ЧП в театре Лондона 20 декабря 2013 года
Трагедия произошла в лондонском театре «Аполло». На зрителей обрушился потолок. Произошло это в середине первого акта спектакля «Загадочное ночное убийство собаки» по мотивам одноимённого романа известного детского писателя Марка Хэддона.
Для меня это событие так и осталось бы незамеченным, ведь, к счастью, никто из актеров и зрителей не пострадал. Ну, а кожниками, желающими, как можно быстрее получить свою «пользу-выгоду» от приобретенного в центре Лондона старинного здания, которое при закладке явно не предназначалось под театр, и сегодня находящегося в полуаварийном состоянии, наполнен мир.
ЧП в театре Лондона 20 декабря 2013 года
Название пьесы «Загадочное ночное убийство собаки» тоже ни о чем не говорило, но в голове неожиданно защелкало - «обрушившийся потолок», «аутист», «загадочное убийство». Мысли полетели в пока еще неясном направлении, выстраивая смутный символьный ряд. Что может быть общего между всеми этими словами?
Для начала краткая биографическая справка: Марк Хэддон (Mark Haddon) - пятидесятилетний английский писатель, сценарист и художник-иллюстратор, в молодости работал с людьми больными аутизмом. Для звуко-зрительного писателя - это отличные университеты, результат их «прохождения» блестяще отражен в его первом романе для взрослых «Загадочное ночное убийство собаки».
Главному герою романа Кристоферу Буну - пятнадцать лет, он страдает аутизмом и учится в спецшколе для детей с психическими нарушениями. В романе нет сцен, где бы Крис контактировал с одногодками. В маленьком английском городке круг его общения составляют только взрослые, декоративная мышка Тоби, с которой подросток не расстается, и соседская собака, с обнаружения трупа которой начинается вся история.
Кристофер - звуковик, то есть ребенок со звуковым вектором (термин взят из Системно-векторной психологии Юрия Бурлана). Звуковики - люди с характерной амимией мышц лица. Они не выражают свои эмоции так ярко, как это делают, например, зрительники.
Находясь в постоянном состоянии внутреннего сосредоточения и, частично, утратив связь с внешним миром, звуковик перестает ориентироваться в поведении окружающих, не определяя его. Любые человеческие эмоции, показанные Кристоферу на примере смайликов, чужды пятнадцатилетнему подростку, читающему «о космических миссиях «Аполлона», легко рассуждающему о том, что «наша Галактика представляет собой огромный диск размером в 100 000 световых лет, а Солнечная система находится где-то неподалеку от его наружного края» или «в три-четыре часа утра выходящим на улицу и представляющим себе, будто он единственный человек во Вселенной».
ЧП в театре Лондона. Загадочное ночное убийство собаки
Кристофер получает от жизни один удар за другим. Анально-мышечный отец мальчика, не желая простить свою сбежавшую от трудностей воспитания больного ребенка и бесконечных семейных скандалов жену, сообщает сыну о смерти его матери. Возможно этот обман никогда бы не открылся, если бы при очередном бдении за ночным звездным небом и блужданием по темному саду Кристофер не обнаружил еще теплое тело убитого соседского пса по имени Веллингтон.
Хозяйка загадочно убитой собаки, не старая женщина, оставшаяся в одиночестве после покинувшего ее мужа и объявленной «смерти» матери мальчика, в течении двух лет заботилась о ребенке и находилась в близких отношениях с его отцом. Затем связь взрослых прервалась и Эд Бун - отец Криса, по-анальному желая отомстить отвергнувшей его, теперь уже второй, женщине, срывает зло на несчастном животном.
Все это и еще многое другое предстоит узнать Кристоферу, начавшему свое детективное расследование по делу о «Загадочном ночном убийстве собаки», чтобы потом самостоятельно принять решение, как жить дальше.
В романе интересна даже не столько криминальная сюжетная линия, но то, каково участие взрослых в судьбе маленького гения, который с легкостью, всего лишь для снятия агрессии и стабилизации внутреннего психологического состояния, (так его научили в школе для умственно отсталых!), «возводил в куб все положительные числа по порядку, вот так: 1, 8, 27, 64, 125, 261, 343, 512, 729, 1000, 1331, 1728, 2197, 2744, 3375, 4096, 4913...»
Кристофер, несмотря на простое, даже примитивное, бытовое общение с окружающими его людьми, наделён мощным природным интеллектом - и это не выдумка Марка Хэддона. Образ больного подростка, хотя и собирательный, является результатом наблюдений писателя за детьми-аутистами, среди которых он работал и которых принято считать неадекватными.
ЧП в театре Лондона. Обрушившийся потолок. Аутист. Загадочное убийство
ЧП в театре Лондона. Основные поведенческие проблемы детей-аутистов
«Я могу долгое время не разговаривать с людьми», - говорит мальчик-аутист из романа «Загадочное ночное убийство собаки» - «...если я действительно чем-то заинтересован, например, занимаюсь математикой или читаю книгу о миссии «Аполлона»... то больше я ничего не замечаю. Отец может звать меня ужинать, но я не слышу его. Вот почему я очень хорошо играю в шахматы. Я контролирую свой разум, концентрируюсь на доске, а человек, с которым я играю, через некоторое время перестает сосредотачиваться и... допускает ошибки, а я выигрываю».
У звуковика, как ему кажется, нет необходимости в коммуницировании с окружающими. Он чувствует себя вполне самодостаточным, желая быть оставленным в покое и пребывать только в собственном внутреннем мире «по ту сторону барабанной перепонки». Именно в этом заключается опасность, именно в этом заключается ошибка родителей, учителей, врачей.
Древняя программа, заставляющая вслушиваться в «тревожные звуки первобытной саванны» или космоса, погружаясь в себя в поиске ответов на собственные вопросы, отвлекают звуковика от обычной жизни. Он забывает о пище и воде, может стать агрессивным. если кто-то пытается проникнуть в его мир или если оказывается в «небольших помещениях вместе с другими людьми». Тревожные, резкие, громкие звуки, деконцентрация в местах большого скопления народа способны вызвать у звуковиков чувство страха и паники из-за невозможности привычного погружения в себя и способности сосредоточиться.
В романе подросток, оказываясь в грохочущем лондонском метро, чтобы «мозги... работали как надо», силой воли заставляет себя концентрироваться и для самоуспокоения «мысленно возводил в квадрат число 2...».
У звукового ребенка ухо имеет особую чувствительность. Ушко - это его эрогенная зона. Любой громкий звук, тем более крик, причиняет ему страдание. Родители «часто спорили и ругались друг с другом», и тогда ребенок со звуковым вектором, так же, как это точнейшим образом описывает в романе Хэддон, находит «по-настоящему маленькие помещения»...наслаждаясь тишиной...«пока там нет никого».
Получая звуковую травму своей чувствительнейшей эрогенной зоны в допубертатном возрасте, ребёнок прекращает развитие заложенных природой свойств своего звукового вектора. Первыми и главными нарушителями звуковой экологии становятся родители, которые ссорами, криками, семейными конфликтами и, нередко, оскорбительными выражениями в адрес ребенка, «помогают» ему интровертироваться в себя.
ЧП в театре Лондона. Основные поведенческие проблемы детей-аутистов
Кристофер: «Иногда, когда я делал что-то... мать и отец очень сердились. Они кричали на меня или кричали друг на друга. Иногда отец говорил: - Кристофер, если ты не будешь вести себя прилично, я тебя выпорю. Или мать говорила: - Ты меня в могилу сведешь... Мать иногда меня стукала, потому что она была очень вспыльчивая... Иногда, когда я хочу побыть один, я залезаю в сушильный шкаф в ванной, забираюсь под котел и закрываю за собой дверь. Я сижу там часами и думаю о разных вещах, и от этого мне делается очень спокойно».
Чтобы защититься от внешних шумов, особенно от материнского крика и ругани, травмирующих психику, ребенок подсознательно пытается адаптироваться к ситуации, либо уходя в себя, либо заглушая внешние звуки еще более сильными звуковыми вибрациями, на самом деле деструктивно влияющими на его звуковой вектор: «...я взял из кухни маленький радиоприемник, сел в пустой комнате, поставил его на полпути между двумя станциями и слушал белый шум. Я очень сильно отвернул громкость и прижал приемник к уху, так что звук наполнил мою голову. И это было больно...»
ЧП в театре Лондона. Все умрут, а я останусь
Марк Хэддон очень точно описал тип ребенка с абстрактным мышлением. Звуковик, рожденный в 90-х, уже не интересуется поэзией, философией, как его предшественники. Его не волнует вопрос: От кого мы произошли? С самого раннего возраст, благодаря компьютерным играм и интернету, он поселяется в виртуальной реальности, незаметно для себя стирая грань между ночью и днем, миром настоящим и кажущимся.
Для детей со звуковым вектором интернет - спасение. Родители, занятые своими взрослыми проблемами и выяснением отношений, камнем преткновения которых обычно является неординарный ребенок с огромным психическим объёмом, не способны наполнить его зияющие пустОты.
Находясь один на один в постоянном акустическом прессинге и собственном психологическом вакууме, без поддержки взрослых или вступая с ними в конфронтацию, как это происходит в романе «Загадочное ночное убийство собаки», звуковики, у которых изначально отсутствует ценность тела, проецируют это ощущение на все человечество.
«...Я спал, мне приснился один из моих любимых снов. Иногда я вижу его днем, но тогда это... не сон, а грёзы. И в этом сне почти все на земле мертвы, потому что заразились вирусом. Но это похоже не на обычную болезнь, а скорее на компьютерный вирус. Люди заражаются, если слышат, что говорят заболевшие, и видят выражение их лиц. Таким образом человек может заразиться, даже если просто увидит носителя болезни по телевизору, а это значит, что вирус распространяется очень быстро и охватывает весь мир... Везде очень тихо... и нет никаких звуков... Лишь иногда в отдалении я слышу грохот рушащихся зданий. Все люди мертвы...»,- продолжает Кристофер свое повествование.
Итак, название пьесы, оборвавшейся на середине первого акта из-за нерадивых владельцев театра «Аполло» в Лондоне, как и самого романа - «Загадочное ночное убийство собаки». Зрительное предчувствие меня не подвело и в словах «обрушившийся потолок», «аутист», «загадочное убийство», действительно, есть своя символьная цепочка.
ЧП в театре Лондона. Все умрут, а я останусь
Дети и подростки с заведенным часовым механизмом в голове уже давно находятся среди нас. Это мы, обычные взрослые, занятые своими повседневными делами, проходим мимо них, считая этих мальчиков недоумками и со всей своей людской брезгливостью реагируем на их стенания. («Стенание - глубокий стон с выкриком при сильных переживаниях», - объясняет профессор-славянист Олег Ольшанский). Именно стенания, потому что природа не наделила детей с больным звуком другим способом выражать свои эмоции.
Большинству детей с приобретенным, «благодаря» родителям, аутизмом можно было бы помочь выбраться из внутренней ракушки, наладить мостик, соединяющий миры «по ту и по эту сторону барабанной перепонки», научить их быть социальными адаптантами и подсказать, как реализовать в жизни их гениальный потенциал, заданный им природой.
ЧП в театре Лондона. Мы все в одной лодке
Нужно спешить это делать, пока они, эти гениальные дети, в своих отчаянных попытках найти себя и выйти наружу из все более и более сужающего их сознание коридора, не превратились в больных с диагнозом МНД - Морально-нравственная дегенерация.
Только за последние два года мир пришел в ужас от нескольких громких преступлений, совершенных «носителями вируса» МНД. Это -
морально-нравственные дегенераты Андерс Брейвик, Адам Ланза, Дмитрий Виноградов, Джеймс Холмс, а так же участвовавший в ЧП районного масштаба, убийца Оксаны Макар Евгений Краснощек.
Никому из родителей, забравших своего долгожданного новорожденного из роддома, не известно, какой запал и объем психологического тротила в голове несет их ребенок. Медицина и психология бессильны им в этом помочь, но это способна сделать Системно-векторная психология.
Марк Хэддон своим уникальным произведением «Загадочное ночное убийство собаки» иллюстрирует каждое слово, сказанное Юрием Бурланом на лекциях по звуковому вектору из тренингов по Системно-векторной психологии. Так внятно просматривается драматический путь, по которому идут родители Кристофера, толкая своего ребенка к будущему «загадочному массовому убийству», ломая себе жизнь и формируя из рожденного гением сына обыкновенного аутиста и шизофреника.
Чтобы эти гениальные в потенциале дети, пребывающие в своих виртуальных грёзах, однажды взаправду
не обрушили мир, в котором мы живем, одним щелчком мыши, умышленно или случайно проникнув в реальное закулисье - туда, где находится «Красная кнопка», необходимо как можно раньше распознать их природные вектора, а затем правильно развить их свойства. Для этого только и нужно, чтобы родители прошли обязательный системный ликбез на занятиях по Системно-векторной психологии.
Статья написана по материалам
тренингов по cистемно-векторной психологии Юрия Бурлана.
Автор Светлана Фронтцек
Читайте также:
Системно-векторная психология. Пути для ищущих развития Актер Брэд Питт празднует свое 50-летие! Няня для малыша: как не нанять садистку
Google