родители ограничивали его общение, приспосабливаться будет сложнее, но все равно к этому возрасту даже самые застенчивые малыши начинают втягиваться в жизнь общества - начинается развитие культурного слоя.
В древности ребенку достаточно было научиться разжигать костер, метать копье, отличать съедобные корешки от несъедобных и т.п. Много требовалось умений и навыков, но все они касались физического выживания «вне пещеры» и отношений «внутри пещеры». Сегодня только лишь навыков жизни в городе мало, требуется еще культура и образование. Именно по этим признакам в современном обществе люди отличают «своих», это служит подтверждением социального ранга.
С семи до 12 лет развиваются верхние вектора ребенка. Тут важно, так же, как с нижними векторами, не перегнуть и не ошибиться. Иногда, следуя за желаниями ребенка, мы не столько уводим его в сторону от природных свойств, сколько невольно останавливаем его развитие на более низком уровне.
Например, для орального вектора маленького врунишки-болтунишки кажется неплохим вариантом кружок пения, где он сможет «наораться» вдоволь, но куда лучше научить ребенка выражать собственную мысль. Это разовьет его мышление. Ораторы, обладающие врожденным и хорошо развитым вербальным интеллектом, всегда в цене.
Для зрительного вектора идеальным вариантом будет развитие сострадания. Зрительники с их огромным воображением благодарные читатели - дайте им хорошие книги, покажите добрые фильмы. Плюс, любые занятия, где ребенок сможет реализовать природную тягу к эмоциональной включенности и чувство прекрасного, научится выносить наружу свои эмоции, сочувствовать, сопереживать. Театральная студия для кожно-зрительных или художественная студия для анально-зрительных детей будут неплохими дополнениями, но не должны быть единственными.
Для звукового вектора может подойти и музыкальная школа, и шахматная секция, и школа с углубленным изучением физики и математики, и литературный кружок. У звуковика в потенциале самый мощный интеллект, но и самая сложная психика. Основная задача - научить сконцентрированного на своих мыслях звукового ребенка проявляться в социуме, выражать устно и письменно свои мысли и ощущения. Его абстрактный интеллект должен научиться решать реальные задачи.
Не стоит забывать о разностороннем развитии и обучении только потому, что какой-то школьный предмет неинтересен ребенку и эти знания ему «никогда не пригодятся». Не только после вуза «знания забываются, а образованность остается», школа накладывает не менее значительный отпечаток на личность, формируя базу для дальнейшего образования.
С двенадцати до пятнадцати. Здравствуй, переходный возраст
После 12 лет, собственно, и начинается переходный возраст, половое созревание. Гормональная перестройка организма «сталкивает» ребенка снова в нижние вектора. Развивается сексуальность. Именно здесь выходят на поверхность все ошибки воспитания, допущенные до семи лет, но мало кто связывает эти вещи.
Начинают проявляться свойства, которые не развились до школы или были «задушены в воспитательных целях». Ребенок отчаянно спорит, хамит учителям. Анальник может даже руку поднять на родителей или пойдет пачкать краской подъезды. Основные грязные комментарии в интернете, троллинг и прочее «вредительство» - дело подростков с анальным вектором. Кожник тоже не отстает. Хороший был мальчик, занимался спортом, а вдруг сбегает с уроков, шляется неизвестно где и неизвестно с кем, деньги из дома тащит. В каждой семье по-разному и совершенно не важно, первый ребенок у родителей или нет.
Да и самим детям не сладко, гормоны прут, а что с этим состоянием делать, они еще не знают. Несет и все тут. Люблю маму, а почему-то говорю обидное, сам не зная, почему. И ненавижу ее за то, что «провоцирует» мое поведение. И вообще, все неправы, все дураки!
Хоть наказывай, хоть уговаривай, а если до семи лет не привился навык адекватной социализации, - проблемы переходного возраста будут. И проблемы эти покажут, какие именно ошибки воспитания были допущены. Слабое утешение для родителей.
Но существует и положительный момент: с 12 до 15 лет - еще есть шанс для развития, который можно использовать, обладая знанием системно-векторной психологии.
После 15-16 лет прекращается развитие свойств векторов и наступает время переходного возраста и социальной реализации. Насколько развились свойства векторов, в тех границах и будет человек способен реализоваться. Здесь речь не об обучении, а именно о развитии психических свойств характера, уровня желаний, уровня восприятия.
Для тех, кому хочется конкретики...
От уровня развития зависит, станет ли увлеченный музыкой малыш всемирной знаменитостью или будет играть у друзей на вечеринках, станет ли тихоня-отличник университетским профессором или вечно недовольным безработным с двумя высшими образованиями.
Дальнейший жизненный успех во многом зависит не от количества дополнительных занятий, которыми нагружали ребенка с ранних лет, а от грамотного отношения родителей к воспитанию и от
системного понимания происходящих процессов. По всему выходит, что «борьба» с проблемами переходного возраста начинается с самого рождения малыша, и воспитывать нужно не столько ребенка,
сколько родителей.
Click to view
А если вы уже столкнулись со сложностями в отношениях с подростком, многие грани характера ребенка сможете понять на бесплатных лекциях по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Понять и увидеть его потребности, помочь ему максимально легко пережить сложный возраст. Не теряйте время! Не совершайте самую большую ошибку. Дети взрослеют быстро и ошибки воспитания исправлять, ох, как сложно…
Автор Янина Буракова
Статья написана с использованием материалов
тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана Читайте также:
ВОПРОС СИСТЕМНО-ВЕКТОРНОМУ ПСИХОЛОГУ. Страшно жить? Рецепт смелости и прогноз на счастье Почему ничего не хочется и жизнь не имеет смысла? Роль театра: Его величество и мы ![](http://www.yburlan.ru/banners/de-700-1.gif)
Google